От VOICE Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 25.06.2006 18:57:12 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Как Гертруда Нобиле спасала "Красин"

В России годные еще плавединицы благословляли на пароходную бойню по той же примитивной схеме: кредиторы сначала суда тормозили в загранпортах исками, финансовые претензии, понятное дело, игнорировались, бездействовали по принципу: только трус отдает долги, потом отважные чиновники наперегонки, чтоб не опоздать нагреть руки, благословляли обреченных на продажу с аукциона.

Спустя двадцать лет после массового забоя пароходного стада, соглашались: дескать, среди приговоренных попадались и молодые особи, погорячились маленько, но все равно за четырнадцать лет независимости они бы морально устарели.

На мрачном фоне потерь легендарный ледокол "Красин" демонстрирует пример рекордного пароходного долголетия. Спущенный в 1916 году (!) со стапелей верфи "Армстронг и Витворт" в Ньюкасле ледокол, первоначально нареченный "Святогором", незаметно миновал возрастной барьер, отделяющий старость от вечности, и стал живым реликтом при деле. Класс у парохода подтвержден до 2005 года, хоть завтра отдавай концы с тумб набережной лейтенанта Шмидта и снимайся в море!

А ведь реликт выглядел лакомо, в нем в два раза больше живого веса, чем у обычного парохода, толщина усиленного корпуса 32 мм, а не 18. И акт о списании выглядел бы вполне правдоподобно: "...в связи с естественным износом и интенсивной эксплуатацией был приведен в полную негодность...". Как удалось герою Арктики при беспрецедентном разгуле металлоломного разбоя избежать пропан-бутановой горелки?

А зарились на ледокол и раньше. В 1918-м, не порезвившись среди ледовых полей и годика, "Святогор" был угнан интервентами из Мурманска за кордон. Или спасен, потому что его мог ждать марш на дно - мы жадны до оптимистических морских трагедий, возможно, евразийская кровь играет. С 1918 по 1921 годы на борту хозяйничала норвежская команда во главе с капитаном Отто Свердрупом, ледокол обслуживал западные линии. В 1921 году торгпреду в Англии товарищу Леониду Красину удалось выкупить пропажу всего за 300 тысяч английских паундов. На радостях окрестили ледокол именем дипломата-освободителя.

В двадцатые грузовой пароход "Соловей Владимирович" не сумел в навигацию пробиться к устьям сибирских рек, и зерно в его трюмах, предназначавшееся голодающим, заплесневело. Чтобы избежать наказания за умышленное вредительство, экипаж "Соловья" погрузил семьи на пароход и дал деру, нацелившись за кордон, да впопыхах нашли отечественную меляку. С банки снимал "Соловья" "Красин", спасательная операция в энциклопедии не попала, беглецов, понятное дело, расстреляли.

После снятия в 28-м со льда семерых итальянцев экспедиции У. Нобиле, красинцы еще спасли полторы тысячи пассажиров лайнера "Монте Сервантес". Водолазы "Красина" в условиях заполярья заделали пробоину в носовой части лайнера. Материалом для латок служили рифленые стлани, плиты настила из машинного отделения "Красина", это все равно, что пересадить погибающему собственную кожу.

В войну вооруженный 45-миллиметровками "Красин" участвовал в караване "PQ-15". Но пришло время и самому спасаться. В семидесятые, когда уже отпечатали акт на его списание, неожиданно вышла из строя энергетическая установка в Баренцбурге, советском поселке на Шпицбергене, и "Красин" поставили на прикол в тамошней бухте. Два генератора "Красина" демонтировали и перетащили на берег, а один вырабатывал ток на борту, по кабелю электричество поступало на берег. Формально "Красин" перестал существовать как полноценная плавединица в пароходских реестрах. Забвение узаконили, когда в 1976 в Финляндии спущенному со стапелей ледоколу-новострою дали имя "Красин". Благодаря генераторам списанного "Красина" советские горняки смогли еще двадцать с лишним лет добывать нерентабельный уголь.

В смутные девяностые героическому ледоколу генераторы вернули, дали ремонт, он возил на запад автомобили. Автомобильным извозом тогда промышляли многие и одесские ролкеры "Капитан Мезенцев", "Инженер Ермошкиен" и многие другие почившие. Когда автомобильный поток иссяк, снова замаячила угроза очередного покушения на пароходную жизнь героя Арктики со стороны чиновников уже нового поколения. Гертруда Нобиле, вдова генерала Нобиле, стала бить в набат международных организаций, на западе к истории относятся трепетнее. Кремль внял просьбам вдовы, и пароход передали на баланс... Министерства культуры.

В самое скудное время, когда крышки люков крадут, "Красин" стал плавучим музеем, годным к плаванию и эксплуатации по паспортному назначению, ветерана сбагрили на баланс Министерству культуры РФ, что его и спасло. Правда, подводным рифом, уже в новом качестве, стало для нового хозяина отсутствие причального фронта. "Красин" занимает часть причала "Балтийского судостроительного завода", пока не гонят, только крысятся, как на приживальщика.

Сквозь буксировочный клюз со шрамами, нарезанными стальными тросами в Арктике, видны портальные краны "Балтийского завода". На другом берегу Невы, где "Адмиралтейские верфи" швартуются на регламентный ремонт подлодки типа "Варшавянка". Окультуренные матросы меняют настил палубы красного дерева. Тиковому настилу почти век, но он не сгнил. Годный брус пойдет на сувениры, возможно, умельцы вырежут в масштабе модели самого "Красина".
Владимир Каткевич 23 июня 2006

http://kiev.kp.ru/2006/06/23/new122362/



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100