От VOICE Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 29.04.2006 19:08:34 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Последнее право быть первым


Последнее право быть первым
Звездочка
27 апреля 2006 (66)
Елена КОРОСТЕЛЬ

Этот корабль шел на "Звездочку" с надеждой на ремонт... Денег государство не нашло, и боевой крейсер шесть лет простоял у причальной стенки завода, получив окончательный приговор - никогда не вернуться в состав флота. За эти годы корабль лишился славного имени "Адмирал Ушаков" - его теперь носит отремонтированный на "Звездочке" эсминец "Бесстрашный". Бывшему "Ушакову" остался только номер. На этом фоне может звучать странно, что 12 апреля экипаж крейсера и его друзья отметили 25-й день рождения первого боевого отечественного надводного атомохода.

Всего в нашей стране было построено четыре крейсера серии 1144 (по классификации НАТО - "Орлан"). "Адмирал Ушаков" (1980), "Адмирал Лазарев" (1984), "Адмирал Нахимов" (1988), "Петр Великий" (1996). В боевом составе остался лишь последний. Проект считался лучшим в своем классе. Толчком к его созданию стало появление в 1961 году в США атомного надводного крейсера "Лонг Бич". В 1964 году Россия начала свои разработки. Новый корабль с самого начала стал любимым детищем главнокомандующего ВМФ С. Горшкова. Тем не менее проектирование шло трудно и медленно. Постепенно облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность и получил окончательное наименование - атомный ракетный крейсер. Строительство корабля началось в 1974 году, а принят в эксплуатацию он был в 1980-м. Крейсер базировался в Североморске и до 1992 года носил имя "Киров", затем - "Адмирал Ушаков". После аварии в 1990 году корабль перевели в резерв, и в морских походах он не участвовал.

И выходит, что "Адмирал Ушаков" реально нес службу десять лет. Для сравнения: уже упомянутый "Лонг Бич" стоял на страже границ США почти 35, с 1961 по 1995 год. В 80-х он прошел серьезную модернизацию. "...Ушаков" тоже мог бы служить лет сорок при условии ремонта каждые десять лет.

Специалисты отмечают, что в течение ряда лет "Орланы" были лучшими в мире кораблями своего класса. Несмотря ни на что крейсер пытались спасать всем миром. Даже специальный фонд спасения крейсера учредили. Это было в 1999 году по инициативе депутата Госдумы от Вологодской области В. Лопатина. Спустя пару лет фонд, собрав 20 млн. рублей, перестал сообщать о своей деятельности. Где он сейчас, выяснить не удалось. Экипажу крейсера Лопатин прислал письмо, в котором сообщил, что в связи с тем, что он вновь не избран депутатом, свою деятельность прекращает...

По иронии судьбы "Адмирал" все-таки останется первопроходцем до конца. Это потому, что технологии и опыта утилизации подобных судов в России нет. Ему быть первым. Стоимость работ примерно в десять раз выше, чем утилизация самой крупной атомной подводной лодки. Необходимо 40 млн. долларов. Сегодня вопрос утилизации атомного крейсера - вопрос безопасности всего Северо-Западного региона России. Поэтому по предложению "Звездочки" организовано сотрудничество в этом вопросе нескольких стран-доноров. Финансирование работ отчасти возьмут на себя участники программы Глобального партнерства стран большой восьмерки. Например, на первом этапе - разработки документации на безопасную выгрузку отработавшего ядерного топлива - готова вложить средства Италия. Сейчас договор в стадии подготовки...

А мощный боевой корабль длиной более 250 метров между тем продолжает жить. Экипаж под командованием капитана I ранга А.Л. Черненко честно несет службу и даже в прошлом году признавался лучшим в Беломорской военно-морской базе по физической подготовке и борьбе за живучесть.




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100