Ваш покорный слуга плавал в должности начальника судовой радиостанции и имеет радиотехническое образование и понимаю,что радиоволны в диапазоне УКВ распространяются по прямой-это теория, а на практике такой предмет как распространение радиоволн совсем не изучен :-)))
Хотите верьте,хотите нет, один раз в Северном море попали в тяжелый шторм,шли с металлом и была очень резкая качка.Вырвало штыревую антенну
(штырь был финский и конструкция была немного иной,чем наши штыри)
На СВ антенну работать было практически евозможно, тк все изоляторы заливались водой и на них был спрлошной слой соли (передатчики настраивались автоматически) Нужно было связаться, я позвал - ответила только Москва (р/ц ММФ) отработал,со мной в рейсе был инженер радионавигационной камеры, заходит в радиорубку и просит - спроси пож. как тебя слушат, спрашиваю - 5 баллов, а инженер и говорит - ты посмотри на что ты работал, выхожу - штуря нет, в изоляторе углубление от основания штуря заполнено водой. Вот я и работал практически на горшок с водой. Вот вам и теория распространения...
А о том пароме,что я говорил ранее, так даже и связь с машиной была только по переносным р/ст. На судах иностранной постройки (которые были не для СССР) вообще нет никакой громкоговорящей связи, используются только переносные станции.
Ув
С Б
Примите во внимание,что на форуме не все связисты.