От VOICE Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.11.2005 14:26:26 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

2Снова о К-129

«Выяснилось, что американцы тратили деньги совершенно зря. Шифрдокументы, аппаратура ЗАС-связи, боевые пакеты остались в кормовой части ПЛ — той самой, которая вывернулась из клешней и опустилась на дно океана»


Вообрази, что лодки нет
http://news.nashbryansk.ru/article/31955
18.11.2005,12:49 ::
Мне, как руководителю СМИ, пришло по электронной почте письмо. И было в том письме обращение пермских журналистов, которые завязались с благородным проектом «Полагать умершими» — проще говоря, решили снять документальный фильм о судьбе семей моряков-подводников, которые служили на лодке Тихоокеанского флота К-129. В послевоенный список погибших подводных лодок входит семь атомных субмарин: две американские, три советские и две российские. К-129 — одна из трех советских. Со всем экипажем она погибла при невыясненных обстоятельствах в водах Тихого океана, недалеко от Гавайских островов, после чего военные намертво закрыли любую информацию, как-то связанную с К-129.«Прорвало» только в постсоветское время. Однако прорвало очень интересно. Мы в редакции давно смеемся над тем, что журналисты (и вообще СМИ) фактически предназначены в современном обществе не для информирования населения о тех или иных событиях, а для модерирования реальности — стерли событие, нарисовали событие, повернули, перевернули, добавили людей, убавили людей, запретили вход… Все по правилам виртуального мира — какого-нибудь форума на провинциальном сайте.Так и в истории к К-129. Вспомнить о ней — очень вовремя — помогло ЦРУ. Оно организовало утечку информации — кадры якобы совсекретного фильма об исследовании поднятых уникальным судном «Гломар Эксплорер» частей затонувшей подводной лодки. В фильме показаны кадры «благородного перезахоронения» погибших подводников числом шесть человек под двумя флагами (США и СССР) и под Гимн Советского Союза. Правда, съемка зафиксировала церемонию перезахоронения только двоих (возможно, для показа самой процедуры). Теперь эта пленка уже не совсекретна — ее примерно месяц назад крутили по телеканалу Discovery. Цель была достигнута, реальность смодерирована: злые советские военные отправили наших моряков на верную смерть, каковая к ним и пришла, а благородные американцы, не жалея сил и средств, вытащили с пятикилометровой глубины трупы советских моряков и похоронили своих врагов, как своих солдат. Ура! America! America! God shed his grace on thee и далее по тексту.Поверили — родное государство помогло и помогает модерировать. К примеру, родственники погибших не получали пенсий по потере сыновей — вообразите, что они живы до сих пор. Наград им тоже не было положено: лодки-то не было, никто нигде не тонул, сыновья живы и здоровы. После обнародования цээрушной пленки военные моряки «пробили» Указ № 1268 от 22 октября 1998 года за подписью Бориса Ельцина. Но возникла другая проблема: по нашим законам правительственные награды вручаются родственникам только первой категории, то есть, родителям, женам и детям. С момента гибели подводников прошло уже более тридцати лет. Их родители умерли, жен и детей у них нет. Зато есть родные сестры, племянники и внуки. Но им получать награды не положено — а потому ордена и медали до сих пор лежат в наградном отделе Министерства обороны, даже несмотря на вышедшее к 9 мая этого года распоряжение Путина вернуть наследникам все государственные награды за Отечественную войну, за Корею, Вьетнам, Камбоджу, Конго, Анголу и т.д. Лодки нет. Вернее, вообрази, что лодки нет…Интересно, что существует два фильма об авариях советских атомных подводных лодок — красивых, трагичных, насколько возможно честных, в которых наши моряки показаны героями без страха и упрека. Оба голливудские (недавний «К-19» и «Враждебные воды» о подвиге старшего матроса Сергея Преминина на погибшей К-219) — и оба насмерть раскритикованные в широкой российской прессе, как антисоветские, разного рода организациями отставных штабных старпёров, которые прикрываются вывесками разного рода советов ветеранов. Между тем, история и последнего похода К-129, и событий, развернувшихся вокруг К-129, достойна не то, что фильма, а эпоса. Восстановить его легко — меньше часа в интернете…8 марта 1968 года К-129, крейсировавшая в северной части Тихого океана, в районе Гавайских островов, не вышла на контрольный сеанс связи. Что с ней случилось, никто не скажет точно и по сию пору. Смерть девяноста восьми человек была практически мгновенной: за трехсотметровой отметкой чудовищное забортное давление взломало отсеки. На грунт пятикилометровой впадины корабль опустился уже с бездыханным экипажем.Члены комиссии по расследованию обстоятельств исчезновения физически не могли дать никаких заключений, так как К-129 просто исчезла, не вышла на связь. Взвешенный и объективный анализ надежности систем корабля также не был возможен, во-первых, из-за того, что расследование проводили в том числе и изготовители этих систем. Не могли же они поставить под сомнение то, что сами изготовили? Во-вторых, в те времена ставить под сомнение надежность советских систем было не принято. Без сомнения, на К-129 не смогли обеспечить герметичность большинства отсеков в относительно короткое время. Что могло случиться? Или какой-то динамический удар (вероятнее всего, взрыв) за короткое время разрушил герметичность большинства переборок. Или случились неполадки в системах продувки балластных цистерн, не позволивших подняться на поверхность. В противном случае, К-129 смогла бы пусть на короткое время всплыть. Одна из версий — под советскую лодку, шедшую в полуподводном положении, поднырнула американская атомарина SSN 579 Swordfish и нечаянно задела рубкой днище нашего ракетоносца, отчего К-129, получив пробоину в прочном корпусе, камнем пошла в океанскую пучину.В 1974 году американское судно-платформа «Гломар Эксплорер» попыталось поднять с глубины в пять тысяч метров затонувшую советскую подлодку. Операция уникальнейшая, не повторенная и по сей день. Заказчик — ЦРУ США, деньги тратил миллиардер Говард Хьюз, владелец компании «Гломар» (тот самый, которого сыграл Лео диКаприо в фильме «Авиатор»!). Однако специалисты ЦРУ подняли не всю подводную лодку: то ли из-за трещины в одной из клешней, то ли из-за недостаточной «центровки груза» при подъеме корпус ПЛ разломился по линии трещины в центральном посту. Кормовая часть ПЛ, включая 4-8-й отсеки, вывернулась из клешней и опустилась на дно океана. Таким образом, в обжиме клешней остались 1-й, 2-й и часть 3-го отсеков ПЛ К-129. Но интересовали спецслужбы США конкретные вещи — шифрдокументы, аппаратура ЗАС-связи, боевые пакеты. А вся эта совсекретная бюрократия находится на всех подводных лодках — и наших, и американских — в командирском (втором) отсеке. Подняв его, руководители операции, по-видимому, сочли главную часть работы выполненной. «Эксплорер» с док-камерой под днищем ушел в район Гавайских островов (о. Мауи), где в закрытом для плавания всех судов районе в действие вступили боевые пловцы ВМС США.И вот теперь вспоминаем тот самый «утекший» из ЦРУ фильм. Считается, что извлечены из лодки были только шесть тел. На самом деле, из носовой части ПЛ К-129 были извлечены не шесть, а 58 погибших подводников. Вопрос: куда дели остальных? Судя по фильмокадрам, перезахоронение шести подводников произведено где-то в районе Восточного побережья США, в то время как сама операция по «извлечению содержимого из ПЛ» была проведена в районе острова Мауи (необитаемого в то время) в системе Гавайских островов.Тела погибших подводников за семь лет совершенно не были тронуты тленом: на таких глубинах кислород отсутствует. Некоторые из них настолько хорошо сохранились, что «можно было различить возраст, степень физического развития и даже национальность подводников». Это количество дает основание полагать, что на ПЛ в момент катастрофы проводилось какое-то «мероприятие» (возможно, киносеанс) и лодка управлялась одной боевой сменой по «готовности 2 подводная». То есть катастрофа была не просто внезапной, а практически мгновенной — и без взрыва, как на том же «Курске» в 2000 году. Если бы советская субмарина погибла от взрыва, то над поверхностью воды его невозможно было не заметить, горючие газы вырвались бы с глубины огненным шаром. Но его не было.Да, еще немного красок в будущий фильм: выяснилось, что американцы тратили деньги совершенно зря. Командир К-129, капитан первого ранга Виктор Кобзарь был очень высоким человеком для ограниченных объемов подводной лодки и очень мучался в своей каюте во втором отсеке. Поэтому при очередном плановом ремонте лодки, он договорился с заводом о том, что ему специально оборудуют «рабочий закуток» в четвертом отсеке. Русские умельцы, естественно, за бутылку сделают, что хочешь. Поэтому шифрдокументы, аппаратура ЗАС-связи, боевые пакеты остались в кормовой части ПЛ — той самой, которая вывернулась из клешней и опустилась на дно океана.Море не прощает ни малейшей оплошности. В принципе, советский подводный ракетоносец мог погибнуть по любой нелепой случайности. Истинную причину трагедии у Гавайских островов можно установить, только подняв лодку. Вопрос: отчего погибла та или иная лодка, означает ответ: от этого теперь лодка не погибнет, просчеты и ошибки устранены. Но ее нет. Просто нет для нашей любимой Родины. Ситуация смодерирована достаточно…Украинские юмористы-хулиганы по-своему перевели легендарную фразу из «Матрицы»: Imagine, there is no spoon — «Де ложка, бл…?!».Imagine, there is no submarine… Переводить «по-украински»?
Игорь Климов



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100