Во второй раз К-429 утонула у пирса завода в 05.30 13 сентября 1985 г., подняли через 10 дней. На момент потопления ПЛ на ней были разгерметизированы все поперечные переборки, сняты съемные листы на прочном корпусе в трёх отсеках, разобрана забортная магистраль в одном из отсеков и не была поставлена на ней заглушка. Кроме того, на прочном корпусе был ещё ряд не заглушенных отверстий, что являлось нарушением руководящих документов по борьбе за живучесть и непотопляемость. Потоплению ПЛ способствовали ряд факторов:
1. установленный нереальный срок ремонта и назначенный завод-исполнитель;
2. составленный ряд документов, которые фактически способствовали потоплению ПЛ;
3. систематические нарушения в течении хода ремонта существующих документов и изданных специально для данного ремонта документов;
4. отсутствие должного контроля за ходом ремонта и в первую очередь за взрывопожаробезопаснотью и непотопляемостью ПЛ;
5. систематические нарушения технологии ремонта, организации ремонта, элементарной дисциплины и порядка;
6. крайне низкий уровень подготовки личного состава, рабочих, оперативно-дежурной службы по борьбе за живучесть и непотопляемость;
7. крайне низкое состояние технических средств по борьбе за живучесть и непотопляемость, а также их убогое наличие;
8. выполнение ремонта любой ценой.
Перед началом ремонта после первого потопления была проведена дефектация подводной лодки К-429. Был разработан "Укрупнённый сетевой технологический график ремонта К-429", подписанный Заместителем ГК ВМФ по эксплуатации – Начальником ГТУ ВМФ адмиралом Новиковым, Начальником ГУ СРЗ ВМФ вице-адмиралом Геворковым, утверждённый Главнокомандующим ВМФ адмиралом флота СССР Горшковым и Заместителем министра судостроительной промышленности Резуновым, определявший срок ремонта К-429 в 18 месяцев. Фактически же, ремонт К-429, с учётом её состояния, мог быть произведён за 32-34 месяца. Таким образом, технологически выполнить необходимый объем восстановительных работ на подводной лодке К-429 силами завода в бухте Сельдевая в установленный срок 18 месяцев было невозможно. В показаниях свидетелей есть факты свидетельствующие, что Главнокомандующий ВМФ адмирал флота СССР Горшков доложил в ЦК КПСС о первом потоплении К-429 как о случае частичного приема воды в отдельные отсеки. Исходя из этого доклада и был поставлен фантастический срок ремонта подводной лодки в 18 месяцев.
17 февраля 1984 г. было разработано "Совместное решение", где было разрешено начать затяжку магистральных кабелей на К-429 на плаву, что являлось грубейшим нарушением документов: "Принципиальная технология ремонта подводной лодки К-429 с заменой кабеля", "Инструкция по обеспечению живучести подводной лодки К-429 при проведении ремонта", в которй написано, что "...в связи с необходимостью одновременной разгерметизации большого количества межотсечных переборок, работы по затяжке магистральных кабелей и их уплотнению в групповых кабельных коробках должны производиться при нахождении подводной лодки в плавучем доке." Эти нарушения санкционировали: директор завода капитан 1 ранга Пирвели Г.М., командующий флотилией контр-адмирал Балтин Э.Д., заместитель командующего флотилией капитан 1 ранга Селищев Н.Н. и ряд других ответственных лиц. Они дали разрешение на вывод К-429 из дока. 14 марта 1985 г. ПЛ вышла из дока с негерметичными межотсечными переборками, работы по затяжке магистральных кабелей и их уплотнению в групповых кабельных коробках были продолжены на плаву, в то время как заглушки бортовой арматуры в доке были срезаны. Таким образом, всё было сделано для потопления подводной лодки, чтобы ещё более ускорить это событие были приняты ещё более энергичные меры. Главнокомандующим ВМФ адмиралом флота СССР Горшковым были утверждены предложения заместителя ГК ВМФ – начальника ГТУ ВМФ адмирала Новикова, в которых ГУ СРЗ ВМФ и заводу в бухте Сельдевая предлагалось принять срочно дополнительные меры по форсированию работ на подводной лодке. До этих предложений на подводной лодке работало ежедневно до 600 человек, а адмирал Новиков предложил довести количество работающих до 1200 человек. Такой фронт работ создал для личного состава К-429 сложные условия по контролю и обеспечению фронта работ. Таким образом можно сказать, что личный состав подводной лодки в связи с реализацией "ремонта любой ценой" и пренебрежения к требованиям живучести и непотопляемости со стороны вышестоящего командования, был поставлен в сложные условия, затрудняющие исполнение обязанностей в части обеспечения непотопляемости подводной лодки. Я не разбираю действия личного состава, т.к. из выше изложенного видно, что рыба начинает загнивать всегда с головы.
Re: Ещё раз... - alekseyvas14.11.2005 05:06:53 (181, 425 b)