Необычный "улов" командира звена
Ист: Боевая вахта, №14
Дата: 23.02.2006
Автор: Михаил Чевычелов
Такого в летной практике командира звена самолетов Ан-26 майора Владимира Юрасова еще не было. Да и во всей транспортной эскадрилье никто не припомнит, чтобы кому-то из них, транспортников пришлось когда-либо выступать в роли противолодочника. А вот летчику первого класса и его экипажу выпала такая честь. И случилось это так.
Экипаж Владимира Юрасова получил задание пройти по маршруту над морем и внимательно осмотреть прилегающую к нему акваторию - нет ли там браконьерских судов. Последнее время повадились к нам на рыбалку ходить соседи из-за кордона. Задание как задание, ничего особенного. Авиаторов не смущал даже тот факт, что большую часть пути они вынуждены будут пилотировать машину на малых и предельно малых высотах. Иначе нельзя: с большой высоты детально не разглядишь браконьерское суденышко.
Впрочем, Юрасову ли было опасаться малых высот, когда он, летчик-инструктор, обучал молодых летчиков эскадрильи "ползать" над водой чуть ли не на "брюхе".
Штурман экипажа (он же штурман звена) майор Александр Антоненко проложил на карте маршрут, вместе с командиром еще раз уточнил, где именно, на каком отрезке линии заданного пути они начнут над водой снижаться, какой район будут осматривать, в какое время покинут его и вернутся на аэродром. Командир и штурман не учли только одного: какой на этот раз необыкновенный браконьер им встретится...
В строго установленное время воздушный экипаж майора Владимира Юрасова стартовал с родного аэродрома и взял курс в открытое море. Сначала шли с набором высоты, а километров за сто от береговой черты штурман подал команду: "Курс... градусов, начинаем снижаться до трехсот".
Они снизились до трехсот метров и вскоре заметили внизу, под крылом самолета, крохотное суденышко, потом еще одно и еще. Штурман едва успевал отмечать на карте местонахождение судов.
- Экипаж, будьте предельно внимательны, снижаемся до пятидесяти метров! - передал по СПУ майор Юрасов и повел машину на снижение...
Самолет стремительно пронесся почти над самыми мачтами рыболовецких судов. С высоты пятидесяти метров нетрудно было определить, что это иностранные суда.
- Фисенко, бери управление на себя, - передал Юрасов своему правому летчику.
- Управление взял, - коротко отозвался летчик.
Пилотировать тяжелый Ан на такой малой высоте довольно сложно, но командир экипажа спокойно доверил самолет своему помощнику. Старший лейтенант Юрий Фисенко - кандидат в командиры корабля. Не зря обучает его искусству полетов майор Юрасов. В наступившем году молодой летчик пройдет полную ночную подготовку, а далее - полеты в облаках и в условиях метеоминимума. Старший лейтенант спокойно и умело пилотирует самолет по приборам. Вот и сейчас он уверенно выдерживает заданную скорость и высоту, ориентируясь на показания приборов скорости и радиовысотомера.
Авиаторы насчитали уже более двадцати судов-браконьеров, когда на экранах радара появилась необычная засветка.
- Командир, впереди по курсу, удаление... какая-то странная цель, - передал штурман Антоненко.
- Вижу, - откликнулся Юрасов.
Через минуту-другую авиаторы вдруг ясно увидели внизу перископ и отходящий от него елочкой след на воде.
- Командир, слева по курсу подводная лодка! - констатировал штурман.
- Лодка, - эхом отозвался командир. - Только вот чья? Нашей здесь не должно быть... Значит, "иностранка"?
Координаты субмарины, а заодно и иностранных рыболовецких судов-браконьеров были тут же переданы на берег.
Вот с таким необычным "уловом" и вернулся экипаж майора Юрасова на родной аэродром.