От Перископ Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.12.2005 16:20:49 Найти в дереве
Рубрики Администратору; WWI; WWII; Современность; Версия для печати

Некоторые данные по участию наших ПЛ ПЛ в ВОВ ( выпуск № 5)


На 9 мая 1945 г. В составе Северного флота остались следующие подводные лодки:
М- 171, 200, 201, Щ-404, В-2, 3, 4, С-14, 15, 16, 19, 51, 56, 101, 102, 103, 104,
Л-15, 20, 22 , К-21
В мае 1945 г. Были переданы на ЧФ: М- 104, 105, 107, 119.
В 1945 г. СФ в боевых действиях не участвовал.
Балтийский флот
Перед началом войны на КБФ имелось:
2 линкора, 2 крейсера, 21 эсминец, 65 подводных лодок, 650 самолётов, 27 аэродромов ( из них 12 гидро), ВМБ: Таллин, Кронштадт, Либава, Ханко, Усть-Двинск.
На 22 июня 1941 г.: 1 бригада- командир бригады ГСС капитан 1 ранга Египко, НШ – капитан 2 ранга Курников.
2 бригада – командир бригады капитан 2 ранга Орёл.
Большинство командиров лодок было назначено в конце 1940 г. И в начале 1941 г.
Свыше 20 командиров подводных лодок 1 и 2 бригад не были допущены к самостоятельному управлению кораблем.
Атаки конвоев с охранением и залповая стрельба не отрабатывались.
Командиры бригад и НШ были назначены незадолго до войны.
Военный совет флота во время войны почти ежегодно без особых на то оснований менял командиров и заместителей по политической части бригады, что сказывалось на их боевой деятельности.
Большую опасность для боевой подготовки представляла система опеки, укоренившаяся на бригадах. Некоторые командиры, выйдя в море без обеспечения и оказавшись в сложной обстановке, чувствовали себя неуверенно, терялись, принимали неграмотные решения.
22 июня 1941 г.
1 бригада:
В строю: С-4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 101, 102 ; Л-3, «Калев», «Лембит»;
М-77, 78, 79, 83, 81
В ремонте: С-1, 2, «Россия», «Спидола», М-71, М-80
2 бригада:
В строю: Щ-309, 310, 311, 317, 318, 319, 320, 322, 323, 324,
М-90, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 102, 103
В ремонте не было ни одной.
Учебная бригада:
В строю: К-3, 22 ; Щ-303, 405, 406, С-12, 11
В ремонте: М-72, 73, 74, 75, 76, Л-1, 2, ремонт остановили до войны, а после войны разрезали на металлолом, кроме Л-2, которая погибла в ноябре 1941 г.
Подводные лодки в постройке:
- подводные лодки, которые достроили: К-51, 52, 53, 56, Л-20, 21, 22, Д-2,
С-13, Щ-407, 408, М-204
- подводные лодки, которые до конца войны не достроили:
К-54, 55, С-19, 20 21, Щ-41, 412, Р-1, М-200, 201, 202,203, 205, 206, 401
Отдельный учебный дивизион в Ораниенбауме:
В строю: П-1, 2, 3, Щ-301, 302, 305, 306, 307, 308, Б-2, Л-55,
Плавбазы: «Смольный», «Иртыш», «Полярная звезда», «Ока», «Амур»

Боевые действия:
М-83 (командир старший лейтенант Шалаев) находилась в море, ПЛ было приказано идти в Усть-Двинск, а она пошла в Либаву, где уже 25 июня шли бои. Постреляли из пушки, а потом её экипаж сам же взорвал.
С-1, М-71, 80, «Ронис», «Спидола» стояли в ремонте в Либаве, по приказанию командира базы капитана 1 ранга Кливенского их взорвали собственные экипажи.
М-78 в июне 1941г. Погибла от торпеды немецкой ПЛ на переходе из Либавы в Усть-Двинск.
С-3 (командир капитан-лейтенант Костромичев) вывели из дока, командир решил идти в Усть-Двинск самостоятельно, система вентиляции и ВВД была разобрана. У маяка Ужава ПЛ атаковали торпедные катера немцев, в лодку попало 2 торпеды, после чего ПЛ утонула.
И так в первые же дни войны было потеряно 8 подводных лодок.
Подводные лодки переходили из Усть-Двинска в Палдиски 27- 30 июня.
М-81(командир капитан-лейтенант Зубков) на этом переходе подорвалась на мине и затонула.
На 30 июня 1941 г. Потеряно ( итого) 9 подводных лодок.
С-4 (командир капитан-лейтенант Абросимов), через позицию этой лодки прошла Л-3, С-4 чуть-чуть её не потопила.
С-11 (командир капитан-лейтенант Середа) 19.06.41 г. Торпедировал «Сетепрорезатель №11», 5000 т.; 2.08.41 г. ПЛ шла за тральщиком, подорвалась на магнитной мине, утонула.
На 02 августа 1941 г. Потеряно (итого) 10 подводных лодок.
С-4 (командир капитан-лейтенант Абросимов) потопила танкер «Кайя», 3223 т., лежала на грунте, её бомбили 12 часов, вернулась в базу.
С-5 (командир капитан 3 ранга Бащенко, поход, результат – 0.
Щ-404 (командир капитан-лейтенант Максимов) , поход, результат – 0.
С-6 (командир капитан-лейтенант Кулыгин), был назначен командиром с «М» на С-6 и сразу же послали в поход. ПЛ из похода не вернулась.
Щ-311 (командир капитан-лейтенант Сидоренко П.А.), за поход обнаружил 13 целей, в атаку вышел 1 раз, результат – 0
Щ-308 (командир капитан-лейтенант Маркелов) Весь поход от атак уклонялся. Командир бригады возбудил ходатайство об отдаче под суд,
Результат-0.
Щ-309 (командир капитан-лейтенант Кабо). Командир в районе действовал нерешительно. Результат-0.
Щ-323 (командир капитан-лейтенант Иванцев) Результат-0.
Щ-301 (командир капитан-лейтенант Грачёв). Потопил 1 транспорт и повредил 1. В Финском заливе, в надводном положении, подорвалась на мине и утонула, экипаж спасли.
Следующие подводные лодки ходили в походы с результатом 0 :
Щ-310, 322, 324, С-7, «Калев», С-101, 8, 9,102, М-97, 102, 103, 98
Щ-306, 305, М-97, 77, К-3, М-95, «Лембит», С-4, М-102, П-2
С-6 (командир капитан-лейтенант Кульбакин). Результат- 0. Пришла на о. Эзель, личный состав купался около ПЛ, прилетел немецкий самолет, обстрелял: 3 убито, 4 тяжело ранено ( в том числе командир).
Щ-405 (командир капитан-лейтенант Сидоренко И.А.). Командир лодки, не предупредив вахтенного офицера, приказал командиру БЧ-5 перейти в позиционное положение. Вскоре вахтенный офицер услышал шум выходящего воздуха из балластных систерн. На его запрос командир БЧ-5 ответил, что по его приказанию принимается главный балласт. Вахтенный офицер сразу же заметил, что лодка зарывается носом и крикнул командиру ПЛ: «Лодка зарывается!» Вода подходила уже к носовой пушке. Командир ПЛ подал команду:»Все вниз!» Заместитель спустился первым, идущий за ним вахтенный офицер спускался уже, когда вода полилась в люк, который ему удалось захлопнуть за собой. В дальнейшем был задраен нижний рубочный люк. На мостике остались и погибли командир ПЛ, помощник, два рулевых-сигнальщика. Вода поступала в лодку через шахты батарейной и вдувной вентиляции. ПЛ с дифферентом 15-20 градусов погружалась быстро.
На глубине 60-70 метров раздавило среднюю систерну. На 100 метрах раздавило носовой буй. Вентиляцию систерн закрыли лишь когда ПЛ упала на грунт на глубине 125 метров (предельная глубина 90 метров). Командир БЧ-5 через 30 минут продул главный балласт и ПЛ всплыла в крейсерское положение. Штурман отдраил люк, ПЛ описала циркуляцию, никого не нашли, пошли дальше в надводном положении. Прилетел немецкий самолет, который атаковал ПЛ, был ранен командир БЧ-3 и торпедист. ПЛ погрузилась с дифферентом 45-50 градусов и легла на грунт на глубине 115 метров. Вышел из строя передатчик, подошли поближе к маяку, сели на камни.Вплавь отправился лейтенант Петровский, его задержали пограничники, от них сообщили командованию. Прибыл командир 2 бригады капитан 2 ранга Орел с двумя катерами, сняли с мели и отвели в Таллин. Это было 11 августа 1941 г.
Далее погибли : М-99, 94

Вот такие печальные дела, орать нет нужды:"Кто лучше воевал?", учиться нужно…..



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100