http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=26263
08.12.2006
По телеканалу «Agwa World», отличающемуся высокой четкостью изображения, телезрители стран Европы, перешедших на суперстандарт HDV, недавно посмотрели видеоролик, вызвавший сенсацию. Кот в водолазном скафандре и голубом гидрокостюме в глубинах Белого моря ошеломил телезрителей. Снял сюжет известный в мире подводный видеооператор и дайвинг-экстремал из Твери Вадим Шестаченко.
Известно, что кошка -- сухопутное животное и воды боится. А здесь мурка, которую к погружению под воду специально не готовили, а подобрали, как говорится, на улице, чувствует себя в царстве Нептуна совершенно спокойно, с любопытством разглядывая обитателей морского дна. Лишь рука аквалангиста, видимая в кадре, позволяет догадаться, что рыжий кот не самостоятельно совершает это сенсационное путешествие.
В титрах нет указания, кто же создал это замечательное снаряжение для четвероногого водолаза -- голубой сухой гидрокостюм и прозрачный акриловый гермошлем. А экипировал кота-экстремала отец Вадима -- известный тверской изобретатель, ученый-акванавт Флориан Шестаченко. Это одно из пяти тысяч его изобретений, которое сейчас патентуется. Сегодня Флориан Александрович -- гость «ВТ».
-- Расскажите, как родилось это изобретение?
-- Подтолкнул меня знаменитый дрессировщик кошек Юрий Куклачев. Директор кошачьего театра задумал новый аттракцион «Подводный мир глазами кошек». Дрессура здесь связана с серьезными научными исследованиями поведения типично сухопутных животных в непривычной среде. Поэтому работа велась в содружестве с Дайвинг-центром Московского государственного университета. Куклачев столкнулся с неожиданными (на самом деле -- с вполне ожидаемыми) трудностями. Для кошек почему-то сделали водопроницаемые костюмы. Оказавшись в них в воде, кошки буквально цепенели.
Мне удалось создать для четвероногих подводников комфортные условия. Сухой гидрокостюм, прозрачный гидрошлем. Сконструировал водолазный буй, с которого идет снабжение сжатым воздухом. Комплект снабжен специальной телекамерой, позволяющей транслировать изображение на монитор. Все снаряжение для подводной съемки я не только сам придумал, но и собственноручно изготовил.
-- Вы хотели удивить мир, но остались как бы за кадром…
-- Никого я не хотел удивлять! Еще в юности, прочитав в книге книг мудрое изречение «…и сотворил Бог человека по образу и подобию своему», для себя я так постиг эту истину. Бог -- бесконечно одаренный гений. Творец всего сущего. Он создал и людей по своему образу и подобию сотворцами. Я и стараюсь всю свою жизнь быть сотворцом. Постигать мир, а не переделывать его. Для этого я задумал и осуществил подводный цирк, в котором будут действовать и сухопутные животные. А зрители могут наблюдать за всем происходящим под водой на экране монитора, расположившись в удобных водолазных классах. Я придумал такой класс, сделал его и еще в 1999 году испытал конструкцию, сутки проведя под водой. И это было невыразимое ощущение. Я доказал, что человек может жить и отдыхать под водой долгое время.
-- Вы помните свой первый шаг в подводный мир?
-- Конечно! Я совершил его у себя на родине в семилетнем возрасте. Сам сконструировал и изготовил подводный аппарат и опустился с ним на дно старого русла Днестра. После этого небольшого путешествия я был очарован подводным миром и приобрел страсть изобретательства для его познания. Водолазную подготовку прошел в специальной школе в Воронеже и в Ленинградском институте физкультуры имени Лесгафта, в котором учился параллельно с лесотехнической академией. Стал тренером по подводному плаванию. Исследовал с аквалангом и в скафандре дно Балтийского, Черного, Охотского морей, озера Байкал, Телецкого озера на Алтае, десятков других морей, озер и рек.
-- Наверное, и сына именно вы приохотили к подводному плаванию?
-- О, это была необычная история! Вадику было всего пять лет. Я изготовил для сына сухой гидрокостюм и небольшой акваланг. Совершить таинство погружения решил в теплых водах Азовского моря. Ранним летним утром 1971 года выехали на «Запорожце» из Твери (тогда еще Калинина) и на следующий день к вечеру были в безлюдном месте посреди Арабатской стрелки. Переночевали. Новый день выдался прекрасный -- солнечный, безветренный. Напевая мелодию «…какое мне дело до всех до вас, а вам до меня» из популярного тогда фильма «Последний дюйм», стал облачать нетерпеливого сынишку в подводное снаряжение. Сам надел только ласты, маску и трубку, чтобы наблюдать за поведением Вадика под водой. Карапуз, оказавшись в море, быстро освоился и стал плавать под водой довольно профессионально. Я чувствовал, что восторг переполняет мальчишку. Перед погружением я предупредил сына, чтобы он ни в коем случае не всплывал резко вверх, иначе получит баротравму ушей и легких. Вадик точно выполнял мои наставления, передвигаясь ближе к дну моря. Глубина была уже метров пять, когда мое внимание буквально на секунду отвлек скат-хвостокол. Но и этого мгновения оказалось достаточно, чтобы Вадим исчез. Я нырнул и, бешено работая ластами, поплыл по спирали, все время увеличивая радиус. Нетрудно понять мое тогдашнее состояние. На глубине метров двадцать краем глаза заметил тень и серебрящиеся пузырьки уходящего вверх воздуха. Я метнулся туда, крепко ухватил сына, повернул к себе лицом. Увидел радостные глазенки безмерно счастливого мальца. Он намерился плыть в жуткую глубину…
Теперь, чтобы сын не получил баротравму, предстояло самое сложное -- всплывать вместе не быстрее пузырьков выдыхаемого мальчиком воздуха Я нырнул лишь с запасом воздуха, который успел глотнуть на поверхности. Дышать становилось невмоготу, инстинкт самосохранения тянул резко вверх, но я понимал, что могу погубить сына. Всплыли мы метрах в 150 от берега. На поверхности я на мгновение потерял сознание, но рука судорожно продолжала сжимать акваланг сына. Мы оба получили боевое крещение: сын в пять лет познал подводное волшебство, а я побил все рекорды задержки дыхания под водой. После этого Вадик уже не расставался с аквалангом, а повзрослев, служил водолазом на Тихоокеанском флоте, затем окончил школу водолазных специалистов, стал профессионалом, снял множество фильмов в водных просторах всего мира -- от Антарктиды до Северного полюса. Я рад, что первые мои уроки помогли ему найти призвание.
-- А вас океанские просторы не влекут?
-- Еще как! Мировой океан таит в себе настоящие сокровища. В буквальном смысле. На океанском дне сосредоточены огромные запасы редких металлов, другие богатства Но надо до них добраться. Я изобрел специальный аппарат для исследования океана до предельных глубин, позволяющий человеку опуститься вглубь на 11 километров -- на дно Марианской впадины. Создан также уникальный добычной комплекс по разработке океанских месторождений. Обе эти оригинальные разработки, не имеющие мировых аналогов, запатентованы. В проекте задействованы ведущие отечественные и зарубежные специалисты. Идет поиск инвесторов.
-- Трудно поверить, что вас не зовет и воздушная стихия…
-- В небе я тоже не новичок. Облетал всю страну не только в качестве пассажира, но и пилота. И многие мои изобретения устремлены в небо. Недавно завершил еще одно -- создал аппарат, способный на вертикальные взлет и посадку, зависание, подобно вертолету, в заданной точке воздушного пространства, телесъемку в нужном ракурсе с расстояния до полукилометра, подлет к требуемому объекту с ювелирной точностью при помощи дистанционного управления.
Берясь за работу, я изучал имеющиеся зарубежные аналоги. Нашел такой в США -- беспилотный самолет с телевизионной системой на борту. Стоимость его -- 30 тысяч долларов. Такой аппарат хотят получить в свое распоряжение полицейские из Лос-Анджелеса. Мой самолет дешевле, многофункциональнее, опережает американский, без ложного хвастовства, по всем параметрам. Свой летающий проект я сейчас патентую.
-- Что будет дальше?
-- Об этом знают только Господь Бог и мое изобретательское вдохновение.