От 142 Ответить на сообщение
К КЭВГ
Дата 27.01.2006 17:28:21 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Байки; Версия для печати

Re: Вот подробнее

>> Здравия.

>Почему они живы остались? Успели включиться в ИДА? Расскажите, плиз, подробнее. Первый раз слышу про такую аварию...



Если будут неточности и нудности не суди, подробности можно пропустить. Рассказываю как могу (не писатель я, я- читатель), что сам помню и со слов других членов экипажа.
Лето 1981 года, один из полигонов Балтийска, пл 665 пр. С-142, лошадке 30 лет, все межремонтные сроки продлены не единожды. Лодка не первый год второй линии и в основном занимается обеспечением БП всех кому не лень выходить или вылетать в море. Это как старый, тряпочный заяц на собачьих бегах, участники забегов меняются, а он все бегает. Пора потрепанного выбросить, но в наличии только живые зайцы, а их жалко.
Морячили очень часто, в море выйти, что в ближний магазин сбегать. Экипаж отработан до ленивого автоматизма и непростительной обыденности. Командир кап. л-т Б, грамотный и не первый год в должности.
Этот выход был обычный, должны были обеспечивать наши МПК-а, которые базировались толи в ГДР, толи в Польше, и выпал на воскресенье (первый сигнал). Это было совсем не характерно и, естественно, в лом всему экипажу. Плакали рыбалка, пляж и вечерний поход в ресторан «Маяк».
Как командир не бился меркантильные мотивы противолодочников (для них каждый лишний день свидания с Родиной сказывался на кошельке в виде уменьшения количества т.н. бонов) перевесили мотивы о здравом смысле, здоровье и настроении подводников, ведь с понедельника предстояла работа недели на две.
Ну делать нечего. Всучили командиру калечку маневрирования с предуприждением, чтоб в сторону ни ни , а чтобы совсем наверняка при изменении курса (только предусмотренного калькой) выставлять КСП.
Так и почапали мы, как говорят, солнцем палимые и со слабой надеждой успеть на поздневечерний разбор в «Якорь».
Прибыли в полигон, надо погружаться, а носовые рули не отваливаются. Минут 30 разбирались, если не ошибаюсь закусило ленточный стопор. (Второй сигнал, за два года на этой пл не было ни одного подобного случая).
Ладно, нырнули на 60 м. (обычно работали на 40 м.) и пошла обычная рутинная работа. Вахта вахтится, подвахта щурится, подушка давится.
Часа за 1,5 до начала циркуляции ком. отд. трюмных Сулейманов (отличный матрос, это о рейтинге, фамилия точная, запомнил хорошо бедолагу) с помощью кувалды (гильза от ВИПСа была с другой пл и почему-то приходилось немножечко помогать ей втиснуться) отработанными действиями зарядил ВИПС.
Поставили раздвижной упор под заднюю крышку, на всякий пожарный, хотя никогда не ставили. (ВИПС на С-142 установлен вертикально в подволоке, нижняя крышка см. 30 от него).
А наши морячки при подаче ВСД имели нездоровую привычку. Открывали всегда переборочную дверь между 7 и 8 , и фотографировались на фоне, бившие фонтаном из под задней крышки, потока воды (не преувеличиваю). Так, что с большой долей вероятности у многих из них эти редкие кадры бережно хранятся в дембельских альбомах.
Кстати переборка между 7 и 8 рассчитана всего на 1 кг., даже переборочная дверь была как на НК, большая на барашках. Напомню, уважаемый, что 7 отсек на этом проекте - электромоторный. Ну вот такой вот проект.
Так вот после того, как выплюнули КСП кап. л-л Андрей Р. и м-с Сулуйманов, приводя все в исходное, только сдвинули упор в сторону и тут рвануло порядка 6-6,5 кг через трубу ВИПСа.
Из 7-го успели захлопнуть переборку на защелку, ее сорвало. Второй раз успели уже накинуть барашки.
Сразу дифферент большой на корму, доклад из 7-го, сигнал аварийной тревоги. Лодка валится.
Глубина места была 104 м.
Механик, приписной с С-152, которая к тому времени уже давно на приколе, начал дуть корму малым пузырем (прошу не придираться к техническим терминам) и немножко растерялся.
Через открытую дверь в рубку радистов увидел старшину команды РТЛГ старого, авторитетного мичмана Альберта Лазаревича А.(фамилия тоже соответствующая, служил еще на послевоенных лодках, по его словам он участвовал в извлечении тел с С-80 на СФ, это тоже к теме о рейтинге), который упирался ногами в падающие на него передатчики и на всю жизнь запомнил его фразу –«ну Виталич, вот и пи-ц». В голове пролетело – раз старый сказал, значит дело плохо.
Положение спас старшина команды трюмных мичман В, из первого, преодолевая тяжесть переборочных дверей (дифферент то очень большой, в цифрах не скажу) влетел в ЦП и аварийно продул, корму и через несколько секунд остальное. Лодка как на лифте выскочила на поверхность.
Командир, после, того как отошел дифферент на нос, естественно увидел с мостика открытую переднюю крышку ВИПС, хотя и так была понятна причина.
В ЦП запустили ГОН на осушение 8 отсека, а он не берет. Механик со старшиной команды мечутся, разобраться не могут.
Связи с 8-м нет, а там ком БЧ-2,3 кап. л-т Андрей Р. и упомянутый ком. отделения трюмных.
Пытались отдраить люк восьмого, только кувалдой разбили маховик (на глубине поджали и вот стандартная ситуация).
Все в мандраже за товарищей, связи по-прежнему нет, ждут решения командира.
Время идет.
Старшина команды РТЛФ связался на УКВ с МПК, они подошли к нам, предлагают помощь.
Пытались с помощью какой-то помпы, переданной с МПК на шлюпке, откачивать через открытые крышки, не лезет по диаметру шланг-змеюка (на самом деле не шучу).
А время все идет.
Прикинь сколько на это надо было времени. Попытки запустить ГОН, сломать маховик люка 8-го, связаться с МПК, подойти ему в точку всплытия пл, подготовить и погрузить на шлюпку помпу, выгрузить на корпус пл, попытки втиснуть шланг в трубу и т.п. Что больше 30 мин несомненно, я думаю, что в районе 1 часа, если не больше. Температура на той глубине соответствующая.
А ребята все там, вначале через ВИПС были слышны голоса (дословное цитирование себе не позволю), но недолго.
Наконец разобрались с ГОНом, засосал.
Командир даже не стал ждать полного осушения отсека дал команду на вскрытие.
Через комингс в 7-й схлынул остаточный слой воды см. 70.
Конечно картина, увиденная очевидцами, была жуткая. Все, что в отсеке – в корме в куче. Могильный холод, освещения, естественно, нет. Ребята оба в вертикальном положении, стоя на ногах упираются в отваленные койки, головы на руках лицом вниз. Оба без сознания.
Когда их начали переносить в корму боялись конечности сломать. Прошу прощения за грубое сравнение, как бревна.
В кают-компании на столе растерли спиртом, надели шерстяное белье и через ВРЛ эвакуировали на МПК. Хорошо, что полигон не дальний был, сразу в Балтийск, в барокамеру на Спасателе. Что там с ними делали эскулапы не знаю.
Возвращение было тягостным, у многих были нехорошие мысли о перспективе выживания товарищей.
Не успели ошвартоваться, а нас уже черные «Волги» ожидают со всеми кем можно со штаба флота.
И завертелось.
Разобрались быстро, к вечеру этого же дня.
Механический стопор задней крышки исправен (чему там ломаться), но привод открытия передней крышки и он же привод стопора – нет.
Резьба на самом приводе чуть ощущалась пальцем, как нарисованная карандашем, настолько сносилась.
Манометр не исправен (хоть и штамп на нем текущего года).
Т.е закрыв переднюю крышку (которая на самом деле не закрылась) разблокировалась задняя, манометр показывает (неисправен) погоду в доме, и прочие детали, которые сейчас не помню. Только стронули упор ну и ……..
Настроение у всех дрянь, пока не увидели бедолаг поздним вечером в барокамере в здравии и в хорошем настроении. Андрей Р. даже шутил и смеялся. Весь спасатель перепоили в благодарность за исполнение своего долга, у самих настроение тоже поднялось, веселое. А ведь еще по серьгам не раздали.
В последствии Андрей Р. рассказывал, что из всего помнит только, сильный удар гильзы в стопу, боль. Головой тычюсь в трубопроводы в подволоке в поиске воздушной подушки. И мысли – командир не отводи дифферент, или наоборот – отведи су-а. Жуткого холода, и что кричал тогда совершенно не помнит. Очнулся только в барокамере.
На восстановление отсека с барского плеча были выделены два бидона спирта-ректификата и 3 суток мы «восстанавливали» им в том числе и отсек.
Как ни странно серьги раздавать не стали (у начальников камнем висел не единожды, необоснованно продленный межремонтный срок).
А вот матроса Сулейманова щедро поощрили 10 суточным отпуском при части.
Андрей Р. вскоре был и переведен в штаб флота.
Командир принял другую пл, которую готовили в Алжир и которую он передавал папуасам (это не я, это они их так).
Бедная старушка С-142 поставлена на прикол и вскоре списана. Кстати С-142 была первой из череды затонувших у пирса в Лиепае.
Смею предположить, что этот выход был, так-же, последним для 665 проекта СССР.

Краткое описание этого случая я видел в единственном сборнике. В секретной части 16 Дипл Лиепая, случайно нашел небольшой сборник, естественно секретный, по авариям и происшествиям. Там почему-то и касания грунта, и навал, и трал, и мель и т.п. описывались подробно и с выводами, а этот случай был представлен одним абзацем.
Как всегда официально этот случай ни в дивизии ни в бригаде не довели даже до командиров БЧ.

с Уважением, 142






Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100