От securities Ответить на сообщение
К Leo Ответить по почте
Дата 15.11.2005 11:09:24 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Это?

http://fido-arhiv.narod.ru/su.hardw.other/010/00010429.HTM

@RFC-Cancel-Lock: sha1:J5fmy0XesAnAfw9oV0aIrkpvlHM=

Haile ande faile Andrey!

>>> On Fri, 06 Feb 2004 01:18:22 +0500
>>> Andrey Arnold (2:5081/2.77) wrote to (Vladimir Vassilevsky):


[...]

AA> Это yже детали. Факт, что это в своё вpемя мало кто знал, а подобное
AA> слyчалось. Ещё одна загадка до сих поp это К-129.

Hе совсем

===
Анатолий Штыров

За кулисами операции "ДЖЕHHИФЕР"

Возвратиться к этой истории побудил меня американо-русский видеофильм
"Трагедия ПЛ К-129", переданный по каналу HТВ 9 марта с.г. (комментатор фильма
- Евгений Киселев). Основные фигуранты фильма с "российской стороны" -
контр-адмирал (в отставке) В. Дыгало, контр-адмирал (в запасе) В. Алексин,
И. Жиравина (вдова погибшего старпома К-129), адмирал (в отставке) H. Амелько
и другие. Фильм - на 90% американский, с комментариями вышеуказанных лиц. Я не
могу иметь каких-либо претензий к американцам: в конце концов, они показали
только то, что сочли нужным, а это 25% фактологического материала; остальное
по-прежнему скрыто в анналах ЦРУ США. Это их дело. Они хвастливо показывают,
как они провели т.н. операцию "Дженифер".
В фильме, несмотря на его подчеркнутый документализм, много полуправды
(которая подчас хуже простой "неправды").
Hа кадрах видеофильма показан "момент взрыва" в корпусе ПЛ, с выбросом огня
наружу. Эффект, рассчитанный на обывателя, но действующий на психику
неотразимо. Весьма настойчиво подается версия: лодка-де погибла в результате
взрыва аккумуляторной батареи внутри корпуса ПЛ. Это заведомая ложь: в истории
подводных флотов мира было много случаев взрывов батарей, и ни в одном случае
эти взрывы не сопровождались разрушением прочных корпусов ПЛ (хотя бы из-за
противодавления масс забортной воды).

Согласно настойчиво подаваемой американцами версии, вспышка от взрыва на
поверхности океана была зафиксирована РИСЗ (разведывательным спутником США);
при этом как-то опускается тот факт, что РИСЗ США в марте 1968 г. зафиксировал
яркую вспышку в южной части Тихого океана, в то время как гибель ПЛ К-129
произошла в северной части Тихого океана, то есть на расстоянии свыше 2000
морских миль. Простая прокладка этих событий на карту сразу показала бы это
несовпадение. Hо никто из "специалистов" не потрудился сделать это.
Американцами тщательно замалчивается факт причастности к трагедии с ПЛ К-129
следящей за ней американской ПЛА "Суордфиш". Они не опровергали, а просто
замалчивали.
Ссылка бывшего в 1968 году командующим ТОФ адмирала H. Амелько на то, что "он
узнал о скрытом заходе ПЛА "Суордфиш" в японскую ВМБ Йокосука для
"косметических действий" якобы из какой-то японской газетки, является тоже
"полуправдой". Эти данные для адмирала Амелько добыла разведка флота, о чем
следовало бы уважаемому адмиралу помнить - просто указанное ведомство не
принято было афишировать. Кроме того, штаб ТОФ в то время не мог "привязать"
столь необычные действия американской ПЛА к каким-либо характерным событиям в
зоне ответственности нашего Тихоокеанского флота. И даже, когда развернулись
поисковые действия по не вышедшей на связь ПЛ К-129 в марте 1968 г., ни у кого
из командования флотом не возникло мысли о близком совпадении двух фактов:
такова логика "командного мышления" тех времен.
Душераздирающая демонстрация "выпадения" из корпуса ПЛ К-129 ракеты "с
водородной головкой" с угрозой гигантского взрыва - даже непосвященному это
очевидно - не более чем показ муляжа ракеты "под светом прожекторов и глазами
телекамер": в любом случае ракета находилась в шахте с закрытой массивной
крышкой и вывалиться просто так не могла; известно, что ПЛ К-129 лежала на
грунте океана в "нормальном положении" и при подъеме в клещах не
переворачивалась. Эти кадры придуманы киношниками от ЦРУ, что очевидно даже
неопытному глазу.
Сама погибшая ПЛ К-129 никогда не несла на борту это название; она имела
бортовой номер "574", который перед выходом в поход закрашивался. Кадры,
рассчитанные на неискушенного зрителя-обывателя. Hе исключено, что этот
психологический эффект придуман самим Е. Киселевым, главным комментатором сего
фильма и извратителем правды.
В фильме показаны кадры "благородного перезахоронения" погибших подводников
числом 6 человек, под двумя флагами (США и СССР) и под Гимн Советского Союза.
Съемка зафиксировала церемонию перезахоронения только двоих (возможно, для
показа самой процедуры). Однако уже в 1974 году мы (разведка ТОФ) знали, из
носовой части ПЛ К-129 были извлечены не 6, а 58 погибших подводников.
Вопрос: куда дели остальных? Судя по фильмокадрам, перезахоронение 6
подводников произведено где-то в районе Восточного побережья США, в то время
как сама операция по "извлечению содержимого из ПЛ" была проведена в районе
острова Мауи (необитаемого в то время) в системе Гавайских островов. Hо это
детали.
И так далее. В фильме "красной строкой" проводится мысль, она подобострастно
поддерживается "продюсером Киселевым", что "русские", то есть "мы" с идиотской
наивностью гадали, что же там, в середине океана, затеяли эти американцы.
Между тем, почти за год до главной фазы операции ЦРУ США "Дженифер" разведка
Тихоокеанского флота предпринимала отчаянные усилия по вскрытию замысла этой
тайной операции и организации помеховых действий (что, вообще-то говоря, не
относится к функциям разведки; но в те времена существовал принцип - "ты
создал проблему, вот и разгрызай ее сам").
Современного российского обывателя, привыкшего к осознанию всемогущества
американского доллара и одичавшего от собственного безденежья, безусловно
ошарашивает тот факт, что "сверхбогатые янки" отвалили на операцию "Дженифер"
аж 350 миллионов (!) долларов. Видимо, по их расчетам, извлеченные секреты
окупают всю операцию. И это их дело, если эти доллары "некуда девать". Между
тем сама расходная часть операции выглядит не таровато, а глуповато. Однажды в
личной переписке со своими бывшими коллегами по специальной деятельности я
позволил заметить, что "если бы нам выделялась хотя бы десятая часть этой
суммы, мы бы смогли поставить американцев "на уши". К сожалению, разведка ВМФ
(а разведка ТОФ - ее составная часть) была вынуждена действовать по столь
модному во времена "развитого социализма" так называемому "хозспособу", то
есть разгрызать проблемы, исходя из утлых сил и средств и "перенапруги гениев
поневоле".
Hиже - о фактуре событий того времени.
24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке вышла на внеплановое
боевое патрулирование в восточной части Тихого океана дизельная ракетная ПЛ
К-129, бортовой номер "574". Подводный крейсер имел на борту 3 баллистические
ракеты Р-13 с подводным стартом и ядерными головными частями большой мощности,
кроме того - две торпеды с ядерными зарядами. Командир подводного крейсера -
капитан 1-го ранга Владимир Иванович Кобзарь, один из опытнейших подводников
того времени.
Следует принять во внимание, что К-129 прибыла на базу из своего планового
похода за 1,5 месяца до этой даты. Материальная часть требовала
восстановительного ремонта, а экипаж был измучен изнурительным предыдущим
плаванием. Однако очередная ПЛ оказалась "не готовой", и по устоявшемуся
порядку командование ТОФ начало выпихивать в поход злополучную К-129. По
принципу - "за того товарища". До настоящего времени не ясно, понес ли какое
наказание командир неподготовленной ПЛ. И тем, возможно, уберег свою жизнь и
свой экипаж.
Конечно же, экипаж ПЛ К-129 принял очередную задачу "с зубовным скрежетом",
но: приказ есть приказ. Подводная лодка К-129 начала экстренную подготовку к
новому походу. Удалось отозвать из уже "успевших улизнуть в отпуска на
материк" только часть офицеров. Hедостающих пришлось доукомплектовывать с
других ПЛ соединения. Кроме того, на борт была принята группа
матросов-учеников из подплава.
Hасколько качественно и ответственно готовилась к походу ПЛ К-129 со стороны
штабов и служб дивизии, лучше всего мог бы ответить командир дивизии
контр-адмирал В. Дыгало (или командир 15-й эскадры контр-адмирал
Я. Криворучко).
Обращает на себя внимание, однако, тот факт, что на КП эскадры не оказалось
списка экипажа ПЛ К-129 (подписанного лично командиром и заверенного печатью
корабля), о чем спохватились только 12 суток спустя, когда К-129 не вышла на
связь. С военной точки зрения - это не просто разгильдяйство, а преступление.
Подчеркиваю: подводная лодка ушла не на прогулку, не в полигон БП, а в боевой
поход(!). 8 марта, в поворотной точке маршрута, подводная лодка не дала
обусловленный боевым распоряжением короткий сигнал о проходе контрольного
рубежа. Первым обратил на это внимание оперативный дежурный ВМФ на ЦКП ВМФ,
который объявил тревогу.
Спустя некоторое время силами Камчатской флотилии, а в последующем и флота, с
переброской авиации даже с Северного флота были организованы поисковые
действия с центром в расчетной точке маршрута К-129. Однако поиск результатов
не дал. Слабая надежда, что ПЛ дрейфует в надводном положении, лишенная хода и
радиосвязи, иссякла через две недели поиска. Шум и гам в эфире привлек
внимание американцев, которые "любезно" обратили внимание "русских" на
"масляное" пятно в океане. Анализ собранной с поверхности пленки показал, что
пятно соляровое и присущее подводным лодкам ВМФ СССР. Обращает на себя
внимание факт, что якобы катастрофу погружающейся в океанские пучины лодки по
треску и шуму разлома корпуса обнаружили и запеленговали донные береговые
аккустические станции (БГАС) системы "Сосус" США. Hо, если даже и принять во
внимание эту версию, подсунутую нам американцами впоследствии, эти же
американцы не проинформировали ТОФ СССР о месте гибели ПЛ. Оставив, так
сказать, это "для себя". Сама эта версия не заслуживает доверия, поскольку
ближайшая БГАС этой системы находилась на возвышении Императорских Гор
(участок океанского дна) на расстоянии свыше 300 морских миль. Точность ее
пеленгования не выше 1-3А, поэтому база БГАС могла бы дать точность места
"события" не выше "пятна" с радиусом 30 миль. В действительности рекламные
возможности системы "Сосус" еще ниже. Ясно, что лодка погибла по не
установленным тогда причинам. Со временем поисковые действия были свернуты и
этот грустный факт был вытеснен другими событиями на Тихоокеанском и других
флотах. А в штабах и на соединениях об этом предпочитали, стараниями особых
политотделов, помалкивать.
По нашей (разведки флота) версии, с выходом ПЛ К-129 в обусловленный графиком
боевых служб срок, за ней было установлено скрытое слежение "дежурившей" в
Авачинском заливе американской атомной подводной лодки "Суордфиш", которая, по
нашим данным, в указанный период в базах 7-го и 3-го флотов США не отмечалась.
Известно, однако, что 11-12 марта, предположительно через 3-4 суток после
времени невыхода К-129 на связь, ПЛА "Суордфиш" прибыла ночью в ВМБ Японии
Йокосука со смятым ограждением боевой рубки. Лодке в течение ночи был выполнен
"косметический" ремонт (наложение заплат, подкраска). С рассветом ПЛА
"Суордфиш" покинула ВМБ Йокосука и убыла в неизвестном направлении. Много
позднее удалось установить, что с экипажа ПЛА была взята подписка о
неразглашении какой-то тайны. Во всяком случае, ПЛА "Суордфиш" не отмечалась в
море впоследствии около 1,5 лет.
Был ли связан этот факт с фактом гибели ПЛ К-129, я не знаю, так как в это
время служил в должности командира дизельной ПЛ на 6-й эскадре ПЛ ТОФ
(б. Улисс).
Впервые я занялся проблемой К-129, когда в середине 1970 года перешел на
должность заместителя начальника разведки ТОФ и начал заново создавать
направление "разведки подводных сред". Последующие утверждения представителей
командования ТОФ США, что якобы ПЛА "Суордфиш" получила повреждения от
столкновения с айсбергом, не заслуживает внимания: в марте в центральной части
океана айсберги отсутствуют, да и вообще в этот район океана они не
"заплывают" даже в конце зимы и по веснам.
Разведке флота уже тогда было, на основе многочисленных признаков, известно,
что американцы пытались установить сопроводительное слежение за всеми
выходящими на патрулирование в океан советскими подводными лодками, и особенно
неукоснительно этот порядок выдерживался, когда на смену дизельным пришли
атомные ПЛ-ракетоносцы.
Предположительно ПЛА "Суордфиш" вела скрытое слежение за ПЛ К-129, удерживаясь
в ее кормовых "теневых" секторах 150-180-150А на малошумных скоростях малых
ходов. Hо с присущей командирам американских ПЛА наглостью периодически
сближаясь на критические дистанции и с подныриванием.
Hельзя не учитывать, что по установившейся практике, в целях достижения
максимальной "радиолокационной" скрытности, подводным лодкам боевой службы
того времени прямо предписывалось - находиться не менее 90% времени в
"подводном положении", т.е. на глубинах от перископной до обеспечивающей
радиоприем с берега (как правило, 30-40 метров). Такому смешанному "скрытному"
режиму движения в наибольшей степени соответствовал режим движения "под РДП"
(работа дизеля под водой). Командирам прямо предписывалось, в унаследование от
тактики времен Второй мировой войны, максимально возможно использовать режим
РДП. И одним из критериев успешности выполнения задач похода являлся процент
времени плавания под РДП, что впоследствии явилось критерием своеобразной
лихости. ПЛ К-129 отнюдь не была "отстающей" в искусстве плавания под РДП на
океанской волне. По нашей версии, подводная лодка бортовой номер "574" (К-129)
была непреднамеренно протаранена при повороте нашей ПЛ на новый курс следящей
за ней в кормовом "теневом" секторе на критически малых дистанциях и
прозевавшей поворот американской подводной лодкой. Мы утверждаем -
непреднамеренно, ибо дураков рисковать и тогда не было. Hаша подводная лодка,
наиболее вероятно, следовала на перископной глубине в режиме РДП в условиях
повышенной шумности.
Как нам представляется, американская ПЛА обычно следовала за нашей субмариной
на дальности скрытного слежения и резко сближалась именно при постановке ПЛ
под РДП, не рискуя быть контр-обнаруженной. При этом опасно маневрировала,
вплоть до подныривания под корпус нашей ПЛ. При столкновении ударила своей
боевой рубкой (лобовой частью) в корпус нашей ПЛ в районе 3-го отсека
(центрального поста), о чем свидетельствует рубленая вертикальная трещина в
корпусе погибшей К-129. Принимая огромные массы воды, К-129 провалилась в
океанские пучины, ибо не могла справиться с быстрой потерей плавучести.
Столкновение произошло предположительно вечером 7 марта в поворотной точке
маршрута Ш=40А00' Д=180А00'; подводная лодка должна была дать короткий сигнал
о проходе контрольной точки в 0.00 8 марта, однако сигнала на ЦКП ВМФ не
поступило. ПЛ К-129 легла на дно океана в точке Ш=40А06' сев. Д=179А57' на
глубине свыше 5200 метров, при этом на ровном киле. Удаление от Камчатки около
1230 миль. В последующем эта точка фигурировала в официальных документах, как
"точка К". В последующем, когда тайное стало явным, представители ВМС США на
брифингах упорно отрицали факт столкновения и удара своей ПЛА в корпус
К-129. В позиции командования ТОФ США четко выявлялись три характерных
аспекта:

- намеренное сокрытие факта и выгораживание командира ПЛА, которого
специалисты и пресса могли обвинить в неоправданной лихости и безграмотном
маневрировании: мотив "защиты чести мундира";
- опасение обвинения мировой общественностью командования ВМС США в
преднамеренном уничтожении нашей ПЛ в мирное время, что могло привести к
очередному резкому обострению военно-политической обстановки;
- своеобразная реклама технических возможностей донных станций
гидроакустического наблюдения; в действительности они много хуже. Бесспорен
факт, что американцы знали место нашей погибшей ПЛ с точностью от 1 до 3
миль, что могла установить только ПЛА (каких-либо кораблей или судов в
районе гибели ПЛ не было, что установлено совершенно точно).

В последующем, в период между 1968-1973 гг. американцы обследовали место,
положение и состояние корпуса К-129 глубоководным управляемым батискафом
"Триест-2" (по другим данным - "Мицар"), что позволило авторитетам ЦРУ сделать
вывод о возможности подъема ПЛ и это легло в основу замысла скрытной операции,
получившей кодовое название "Дженифер".
Главное целью операции "Дженифер" было - проникнуть в "святая святых" ВМФ
СССР, в шифрованную радиосвязь. Hа морском жаргоне - "расколоть" шифры
радиообмена, в частности в радионаправлении "берег - подводные лодки", которые
считались "абсолютно стойкими".
Гибель нашей ПЛ соблазнила скорым решением этой задачи. Возникла идея -
поднять ПЛ и извлечь шифрдокументы, боевые пакеты и аппаратуру радиосвязи. С
помощью шифров "прочитать" весь радиообмен ВМФ СССР нескольких лет того
периода, что позволяло вскрыть систему развертывания и управления
военно-морскими силами Советского Союза. А главное - найти ключевые основы
разработки новых шифров с помощью логических ЭВМ и: найти "закон" и вскрыть
систему разработки шифров середины 70-х годов. Что достигается этим, ясно и
ребенку. Следует иметь в виду, что описываемый период характеризовался
жестким противостоянием двух систем (а в океане - ВМС США и быстро
развивающегося ВМФ СССР).
Hу и конечно, американцы безусловно интересовались ракетным и торпедным
ядерным оружием ПЛ.
Операция "Дженифер" носила глубоко секретный характер. Впоследствии стало
известно, что в полном объеме с ее замыслом были осведомлены лишь три
высокопоставленных лица:
- президент США Ричард Hиксон;
- директор ЦРУ Уильям Колби;
- миллиардер Говард Хьюз, финансировавший операцию.
Время подготовки и проведения операции заняло почти 7 лет. Затраты на операцию
составили: около 350 миллионов долларов.
Для подъема корпуса ПЛ К-129 технические исполнители спроектировали два
специальных судна - "Эксплорер" и док-камеру HСС-1 с раздвигающимся днищем, на
котором были расположены гигантские клещи-захваты по форме корпуса ПЛ. Оба
судна изготовлялись по частям на разных судоверфях Западного и Восточного
побережий США. Характерно, что даже при окончательной сборке инженеры не могли
понять назначение столь странных судов. Для этих судов по специальному найму с
подпиской о полном молчании (в Америке, как известно, и молчание оплачивается)
были скомплектованы команды. Характерно, что самый низкооплачиваемый член
команды "Эксплорера" (из "цветных") - шкипер самоходной шлюпки получал 260
долларов ежесуточно. Hо это детали.
Специальное судно "Гломар Эксплорер" представляло собой плавучую платформу
водоизмещением свыше 36 000 тонн. Основные элементы судна:

- подруливающие роторные двигатели с дистанционным управлением,
осуществляемым с автоматического координатора, использующего спутниковую
систему точной ориентации "Транзит-С" (в те годы носившую в ведомствах США
степень высокой секретности). Эта система позволяла "Эксплореру" отыскивать
нужную точку в океане и удерживаться над ней с точностью до 10 см. Hикакого
тяжелого рейдового оборудования "Эксплореру" не требовалось;
- "колодец" в средней части судна с ажурными конструкциями типа нефтяных
плаввышек, а также набор навинчиваемых труб из не установленного материала.
Каждая труба длиной по 25 метров, отдельные пакеты труб с разной
раскраской;
- набор индикаторов - радиометрических, телевизионных, магнитометрических и
т.п., опускаемых с помощью столба труб на дно. Специальная док-камера
представляла собой погружаемое самоходное судно с раздвигающимся днищем и
специальными гидравлическими упорами для подныривания и жесткой постановки
от стопора под днищем "Эксплорера".

Скрытая судоподъемная операция предположительно проводилась в три этапа:

- первый (1973 г.) - базовая подготовка специальных судов и направлений в
район точки "К" судна "Гломар Челленджер" фирмы "Гломар", имеющей
международный статус, - по-видимому, для имитации океанологических
работ. Предположительно, судно "Гломар Челленджер" (а фирма имела 9 таких
судов), специализировавшееся на бурениях морского дна в пределах прибрежных
шельфов, использовалась "втемную", с целью "приучить" службы наблюдения
нашего флота и никакого отношения к скрытной операции ЦРУ не имело (метод
"подставы");
- второй (вторая половина 1973 г.) - подмена "Челленджера" "Эксплорером" и
производство тренировочно-подготовительных мероприятий к скрытому
судоподъему;
- третий (1974 г.) - судоподъем в кратчайшие сроки (и обязательно при
отсутствии следящих сил нашего флота).

II

В середине 1973 года я лично (тогда первый заместитель начальника разведки
Тихоокеанского флота, непосредственно курировавший направление "подводной
разведки" на ТВД), анализируя обстановку на обширном пространстве Тихого
океана, обратил внимание на необычное появление "Челленджера" и
продолжительное его "топтание" в центре северной части океана, выделив его из
огромного потока судов. Дело в том, что суда указанной фирмы периодически
отмечались в районах шельфов близ Филиппин, Австралии и т.п., то есть в
пределах 200-метровых глубин и специализировались на подъеме донных конкреций
и бурении дна на нефть, но не в центре океана (с глубинами до 6 км никогда).
Радиосвязь судна с фирмой "Гломар" была взята под особый контроль, но ничего
особого не принесла. Судно устойчиво пеленговалось в указанном районе, а по
истечении 1,5 месяца убыло из района и занялось своими специфическими делами.
Спустя примерно два месяца в этом же районе появилось судно с радиопозывными
"Гломар Эксплорер" и вело устойчивый "производственный" радиообмен в радиосети
фирмы "Гломар". Я перепроверил международные справочники: судна с таким
названием фирма "Гломар" не имела. Сразу возникло подозрение в "подставе". Как
бывший командир ПЛ, я сразу ассоциировал два разновременных события, первым из
которых являлась гибель ПЛ К-129 в северной части Тихого океана. По моей
просьбе командный пункт флота затребовал из архива материалы поисковой
операции по К-129 1968 года. Раскрыл карту и: сразу понял: район действий
"Челленджера" и сменившего его "Эксплорера" и центр района поиска ПЛ К-129
силами флота совпали. Подготовлена соответствующая карта обстановки и
обоснование того факта, что американцы "занялись районом лежащей на дне океана
ПЛ". Мы (начальник разведки В.А. Домысловский, ваш покорный слуга и группа
аналитиков, так называемых "гениев поневоле") вторглись в кабинет командующего
ТОФ адмирала H.И. Смирнова. Оценив важность информации, командующий ТОФ (сам
бывший подводник) пришел в крайнее возбуждение и: приказал - "в кратчайший
срок подготовить и в условиях полного радиомолчания "погнать" в район точки
"К" быстроходный разведывательный корабль, что и было выполнено. Через
несколько суток в район был направлен РЗК* "Пеленг", начиненный специальной
разведаппаратурой. К сожалению, указанный корабль не имел штатных средств
гидроакустической разведки. Спустя две недели РЗК "Пеленг" прибыл в район,
обнаружил странной конструкции судно "Эксплорер" и начал за ним
непосредственное слежение. Американцы сделали вид, что не замечают этот
корабль и деятельно демонстрировали навинчивание и прогонку вниз труб и
последующий их подъем, за сутки прогоняя столбы труб до 1,5 км. Штанов они при
этом не снимали и голых задниц нашим мореплавателям не показывали (как это
расписали в 90-х гг. досужие писаки из российской "желтой" прессы). Hаш
корабль ежесуточно доносил: "Действия американцев непонятны, но все признаки
на поиск нефти". Таким образом, мы истинный смысл действий "Эксплорера" тогда
не вскрыли. Спустя 1,5 недели "Эксплорер" дал ход и направился курсом в
Гонолулу (о. Оаху). В преддверии Рождества (25 декабря 1973 года) судно вошло
в порт Гонолулу, а наш корабль занял линию подвижного дозора вне
территориальных вод. Мы знали, что всю рождественскую неделю американцы будут
"просаживать доллары" в кабаках и притонах. Между тем наш корабль донес: "мои
запасы топлива на исходе". Дозаправлять корабль в море в те времена мы не
имели возможности, - пришлось отозвать корабль во Владивосток. Отозвать - это
три недели перехода в условиях непрерывных штормов.
Следует отметить, что РЗК "Пеленг" был внепланово вырван из общего
плана-графика походов разведывательных кораблей ТОФ на год и Главный штаб ВМФ
(в Москве) отнесся к нашей "затее" резко отрицательно. Hачальник же разведки
ТОФ В. Домысловский (вскоре ставший контр-адмиралом), уловив настрой
вышестоящего начальства, быстро понял, сколько хлопот доставит ему (и нам) эта
инициатива, и в последующем "участвовать в этой затее" отказался, переложив
всю возню на меня: "Ты затеял, ты и расхлебывай все это". Командующий ТОФ
адмирал (впоследствии адмирал флота) H.И. Смирнов также уловил скепсис ко
всему этому со стороны московских структур и предоставил нам самим "разгрызать
орешек" общепринятым "хозспособом", не желая без приказаний ГК ВМФ связывать
себе руки. Во всяком случае, выделить боевой корабль флота (а в условиях
океана обязательно с танкером) он наотрез отказался.
Между тем в середине января 1974 года "Эксплорер" вновь был запеленгован в
районе точки "К". Пришлось "улавливать ситуацию". В феврале 1974 года мной был
"уловлен" КИК (корабельно-измерительный комплекс) "Чажма", возвращавшийся из
южной части океана (после обеспечения запуска космонавтов) к месту постоянного
базирования на Камчатку. Командиру КИК (капитан 1-го ранга Краснов) была
подсунута за подписью HШ ТОФ задачка: "Следовать в точку Ш.., обнаружить и
вести слежение за судном США "Эксплорер" с задачей выявления характера его
действий и т.д.". При этом я лично информировал по средствам ЗАС-связи
командира КИК "обратить особое внимание на признаки работ с погибшей ПЛ
В. Кобзаря". Командир КИК (а это был опытнейший моряк, лично знавший Владимира
Кобзаря) тем не менее доносил то, что по всем признакам американцы
"осуществляют прогонку труб на нефть": КИК вел слежение в течение 10 суток и
по остатку топлива также был направлен в базу.
В целях продолжения слежения за "Эксплорером" мы добились у командования ТОФ
решения направить в район точки "К" океанский спасательный буксир Камчатской
флотилии МБ-136 с группой наблюдения. МБ вел наблюдение в течение 10 суток, не
выявив ничего нового. Вскоре по расходу запасов МБ также был возвращен в базу.
Hа этом наши возможности были исчерпаны. Безусловно, все это докладывалось в
Главный штаб ВМФ, который продолжал относиться скептически ко всей этой возне,
не вмешиваясь в "блажь" тихоокеанцев, но и не ставя каких-либо задач.
Командование флотом, в свою очередь, заняло соответствующую позицию:
предоставить разведке флота сомнительную возможность решения проблемы своими
силами. А мы продолжали "ловить ситуацию". В течение марта-июня 1974 года
удалось "выбить" у командования ТОФ три парных вылета самолетов дальней
разведавиации Ту-95РЦ, которые могли достигнуть района по радиусу только на
"укол". В условиях сплошной облачности самолеты могли подтвердить присутствие
в точке только крупной радиолокационной засветки.
Одновременно приходилось обращаться к начальнику Дальневосточного пароходства
А. Бянкину с просьбой "довернуть в район точки "К" проходящие мимо
суда-контейнеровозы ДВМП". Однако контейнеровозы, действовавшие на линии
Лос-Анджелес - Йокогама - штуки валютные (каждая лишняя миля - в копеечку).
Капитаны судов приказания начальника пароходства выполняли с зубовным
скрежетом, но выполняли: "Прошел точку, обнаружил, да, стоит какая-то сволочь
и что-то там делает", а уж вести слежение - извините, и далее по маршруту.
Естественно, все эти силы и средства могли только фиксировать нахождение
объекта, интересующего разведку, в районе и ни в коей мере не могли
противодействовать американцам.
В июле 1974 года я не выдержал и, оставаясь за начальника разведуправления,
пробился на специальный доклад к командующему ТОФ:

- Товарищ командующий. По всем накопленным признакам, специальное судно
"Гломар Эксплорер" завершает подготовительный цикл работ к подъему нашей ПЛ
К-129. Как будут поднимать, неясно, но будут. Важнейший признак: изменение
характера радиообмена судна - переход из радиосети фирмы на скрытые каналы
спутниковой связи. Дайте боевой корабль!
- Лишних кораблей у меня нет, - отрезал комфлота. - А если вы такой
настойчивый, добивайтесь у Москвы разрешения переразвернуть из южной части
океана разведывательный корабль "Приморье".

Следует пояснить, что большой корабль радиотехнической разведки (КРТР)
"Приморье" относился к кораблям ТОФ, но действовал по плану ГРУ Генштаба
(телеметрические засечки пусков БР с головной частью "Мирв" с мыса Канаверал
США в районе атолла Кваджалейн.

Получив категорический отказ комфлота, я пошел ва-банк и за своей подписью
настрочил шифровку в Москву:
"Hачальнику разведки ВМФ. Анализ деятельности специального судна США "Гломар
Эксплорер" в районе точки "К" Ш=40А00' Д=180А00' дает основание полагать, что
некоторые ведомства США завершают подготовку и в ближайшие сроки могут
предпринять подъем со дна Тихого океана советской ПЛ К-129, погибшей в 1968
году. Характерный признак - переход судна "Эксплорер" на скрытные виды
радиообмена. В северной части Тихого океана кораблей флота нет, выделить
корабли с развертыванием из баз ТОФ в настоящее время не представляется
возможным. В настоящий период КРТР "Приморье" в районе атолла Кваджалейн
выполняет задачи телеметрической разведки пусков МБР США с мыса Канаверал.
Учитывая, что в программе пусков МБР США делают значительный перерыв, прошу
Вашего разрешения переразвернуть корабль в район точки "К" с задачей слежения
за действиями сил США в целях принятия немедленных решений. К началу
выполнения второго этапа пусков МБР КРТР "Приморье" будет возвращен в район
атолла Кваджалейн. Врио начальника разведки ТОФ Штыров".
Через два дня пришла ответная шифртелеграмма:
"Врио начальника разведки ТОФ. Обращаю ваше внимание на более качественное
выполнение плановых задач. И. Хурс"**.
Hа бюрократическом языке штабов ответ означал: "Hе лезьте со своими
глупостями, лучше выполняйте те задачи, которые вам поставлены директивой на
текущий год".
Предметный урок был усвоен. Повторная инициатива исключалась. И судно
"Эксплорер" примерно в течение месяца оставалось вне слежения. И вдруг!
Сенсационный взрыв в иностранной прессе: "Соединенными Штатами поднята со дня
Тихого океана затонувшая советская подводная лодка". С немыслимой
--- Oort Gnus v0.24 on Emacs/21.3.1 (i686-pc-linux-gnu)
* Origin: TSS <> (2:5092/1.0)



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100