От Перископ Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 12.11.2005 18:08:50 Найти в дереве
Рубрики Администратору; WWII; Современность; Матчасть; Версия для печати

Статья капитана 1 ранга М.В. Коновалова

Миледи Смерть, мы просим вас за дверью обождать.

Название статьи я позаимствовал из текста "Ирландской застольной" Бетховена. Речь пойдёт о командирах подводных лодок, не возвратившихся из боевых походов, о тех, кто выжил после гибели своих кораблей и которым Смерть дала возможность прожить ещё некоторое время. Во время Великой Отечественной войны, на всех флотах, 220 офицеров командовали подводными лодками, 99 из них погибли или умерли от ран. Из боевых походов не вернулись 38 балтийских, 25 черноморских, 23 североморских, 4 тихоокеанских подводных лодок. Все подводники страстно любили жизнь. Радовались возможности после смрада тесных отсеков дышать свежим морозным воздухом или ароматом цветов и скошенных трав. Ценили редкие встречи с жёнами и детьми, с любимыми девушками, друзьями, были красивы и талантливы, раскованы и отважны. Это были культурные, мужественные , сильные люди , знавшие и любившие литературу и искусство, выбравшие себе нелёгкую профессию.
Несколько лет назад вышла достаточно спорная по своему содержанию книга о командирах Советских подводных лодок времён Великой Отечественной, вызвавшая неоднозначную реакцию у флотской общественности. Её соавтор, флотский историк Вячеслав Лурье , включил в неё достоверные биографические данные, никогда ранее не публиковавшиеся, которые я попытался проанализировать.
Вот несколько примеров того, как сложилась судьба многих людей, у которых "неверный ветер жизни", как писал Омар Хайам, шевельнул не той страницей.
В ноябре 1939 года, в результате столкновения с рыболовным судном в Баренцевом море затонула ПЛ "Щ-424". Среди спасшихся были командир лодки К.М. Шуйский и его помощник А.К. Малышев. За халатность, приведшую к гибели корабля и людей , командир был осуждён военным трибуналом и отбывал тюремное заключение. Осенью 1941 года его возвратили на флот. Доверили командование "Щ-403", поскольку та возвратилась из похода без командира. На боевой позиции вблизи от вражеских коммуникаций, преследуемая противолодочными силами врага, эта подводная лодка погрузилась, оставив на мостике тяжело раненного С.И. Коваленко. Тот попал в плен, ему ампутировали ногу, а потом расстреляли в немецком концлагере. Шуйский совершил на "Щ-403" несколько успешных боевых походов, был награждён орденами, но в октябре 1943 года погиб со всем экипажем.
Его бывший старпом А.К. Малышев стал командиром "Щ-422", на которой совершил несколько боевых походов, его наградили орденом Ленина. Но в июне 1942 года, с боевой позиции , военный комиссар послал по радио донос, в котором обвинил командира в трусости. Корабль был отозван в базу. Суд военного трибунала приговорил Малышева к расстрелу. Приговор привели в исполнение фашистские самолёты, точно попавшие бомбой в камеру Полярнинской гауптвахты, где его держали в заточении.
За месяц до начала войны командир "С-3" К.И. Малафеев передал корабль Н.А. Костромичёву и убыл из Либавы. 24 июня , эта подводная лодка вышла в море, не закончив ремонта , не имея возможности погружаться, приняв на борт личный состав взорванной "С-1" и 20 рабочих судоремонтного завода. Она была атакована немецкими торпедными катерами, ответила артиллерийским огнём. Бой продолжался более часа. Лодка затонула, после прямого попадания снарядов. Фашисты расстреляли из автоматов людей, плавающих в воде. Тело командира прибило к острову Саарема (Эзель), где его похоронили. А Малафеев, принял подводный крейсер Северного флота "К-3" , отважно воевал , был награждён двумя орденами, но в марте 43-го его лодка погибла от глубинных бомб противолодочных кораблей неподалёку от мыса Нордкап.
В июне 42-го года в связи с угрозой захвата врагом подводная лодка "К-22" В.Н. Котельникова сняла экипаж , а затем торпедировала ПЛ "Щ- 421", подорвавшуюся на мине и потерявшую ход. Ею командовал Ф.А. Видяев. После потери корабля, при наличии вакансии, образовавшейся в связи с осуждением Малышева, Видяев стал командиром "Щ-422". Он совершил на ней несколько походов, добился боевых успехов, был награждён тремя орденами Красного Знамени, но в июле 43-го погиб. Его старпом А.М. Каутский принял "счастливую" "Щ-402", на которой ранее, при взрыве водорода в аккумуляторном отсеке, погиб весь командный состав . В сентябре 44-го, у побережья Норвегии , из-за ошибки и несогласованности действий она была уничтожена своим самолётом - торпедоносцем
Герой Советского Союза И.И. Фисанович командовал "М-172", ставшей при нём Гвардейской и Краснознамённой. В июне 43-го её командиром стал И.А. Кунец, а в октябре эта лодка не возвратилась из боевого похода. Фисанович, принявший в Великобритании ПЛ "В-1", в июле 44-го погиб со всем экипажем на переходе в базу .
Командир ПЛ "Ронис" А.И. Мадиссон в 1938 году был необоснованно репрессирован и более года провёл в заключении, после чего вернулся на флот. В июне 1941 года в Либаве, из-за угрозы захвата корабля противником, взорвал свою лодку , вместе с членами экипажа ушёл к своим. Был назначен командиром "С-15" Северного флота. На ней совершил несколько безуспешных боевых походов, был морально сломлен и в результате тяжёлой депрессии застрелился. А "С-15" , под командованием Г. К. Васильева победоносно завершила войну.
Трагична судьба командиров черноморской "Щ-205" П.С. Дронина, и балтийских "С-406" В.В. Максимова и "С-8" М.С. Бойко. В августе и сентябре 1941 года, приказами Наркома ВМФ было объявлено об их разжаловании и расстреле. Их корабли - "Щ-406" погибла летом 43-го, а "С-8", недавно обнаружили на дне, в 10 милях от шведского острова Эланд, где она и поныне лежит. А вот "Щ-205", под командованием П.Д. Сухомлинова уцелела, стала Гвардейской.
Следующие звенья цепочки событий - в июле 41-го "М-94", которой командовал Н.В. Дьяков, на переходе морем подверглась атаке немецкой подводной лодки. Взрывом торпеды была разворочена корма и лодка ушла на дно. Нескольким членам экипажа , в том числе командиру, удалось спастись. В сентябре 42-го "М-97", командиром которой к тому времени стал Дьяков, в боевом походе не смогла форсировать противолодочное заграждение и погибла.
В августе 41-го во время Таллинского перехода подорвалась и затонула "Щ-301", где командиром был И.В. Грачёв. Большинству членов экипажа удалось спастись. Но Смерть догнала Грачёва в июне 42-го. На переходе по маршруту Кронштадт - Лавенсаари подводная лодка "Щ-405", которой он к тому времени командовал, коснулась мины и погибла со всем экипажем.
В том же переходе подорвалась и погибла "С-5", спаслось 10 человек, в их числе -комбриг, Герой Советского Союза Н.П. Египко и командир лодки А.А. Бащенко , который позднее несколько месяцев командовал плавбазой "Иртыш", затем подводной лодкой "С-4", а с июля 43-го - "С-12". А ещё через месяц, в боевом походе , он сгинул вместе со всем экипажем , форсируя минное поле. "С-4", которой к тому времени командовал А.А. Клюшкин, была разрезана форштевнем вражеского корабля в январе 1945 года, став последней в скорбном списке.
А.И. Мыльников до января 42-го командовал "М-97", о которой я уже упоминал, в августе 43-го вышел в боевой поход на "С- 9" и ушёл в бессмертие вместе с экипажем в районе острова Кери.
А.Г. Андронов до января 42-го командовал "Щ-317", затем передал её Н.К. Мохову. В боевом походе в июле того же года эта лодка , пустив на дно 4 вражеских транспорта, погибла со всем экипажем при атаке противолодочных кораблей противника . "Щ-323", командиром которой стал Андронов, 1 мая 1943 года подорвалась на донной мине при следовании Ленинградским морским каналом. Имея возможность спастись, командир отказался покинуть гибнущий корабль. Об этом мне недавно рассказал бывший дивизионный штурман М. С. Солдатов, который был искалечен этим взрывом. Он же поведал, как люди рвались в море, добивались этой чести, хорошо понимая, какая судьба их ожидает. Бывший трюмный машинист подводной лодки "Л-3", Н.Е.Золенко, которого мы похоронили несколько лет назад, вспоминал, как в июне 1943 года он провожал в последний поход подводную лодку "Щ-406", отдавал её швартовы. Её командир, Герой Советского Союза Е.Я. Осипов в куртке, русских сапогах, подходил ко всем матросам, старшинам и офицерам, стоявшим на причале и , прощаясь с ними , низко кланялся каждому. Подводная лодка не вернулась из боевого похода. Помню, как при прогулке по городу в курсантском строю, мы пели песню о "Варяге", не вникая в смысл фразы - "В предсмертных мученьях трепещут тела".
Вот и всё, что я хотел сказать , назвав более двух десятков фамилий. Прилагаю редкие фотографии этих людей. Вглядитесь в их лица. Оцените печать силы воли, мужества, достоинства и благородства , которыми они отмечены. Вместе с ними погибли члены экипажей , такие же красивые молодые люди, осиротели их дети, жёны стали вдовами, невесты не дождались женихов, а к родителям не вернулись сыновья.
Несколько слов о нашей бюрократии. В предвоенное время многие не регистрировали браки, но потом это здорово аукнулось. По этой причине семья погибшего в Балтийском море командира "Щ-320" И.М. Вишневского осталась без пенсии по потере кормильца, его вдова до конца жизни работала, поднимая детей, но сына своего, Станислава, отдала Флоту.
Редактор полосы упрекнула меня в трагичности статьи , отсутствии оптимизма. Это не так. Ежегодно члены Объединённого Совета ветеранов вручают удостоверения будущим подводникам, курсантам военно-морского института. Многие юноши приехали в наш город из флотских гарнизонов Видяева, Гаджиева, Западной Лицы , Полярного, Балтийска, Кронштадта, Камчатки, Севастополя и Владивостока. Они знают всё о службе своих отцов, но решили пойти тем же путём .
Сыновья, племянники и внуки погибших подводников И.М. Вишневского, И.М.Зайдулина, А.М. Каутского, В.Ф. Кульбакина, П.С. Кузьмина, А.В. Крестовского, Н.К. Мохова , которых я имел честь знать и многие другие, выбрали нелёгкую стезю, продолжили службу своих отцов и дедов на современных подводных лодках. Это вызывает оптимизм.
Память о героях будет жива, пока живы мы с вами .

Марк Коновалов , ветеран - подводник




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100