>может, конечно и офтопп, но актуально :-)
>кто готов Новый год встретить по-человечески, а?
Двадцать пять против семи. Когда встречать Рождество?
По мере приближения новогодних праздников, большинство людей, изредка захаживающих в церковь, год от года задаются одним и тем же, ставшим почти уже традиционным, вопросом: какое же Рождество правильное. То ли то, которое отмечает весь мир – 25 декабря, прозванное "католическим" или же то, которое празднуется в России – 7 января, именуемое "православным"? На самом деле, среди порой столь бурной полемики по поводу того какое Рождество истинное как-то забывается, что Рождество может быть только одно – Христово.
Впрочем, вполне легко убедиться в том, что церковного праздника под названием "Православное Рождество" просто не существует. Достаточно просто-напросто заглянуть в богослужебную книгу, содержащую литургические тексты каждого дня – Минеи, и обнаружить, что под датой 7 января в них стоит "Собор предтечи и крестителя Господня Иоанна", зато под 25 декабря в них значится "Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Это значит, что Русская Православная Церковь всегда праздновала и празднует Рождество 25 декабря.
Тогда в чем же дело? Пожалуй, наивно предполагать, что приведенный на допрос к римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату Иисус Христос, предъявил паспорт, выданный на имя Иешуа Амешиах бен Давид, где в графе "дата рождения" стояло 25 декабря (или 7 января) 1 года. К сожалению, у иудеев не было обычая праздновать дни рождений, да и библейские авторы не особо интересовались точными датами. И если, используя Евангелие от Луки, мы можем предположить год явления в мир Спасителя, то с датой дело обстоит куда хуже. Некоторые ученые предполагают, что Лука описывает зимний период, кто-то утверждает, что ночью пасти стадо на улице было возможно только весной или летом, кто-то предъявляет доказательства того, что Христос родился осенью. Как бы там ни было, большинство серьезных церковных историков и библиистов согласны в одном, что дату рождения Христа точно определить невозможно. Увы.
Практически со школьной скамьи ни для кого не является тайной то, что создатель современного летоисчисления, живший в VI веке, римский аббат Дионисий Малый, ошибся в своих расчетах на несколько лет, относя дату Рождества Христова к 754 году от основания Рима (ab Urbe Condita). Сейчас уже вполне твердо установлено, что иудейский царь Герод I Великий, более известный нам под библейским именем Ирод, умер в 750 году от основания Рима, говоря по-современному в 4 году до нашей эры. За несколько лет до своей кончины царь, желая устранить неожиданно появившегося претендента на иерусалимский престол, о котором он ничего не знал кроме места его рождения, приказал истребить всех Вифлеемских младенцев "от двух лет и ниже". Умело, сопоставив даты можно высчитать, что Христос родился примерно за 5-7 лет до предложенной Дионисием даты. В общем, где-то в 6 году до нашей эры или же до Рождества Христова, это кому как больше нравится. Ошибка римского монаха, вероятно, объясняется тем, что он опирался на авторитетный памятник, находившийся в его библиотеке, известный науке как "Хронограф 354 года". В нем рождение Христа отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 год нашей эры. "При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8 день до январских календ в пятницу 15-й луны",- читаем мы в этом источнике.
В первые годы существования Церкви христиане праздновали лишь Пасху. Но затем стали появляться и другие праздничные дни, связанные с различными событиями земной жизни Христа. Одним из них стал праздник Рождества, отмечаемый в один день вместе с Крещением и Поклонением волхвов – 6 января. Лишь только в IV веке Рождество было перенесено на 25 декабря. Точно известно, что уже перед 336 годом праздник Боговоплощения отмечался в Риме именно в этот день. Немного позже эту традицию перенял и христианский Восток: в декабре стали праздновать Рождество с 375 года в Антиохии, с 379 года в Константинополе, а вот в Палестине только на переломе VI и VII веков. Зато Армянская Апостольская Церковь до сих пор празднует Рождество 6 января.
Сама дата – 25 декабря имеет не историческое, а апологетическое и назидательно-символическое значение. Дело в том, что этот день является, астрономически безусловным для северного полушария денем зимнего солнцеворота, то есть своеобразной точкой, когда продолжительность дня потихоньку начинает расти. Распространенному в Риме культу Солнца, начавшему 25 декабря свой триумфальный поворот к весне после победы над зимней тьмой, Церковь противопоставила веру во Христа, принесшему миру духовный свет и обновление.
Нарочито перенеся день рождения Христа на радостно переживаемый язычниками "День рождения Непобедимого Солнца" (Dies Natalis Solis Inviciti), христианские богословы сделали его центром народной жизни. Вся природа преклоняется пред Младенцем Иисусом, и даже Солнце, это божество язычников, повинуется родившемуся "Солнцу Правды". Произошла замечательная замена причинно-следственных отношений.
Одновременно был пересмотрен и сам римский календарь, реформированный в 45 году до нашей эры по инициативе императора Юлия Цезаря, а потому получившего наименование "юлианского" ("старый стиль", как его теперь называют). С ним Церковь окончательно связала свой формирующийся цикл годовых неподвижных (непреходящих) праздников. Привязанные к определенным датам четыре "поворотные точки" Солнца – два солнцестояния и два равноденствия – предполагалось сохранять неизменными (естественно, как и любые другие точки координат или отсчета).
Но, как известно, юлианский календарь неточен и постоянно отстает "от природы". Причина этого в том, что средняя продолжительность года в юлианском календаре на 11 минут и 14 секунд больше тропического года, то есть продолжительности оборота Земли вокруг Солнца. В результате каждые 128 лет накапливается ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигается за это время на одни сутки назад, от марта к февралю. Начиная с IV века, когда Церковь, став государственной, связала свой формирующийся годичный цикл праздников с юлианским календарем, и до конца XVI века все праздники, связанные с точно фиксированными датами (праздники неподвижного цикла), передвинулись "вперед" на 10 дней (зимние к весне, весенние к лету и т.д.).
С целью исправления возникшей ошибки Римский Папа Григорий XIII в 1582 году решительно произвел реформу календаря, который и получил наименование "григорианского". В своей булле, под названием "Среди важнейших…" (от 24 февраля 1582 года), патриарх Рима подчеркивал, что делается это "с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского собора установили на 12 день перед апрельскими календами…". Это означало логичное возвращение к исходным календарным точкам отсчета, и григорианский календарь стал с достаточной точностью фиксировать точное (то есть астрономическое) время.
Реформированный – "григорианский" календарь сразу был принят католическими странами Европы, а вскоре и протестантскими. Православные тогда отказались его принять, хотя ими и была признана неточность юлианского календаря.
Таким образом, Рождество Христово по юлианскому календарю приходилось в XVI и XVII веках на 4 января по григорианскому календарю, в XVIII веке на 5 января, а в XIX веке православные отмечали его уже 6 января. В XX и XXI веках отставание юлианского календаря от истинного времени составляет уже 13 дней, так что сторонникам "старого стиля" Рождество приходится праздновать 7 января, а не 25 декабря. Соответственно, смещаются и все остальные праздники неподвижного цикла. После 2100 года отставание юлианского календаря возрастет до 14 дней, и Рождество будет приходиться уже на 8 января. Затем, разрыв увеличится до 15 дней и даты всех праздников передвинуться еще на один день вперед. В перспективе Рождество должно будет стать весенним праздником, затем летним, а потом и осенним праздником. Соответственно и Пасха, будет праздноваться летом, осенью, зимой и так далее… Если дать волю своему воображению и математическим способностям, то можно высчитать, что к 46 752 году нашей эры "Вселенский юлианский цикл" замкнется и все праздники пройдя по всем числам годового круга, вернуться к своему первоначальному астрономическому значению.
Но это смещение календарной даты праздника с его истинной, то есть астрономической, даты, уничтожает и ту знаменательную символику победы Солнца над земной тьмой. А именно эта астрономическая дата являлась решающей для христианских богословов в определении времени празднования Дня Рождения Христа. Календарь – это искусственная, в полном смысле этого слова, – придуманная людьми система последовательного счета дней и поэтому отождествление юлианского календаря с православием основано на недоразумении или на недостатке образованности. К слову сказать, римский язычник император Юлий Цезарь весьма удивился, если бы узнал, что носящий его имя календарь, воспринимается некоторыми людьми как один из столпов Православия! Мы живем не по часам и не по календарю, а внутри объективно данного потока времени, который созданные нами часы или календари должны фиксировать как можно более точно. Они просто инструменты для измерения различных по длительности промежутков времени, а инструменты не могут быть религиозно окрашенными – православными или католическими, они могут быть лишь точными или неточными. Стрелки часов показывают человеку его место внутри суточного цикла – промежутка времени, за который Земля вращается вокруг своей оси; календарь ориентирует его внутри промежутка времени, за который Земля обращается вокруг Солнца.
Представим себе не в меру усердного хранителя памяти своего уже давно почившего дедушки, от которого ему достались в наследство красивые старинные часы. Все бы было хорошо, но они отстают на 13 минут. Однако перевести стрелки – значит, оскорбить память дедушки! Понятно, что живущий не по истинному, точному времени, а по дедушкиным часам человек всюду отстает и вечно запаздывает на 13 минут: когда стрелки на его часах показывают полночь – на самом деле уже 0 часов 13 минут, то есть полночь наступила тринадцатью минутами ранее, чем показали часы. То же самое происходит и с датами по юлианскому календарю: цифровые значения остаются прежними, но из-за отставания от истинного времени они смещаются вперед .
Именно этим и объясняется постоянное запаздывание на 13 дней всех христианских праздников неподвижного цикла, отмечаемых православными в России. Таким образом, Русская Православная Церковь празднует Рождество 25 декабря, а не 7 января, но только по юлианскому календарю, отстающему от истинного времени на 13 дней.
Позволю себе напомнить, что многие поместные православные Церкви уже перешли на григорианский календарь и празднуют светлый праздник Рождества Христова в один день вместе с христианами других конфессий – это например: Константинопольский Патриархат, Греческая, Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Польская и Чешская Православные Церкви. В свое время, в начале XX столетия Патриарх Московский и всея Руси Тихон, причисленный в последствии к лику святых, пытался перевести православное богослужение на новый стиль, но это его начинание не получило поддержки. Однако, кто знает, может когда нибудь, и в России все, кто исповедует веру во Христа, встретят Рождество вместе, в один день, а не с почти двухнедельным отрывом. Пока об этом остается только мечтать, но кто-то говорил, что в Рождество мечты сбываются.
Источник: www.religare.ru