>На совете директоров волгоградского предприятия ОАО "Химпром" его председателем был единогласно избран министр обороны России Анатолий Сердюков, пишет в понедельник газета "Коммерсант".
Добрый день!
Все это уже было.
Такая редакционная реплика из газеты «Деловой Петербург» № 100, 07.06.2006 г.:
«После громких заявлений министра индийские заказчики могут выполнить команду «Кругом!»
Тема дня. Реклама по-министерски.
Вчера министр обороны РФ Сергей Иванов на заседании Морской коллегии заявил о необходимости создать национальный судостроительный холдинг. Руководители крупнейших петербургских верфей вздохнули почти с облегчением – стало понятно, из-за чего накануне глава военного ведомства раскритиковал их работу.
Министры нечасто ругают подведомственные им предприятия и никогда не ругают просто так. 5 июня на встрече Президента РФ с членами правительства Сергей Иванов заявил, что «у Министерства обороны и МЭРТ есть вопросы к «Северной верфи» и Балтийскому заводу как с точки зрения качества, так и сроков выполнения оборонных заказов и гражданского судостроения».
Обоих директоров слова министра ввергли в шок. Мало того что государство, в том числе и в лице Минобороны, является самым неаккуратным плательщиком – ни по одному крупному госзаказу финансирование не производится точно в срок. Негативная оценка работы верфей наверняка подорвет их позиции на международном рынке.
Все «судостроительные» скандалы последних лет были связаны с выполнением самых дорогих – экспортных заказов. «Северная верфь» и Балтийский завод боролись между собой, часто – привлекая высокопоставленных лоббистов. Но при этом старались не выносить сор из избы, прекрасно понимая специфику рынка. Китайцы, а тем более индийцы – заказчики капризные, осторожные. Они очень внимательно отслеживают информацию о своих подрядчиках и уж конечно используют любую негативную новость, чтобы снизить цену. Кое-как удалось убедить индийцев в том, что задержка сдачи предыдущего заказа – фрегатов постройки Балтийского завода – произошла по вине субподрядчиков. Потом загорелся «китайский» эсминец на «Северной верфи». Материальный ущерб невелик, а моральный огромен. Наконец история с последним индийским заказом: право строительства еще трех фрегатов отдали не петербургским заводам, а калининградскому «Янтарю», где таких кораблей никогда не строили. Правильно с точки зрения внутренней политики – государство спасает верфь от банкротства. Но какое дело до этого индийцам, которых волнуют гарантии качества работы?
Но, по сравнению с заявлением министра, все это цветочки. Публичное признание того, что лучшие российские верфи работают некачественно и неэффективно, конечно, может способствовать скорейшему включению «Северной верфи» и Балтийского завода в госхолдинг. Однако завоевывать авторитет на мировом рынке им придется даже не с нуля, а с отрицательной отметки.
Редакция».
Краткий комментарий.
Помнится, в конце 1980-х, начале 1990-х годов Министерству Обороны разрешили заниматься коммерцией. Затем опомнились, запретили. Но выпущенный «джин из бутылки» всласть погулял и гуляет по стране до сих пор. Все мы свидетели тому, какой разгром учинен нашим Вооруженным Силам. И все больше руками наших Воеводов.
Холдинг – структура коммерческая. Любая коммерция в основе своей деятельности предполагает извлечение прибыли. Судостроительные заводы – не исключение. Они занимались бизнесом своего уровня и будут им заниматься впредь.
Однако в последнем случае завуалирована суть того действа, что назвали «создание госхолдинга»: МО взяло на себя роль не только куратора предполагаемых действий, но без обиняков намекнуло, кто будет Патроном всего предприятия.
Соединят два капитала, из него народится новый – третий. Останется лишь стричь купоны. Кто будет щелкать ножницами за столь сладостным сердцу занятием, мы увидим через некоторое время, если, конечно, посчастливится посмотреть на состав учредителей.
С точки зрения здравого смысла, казалось бы, не ясен один пункт: зачем же при этом рушить все до основания? Увы, и здесь просто: вакханалия «рекламы по-министерски» - утробная: по-другому не научены и не умеют. Кроме того, искусственно создаваемая шумиха дает возможность скрыть истинные причины совершаемых МО поступков.
В той же газете (№ 104, 14.07.06) на ту же тему размещена новая статья «Министр соберет авиастроителей». Из всей статьи наиболее симпатичен подзаголовок «Тяга к холдингам»…