http://www.balaes.ru/publik/?id=86&show=1
«Какие еще субмарины? Что за ерунда!» - удивится иной читатель. А вот некоторые старожилы и ветераны шлюзовой службы не удивятся. Мимо нашего города (а после появления Саратовской ГЭС и судоходного канала – можно, сказать, прямо через город) подводные лодки проходили. И неоднократно.
В общем-то, российский военный флот исстари активно использовал великую русско-татарскую реку Волгу, или Идель-Итиль (именно так! Ведь Россия – наследница не столько Киевской Руси, сколько Золотой Орды). Адмиралы пользовались этим внутренним водным путем для так называемого межтеатрового маневра своих кораблей. Например, в 1911 г. мимо тогдашнего села Балакова с Балтики на Каспий проследовали новенькие канонерки «Карс» и «Ардаган», прослужившие Отечеству под разными именами аж до конца 50-х годов. По приказу Ленина в годы Гражданской войны тем же маршрутом проходили балтийские миноносцы. Против тех красных миноносцев сражался на Каспии под Андреевским флагом дед автора этих строк – офицер флотилии белых. В 20-е гг. по заданию действовавшей из-за рубежа боевой антисоветской организации «Русский общевоинский союз» (РОВС) мой дед, скрыв недавнее прошлое, поступил на службу в советские Морские силы Каспийского моря (так называлась тогда Каспийская военная флотилия). НКВД так и не удалось его «вычислить».
В годы индустриализации в Горьком на заводе № 112 (более известном как «Красное Сормово») была налажена постройка подводных лодок. Часть их отправлялась потом по Волге на тот же Каспий, в Астрахань и Баку, где субмарины достраивались и испытывались. До Астрахани лодки буксировали в специальных плавучих доках.
Прорыв в 1942 г. немецких войск к Волге в районе Сталинграда практически запер на Каспии находившиеся там подводные лодки – средние типа «С» («эски») и малые типа «М» («малютки»). Лишь после разгрома врага в Сталинградской битве полномасштабное судоходство на Волге было возобновлено, и появилась возможность отправить эти субмарины внутренними водными путями в Архангельск, в состав Северного флота. До Саратова лодки в доках тянули буксиры; от Саратова до Горького они шли своим ходом, после чего их снова помещали в транспортные доки.
Вот как описывает плавание подлодок «С-16» и «С-19» на этом участке реки в 1944 г. «Энциклопедия советских подводных лодок 1941-1945 гг.» (автор А.В.Платонов): «Переход кораблей на участке Саратов-Горький проходил в тяжелых навигационных условиях. 22 апреля в районе Балакова подлодки встретили битый лед, местами сгущавшийся до среднего ледохода протяжением до 25 км… Подводные лодки благополучно миновали участки ледохода без каких-либо повреждений корпусов и гребных винтов. Весь этот отрезок пути они шли только в светлое время суток, так как навигационное ограждение фарватеров еще отсутствовало».
Проходя мимо Балакова, вряд ли кто-то из подводников «эсок» догадывался, что этот провинциальный городишко является родиной создателей их кораблей. Подводные лодки типа «С» были спроектированы в специальном конструкторском бюро под руководством балаковца С.Г.Туркова, пришедшего в военный флот и ставшего инженером-кораблестроителем по комсомольскому набору. А корпусной отдел этого бюро возглавлял другой балаковец, друг Туркова В.Н.Перегудов, впоследствии – конструктор первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» (почему-то заслуги В.Н.Перегудова недавно были сочтены местными депутатами недостаточными, чтобы присвоить ему посмертное звание Почетного гражданина Балакова, хотя за это ходатайствовал Совет ветеранов города и района). Проект «эсок», оказавшихся лучшими субмаринами ВМФ СССР того времени, был разработан на основе документации, приобретенной в начале 30-х гг. у немецкой фирмы «Дешимаг». Именно подводная лодка типа «С» - знаменитая «С-13» под командованием лихого капитана 3 ранга А.И.Маринеско потопила 30 января 1945 г. на Балтике немецкий лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25 тысяч тонн. Гитлеру за это было, наверное, вдвойне обидно.
После Великой Отечественной войны переброски подводных лодок из Горького на Каспий (а потом обратно и далее на Север) и на Черное море продолжились. На «Красном Сормове» в 50-е гг. по проекту 613 было построено более сотни средних дизельных подводных лодок, первая из которых («С-80») также была переброшена по Волге – мимо Балакова – на Каспийское море, и, завершив там испытания, ушла с Каспия тем же путем на Северный флот. Главным конструктором проекта 613 был В.Н.Перегудов, и в данном проекте были опять-таки реализованы лучшие наработки немецких конструкторов, воплощенные ими в своих субмаринах XXI серии – самых совершенных лодках второй мировой войны (некоторые из этих лодок и соответствующая документация стали трофеями СССР).
Судьба подлодки «С-80» сложилась трагически – в январе 1961 г. она, к тому моменту переоборудованная в носитель двух крылатых ракет П-5 с ядерными боеголовками, затонула со всем экипажем в Баренцевом море на глубине 200 метров («С-80» удалось обнаружить только в 1968 г., а подняли ее с помощью уникального судоподъемного судна «Карпаты» в 1969 г.). Один отставной офицер флота рассказывал мне, что когда трупы членов экипажа С-80 извлекли из отсеков лодки, они выглядели, как живые, но, соприкоснувшись с воздухом, тут же начали чернеть и разлагаться…
В целом же перегудовский проект 613 следует признать очень удачным – всего на разных заводах построили 215 таких лодок, последние несколько десятков из которых служили в ВМФ СССР вплоть до развала страны. Кроме того, их постройка была налажена по советской лицензии в Китае. Они также поставлялись Польше, Болгарии, Албании, Северной Корее, Индонезии, Сирии и Египту.
В последующем с «Красного Сормова» в транспортных доках переходили по Волге, минуя Балаково, и далее по Дону на Черное море большие дизельные подводные лодки проектов 644 и 644Б (одна из них, кстати, сыграла роль американской субмарины в известном советском «морпеховском» боевике «Одиночное плавание» с артистом Ножкиным в главной роли) и средние проекта 633. Последними субмаринами, доки с которыми можно было видеть в шлюзах и на судоходном канале в Балакове незадолго до распада Советского Союза, стали несколько океанских дизельных субмарин проекта 877, или типа «Варшавянка» (одна такая лодка также оказалась «киноактрисой», снявшись в фильме «72 метра») – их перегоняли с «Красного Сормова» на Черноморский флот.
Ныне на Черном море у России осталась только одна боеспособная подводная лодка – как раз из тех «Варшавянок», что шлюзовались в Балакове. У Турции же в составе военно-морских сил числится 14 субмарин, в том числе 12 современных, построенных по весьма передовым немецким проектам. Так что Черное море, как и 300 лет назад, становится турецким озером. Но это уже совсем другая история.
Константин Чуприн, главный редактор отдела по связям с общественностью Балаковской АЭС
"Балаково сегодня" за 26.07.2005 г.