Гусев Р. А. Такова торпедная жизнь. СПб.: Изд-во ООО «ИВА», 2003. -416 с.
В книге содержится серия жанровых очерков о создателях, участниках производства и внедрения новых образцов торпедного оружия на флотах Советского Союза в период с 1960 по 1990 г.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора.................................................................................................5
Специфические термины и сокращения
(и в шутку и всерьез)..........................................................................7
1. Немного истории о торпедах...........................................................13
Приложение 1. Все торпеды России. Их отцы-прародители.........................27
Приложение 2. Клуб создателей торпед (XX век) ............................................32
2. Последняя торпедная атака шефа..................................................37
3. Гимн «Русскому УАЙТХЕДУ» ..........................................................45
4. Прощай, Система!.............................................................................57
5. М. Бродский: «Я говорю от имени флота...»...................................65
6. МГТ-1. Черт бы побрал эту торпеду................................................86
7. Ф. Марычев: «Загружай... Выгружай».............................................98
8. Последняя ЭТ-56............................................................................107
9. Такова торпедная жизнь (реквием)..............................................115
10. Дипломатическая миссия с научным уклоном............................130
11. В. Иванов. Далекое эхо столичных бурь......................................140
12. САЭТ-60. Серебряный взлет электроторпед..............................148
13. Росток будущего.............................................................................159
14. Е. Пензин-второй. Ученым можешь ты не быть..........................162
15. Б. Меринов. Главный индеец.........................................................174
16. 24 часа из жизни торпедного управления Минно-торпедного института ......................................................184
17. Путь наверх типичного оружейника............................................210
1. Норма Шефа......................................................................................................219
2. Операция «Смерч»...........................................................................................221
3. Циклотрон.........................................................................................................223
4. Ошибочный вывод...........................................................................................225
5. Калейдоскоп памяти........................................................................................227
6. Первое назначение..........................................................................................231
7. Складские будни...............................................................................................234
8. Счастливый случай...........................................................................................237
9. Борец за качество.............................................................................................241
10. «На кону, братцы, не НСС, а небо в крупную клетку, бляха-муха» .........249
11. В Управе ..........................................................................................................253
12.Все дело в шляпе............................................................................................. 259
13. Здравствуй, Обводный!.................................................................................264
14. Научная истина...............................................................................................269
15. Не судьба..........................................................................................................273
16. Случайная фотография..................................................................................275
Рекламная пауза....................................................................................................277
Вместо эпилога. Who is who................................................................................279
18. Операция «Плес». Из первого отсека стреляющей подводной лодки............................................................................283
19. Четыре рукопожатия Главкома ВМФ..........................................293
20. СЭТ-53. Трудяга...............................................................................299
21. 53-65К. Особенности национальной разработки торпед ...........308
22. СЭТ-72. Предтеча торпед третьего поколения
или жертва моды? ..........................................................................319
23. Утро в управлении противолодочного вооружения ВМФ........326
24. Р. Исаков. Ему не хватило времени ..............................................346
25. Мелочи минно-торпедной жизни..................................................364
1. Торпедисты киргизской деревни Михайловки ..........................................367
2. Сказ про то, как Семен Маневич попал на ужин к адмиралу Владимиру Чернавину.........................................................................................375
3. Начальство должно знать все, Или необыкновенное путешествие старшего научного сотрудника Минно-торпедного института
Юры Митякова из Белого моря в Североморски обратно...........................382
26. Р. Тихомиров. Красота покоряет мир..........................................389
27. Морская составляющая Киргизии.
Оскар Даминов ищет работу.........................................................400
28. О минерских датах и юбилеях.......................................................405
29. Минерские перлы и афоризмы (минеры шутят).........................411
ОТ АВТОРА
Моя книга - не историческое исследование вопросов создания торпедного оружия и не технический анализ конструкции торпед. Этого будет в меру. В последнее время появилось много литературы, в которой в хронологическом порядке исторически достоверно расписано все о кораблях, их оружии и вооружении. Перечислены фамилии Главных конструкторов, директоров заводов, институтов. Я предлагаю серию сюжетов о моих товарищах по профессии, с которыми мы в период 1960 - 1990 гг. участвовали во внедрении новых образцов торпед на флотах, совершенствовали условия их эксплуатации и конструкцию, планировали и обеспечивали новейшие разработки. В книге будет больше прямой речи этих людей. Ведь прямая речь -аромат эпохи. Эти сюжеты явились результатом некоторой ностальгии -временной, пространственной и даже идеологической. Время необратимо: части действующих лиц уже нет среди нас. Пространство тоже изменилось - многие войсковые части расформированы, корабли сданы в металлолом. Идеология качнулась из области научно-ортодоксальной в свою противоположность. Отсюда тяга к прошлому. С долей иронии, конечно. Здесь не будет громких имён. Но разве интересно лишь то, что кто-то, где-то, когда-то, кому-то о чём-то сказал, а ты стоял рядом и слышал? Здесь пойдет речь о торпедах и людях, которых я чаще видел рядом с ними, чем в другой обстановке. Это были специалисты, обеспечивающие на всех занимаемых должностях авторитет Минно-торпедной службы Военно-Морского Флота СССР. Нам довелось быть свидетелями бурного и стремительного развития морского подводного оружия в период достижения нашим Военно-Морским Флотом, казалось, несокрушимого могущества. Но сокрушение состоялось. Будем надеяться, что всякое крушение есть начало нового возрождения. Может быть, тогда и будет полезна эта книга специалистам моей профессии.
Я посвящаю её всем торпедистам, настоящим и будущим, а также тем, память о ком освящает нашу профессию.
Выражаю глубокую признательность всем, кто помог написать эту книгу. Они - действующие лица описываемых событий.
Выражаю искреннюю благодарность руководителям предприятий, обеспечивших финансовую поддержку в издании книги.
Р. Гусев
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
ТЕРМИНЫ
И СОКРАЩЕНИЯ
(И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ)
Пояснительные выражения объясняют темные мысли
Козьма Прутков
АБ - 1. Азбука торпедистов. Дана в приложении. 2. Аккумуляторная батарея.
Абордаж - рукопашный бой на море.
Аврал - работа, к которой привлекаются все, включая адмиралов.
АГК - автограф глубины и крена, торпедный черный ящик.
АПП - аппаратура предстартовой подготовки.
Б- 1. Боезапас.
2. Балда, в выражении «без Б».
БЗ - тоже боезапас. Для тех, кто считает, что Б - только балда.
БЗО - боевое зарядное отделение. С ним не шутят.
БАНКА - место для сидения, в том числе и для кораблей в море.
БАНКЕТ - место для удобного, группового сидения с ЕНДОВОЙ (см.)
БАТАЛЕР - специалист не по баталиям, а по пищевому и вещевому довольствию.
БАТАЛЕРКА - офис баталера.
БК - боекомплект. Тоже без шуток.
БОД - батарея одноразового действия.
БПК - большой противолодочный корабль.
БОЦМАН - большой начальник, знаток русской словесности.
БИУС - боевая информационно-управляющая система.
БУЕК - поплавок для спасения утопающих и обозначения места утонувших (от украинско-татарского бул и йок).
БУГЕЛЬ - приспособление для железного объятия торпеды.
БУХТА - забегаловка для кораблей.
БЫЧОК - минер, младше некуда.
ВВ - взрывчатое вещество, «Ваше Величество».
ВАХТА- часть экипажа, которая бдит.
ВЕСТОВОЙ - официант на корабле.
ВЕХА - дорожный знак на воде.
ВМА- Военно-Морская академия. Век живи, век учись.
ВМУ - Военно-Морское училище, ныне институт.
ВОК - Высшие офицерские классы. Имелись и другие названия у этой сущности.
ВП - военное представительство.
ВПК- 1. Военно-промышленная комиссия (в Кремле). 2. Военно-промышленный комплекс (всюду).
ВЫТРАВИТЬ - не то, что вы подумали. Просто выпустить.
ГАЛЬЮН - уборная на корабле. Бесплатная.
ГАЛЬЮНЩИК - специалист по уборке гальюнов в личное время.
ГЮЙС - носовой флаг корабля. Знак сановного величия кораблей 1-го и 2-го рангов при стоянке.
ГУК - Главное управление кораблестроения.
ДСП - для служебного пользования. Небольшая служебная тайна.
ДОК - дом отдыха для кораблей.
ЕНДОВА- емкость с выпивкой.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ - деление отрезка в пропорции, когда меньшая часть целого относится к большей части, как большая часть к целому и равна 0,618. Термин ввел Клавдий Птолемей. Гармоничность, соразмерность, красоту пропорции раскрыл Леонардо да Винчи.
ЗАШАБАШИТЬ - 1. Прекратить. 2. Заработать.
ЗИП - комплект деталей (в большинстве ненужных).
ЗНАК - орден или медаль. Чиновничья фамильярность.
ЗС - запальный стакан. К посуде отношения не имеет.
ИКОНОСТАС - 1. Украшенная иконами стенка, отделяющая алтарь от средней части храма. Иконы в иконостасе располагаются по строгой системе. Внизу - ряд местных икон, выше - «деисусный», еще выше - праздничный и пророческий.
2. Грудь военачальника в парадной тужурке при орденах и медалях (в переносном смысле).
ИСП - импульсный световой прибор. Торпедный маяк.
Q
ИЭЭ - источник электрической энергии.
ИЗДЕЛИЕ - расхожее словечко для обозначения любого оружия
в открытой печати и по телефону.
КАМБУЗ - кухня на корабле. Теплое место.
КАЮТА - отдельная квартира на корабле.
КБР - корабельный боевой расчет.
KB - капсюль-воспламенитель. Без расшифровки привлекательнее.
КВП - 1. Корабль на воздушной подушке.
2. Креновыравнивающий прибор.
3. Касса взаимопомощи.
4. Коньяк выдержанный, проверенный и т. д. КД - капсюль-детонатор.
КЗ - короткое замыкание (коза).
КИЛЬВАТЕР - след корабля.
КНЕХТ - 1. Доцент, по Райкину. 2. Тумба.
КОЛ - контрольно-опросный лист. Технологическая карта приема торпеды на корабль.
КПЛ - контрольно-приемный лист. Технологическая карта приготовления торпеды к выдаче на корабль.
КРС - контрольно-регулировочная станция.
КТУ - комплекс телеуправления торпедами.
КУРС - направление движения в отсутствие улицы.
КУБРИК - коммунальная квартира на корабле.
ЛАН - локальная акустическая неоднородность. В обиходе - ХЗЧ.
ЛИЧНОЕ ВРЕМЯ - время после отбоя.
ЛКИ - Ленинградский Кораблестроительный институт. Кузница минных кадров.
МАТ - 1. Поминание родственников.
2. Коврик на корабле, сплетенный из остатков пеньковых канатов.
МИНЕР - специалист по минно-торпедному, противолодочному и противоминному оружию.
МИННЫЙ ПАССИОНАРИЙ - командир корабля из минеров, флагман из минеров.
МИНЕР ФЛАГМАНСКИЙ - минный авторитет, правильный минер. Начальник минеров по специальности.
МИНЕР ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ - береговой минер.
МТУ - Минно-торпедное управление. Коллектив из правильных и ортодоксальных минеров в здании в центре приморского города (в обиходе - Управа).
МТЧ - Минно-торпедная часть. Коллектив из правильных и ортодоксальных минеров в цеху на берегу моря.
МТИГ - минно-торпедная испытательная группа.
МИП - минная испытательная партия.
МПК - малый противолодочный корабль. -
НВ - неконтактный взрыватель. Торпедный камикадзе.
НК - надводный корабль.
НИМТИ - научно-исследовательский Минно-торпедный институт.
НЗ - то, чего хочется, но нельзя. Аббревиатура от НИЗЗЯ.
НИР - научно-исследовательская работа. «Вначале было слово».
НСС - неполное служебное соответствие. Вид взыскания. Рубеж между Дисциплинарным Уставом и Уголовным Кодексом .
ОЗЧ - огнезащитный чехол. Армяк на БЗО. Память о ПЛ «Б-37».
ОРУЖЕЙНИК - Выпускник Высшего Военно-Морского училища инженеров оружия.
ОТБОЙ - начало личного времени.
ОТТЯЖКА - совсем не то, что представляется. Длинный конец (веревка).
ОШВАРТОВАТЬСЯ - 1. Привязаться к пирсу.
2. Взять даму под руку.
ОМП - отметчик места потопления. Привет торпедистам от торпеды с грунта.
ОТК - отдел технического контроля, «борцы за качество» ремонта торпед.
ОВ - секрет особой важности. Тесс!!!
ОКР - опытно-конструкторская работа. «Слово и дело».
ПАЛАШ - курсантский меч.
ПА, КС, ПГГ - подогревательный аппарат, камера сгорания, парогазо-генератор. Одно и то же в торпедах различных образцов.
ПЕРИСКОП - замочная скважина на подводной лодке для подсматривания за всем, что происходит на поверхности моря и в воздухе.
ПЛ - подводная лодка.
ПЛЕС - то ли вода, то ли земля.
ПЗО - практическое зарядное отделение.
ПОЛУНДРА - боевой клич на флоте.
ПМС - Правила минной службы. Кодекс на все случаи жизни. Минной, конечно.
ПСС - полное собрание сочинений. Высшая святость ушедших дней.
ПУ - пусковая установка. Пушка для ракет.
ПУТС - приборы управления торпедной стрельбой.
10
РАСХОД - еда для тех, кто бдит во время обеда.
РБУ - реактивная бомбометная установка. Морская КАТЮША.
РМ - рулевая машинка.
РПЗО - раздвижное ПЗО (см.)
2РПЗО - ПЗО двойного раздвижения (телескопического типа).
РПС - ракетный прибор следности. Торпедная ракетница или «свой»
на торпеде.
РУНДУК - ларь для хранения личных вещей моряка.
РЭП - радиоэлектронное противодействие.
Круче - РЭБ - радиоэлектронная борьба.
РЦЫ-1. Торпеда.
2. Нарукавная повязка дневального, дежурного.
С - секрет.
Круче - СС - большой секрет.
ССН - система самонаведения, АСН - аппаратура самонаведения. СГ - степень готовности оружия (пример: палаш в шкафу - СГ-3,
палаш на боку - СГ-2, палаш «наголо» - СГ-1). СТАРШИЙ ИНЖЕНЕР-ЛЕЙТЕНАНТ - воинское звание, заморочка
Управления кадров на тему: кто из них старший? Инженер или
лейтенант?
СТРОП - тросовое кольцо, заменитель бугеля. СТУКАЧ - не то, что вы подумали. Это механический шумоизлучатель
в торпеде.
ТА - торпедный аппарат. Пушка для стрельбы торпедами. ТРАП - неудобная лестница на корабле.
ТРАВЕРЗ - положение головы при повороте вправо-влево до отказа. ТРАВИТЬ - 1. Пропускать содержимое.
2. Вести неторопливый разговор, травлю. ТРВ - торпедо-ракетное вооружение. ТЗ - техническое задание. Аппетит заказчика. ТУ - технические условия. Щедроты подрядчика. ТТЗ - тактико-техническое задание. Желаемые ТТД (см.) ТТД - тактико-технические данные. Реализованное ТТЗ (см.) ТЗП - торпедный зажигательный патрон. Торпедный одноразовый
стартер.
УЗУ - унифицированное запальное устройство. УЗЕЛ - скорость, равная 0,514 м/с, без Б (см.)
УПВ - Управление противолодочного вооружения. В девичестве МТУ. ФАРВАТЕР - проход в море среди банок. ФЛАГМАН - командир над командирами кораблей.
ФИТИЛЬ - здесь: любое строевое взыскание.
ФЛОТ - все, что видно с берега в море, плюс то, что видно с кораблей на берегу. Северный флот - СФ, Черноморский флот - ЧФ, Балтийский флот - БФ, Тихоокеанский флот - ТОФ.
ФОРМЕННЫЙ ВОРОТНИК - «личный» вымпел, флаг и гюйс моряка.
ФУТИК - маленький ФУТ, измеритель небольших линейных величин.
ХЗЧ - ложная цель, хрен знает что. Неофициальный заменитель ЛАН.
ХЧ - хвостовая часть торпеды.
ЦЕЛИК - угол упреждения в артиллерии.
ШАБАШ - не то, что вы подумали. Завершение работы.
ШИЛО - спирт-ректификат в удобной упаковке. Средство для решения любых проблем.
ШКЕНТЕЛЬ - здесь: далеко-далеко.
ШЛЮПКА - что-то вроде легкового автомобиля на море.
ШКАРЫ - флотские брюки, доработанные по моде.
ШКАФУТ - средняя часть верхней палубы корабля.
ШЕВРОН - годовое «кольцо» на рукаве курсанта в виде галки.
ШХЕРА - здесь: укромное место, недоступное для начальства.
ЭДС - электродвижущая сила.
ЭКИПАЖ - весь корабельный люд.
Азбука для детей и внуков торпедистов, или первые сведения о торпедах
А- аккумуляторное отделение. Б - боевое зарядное отделение. В - взрыватель. Г - гребные винты. Д- детонатор. Е - ендова.
Ж - жесткость пружины. 3 - зажигательное приспособление. И - индикатор давления. К - кормовое отделение. Л - лимб прибора расстояния. М - масленка регулятора давления. Н - наделка корабельная. О - отсек приборный потопления торпеды.
П - парогазогенератор.
Р - резервуар воздушный.
С - стукач.
Т - турбина.
У - ударник инерционный.
Ф - футик.
X - хвостовая часть.
Ц - цифровой автомат.
Ч - четверной кран.
Ш - шток машинного крана.
Щ - щитик вытеснителя.
Э - энергосиловая установка.
Ю - маркировка на заглушке.
Я - якорь электродвигателя.
15. Не сульба
Судьба играет с человеком, а человек играет на трубе
Герман.
В ноябре 2000-го года мы с Ларионом договорились встретиться и махнуть в Кронштадт, повидать Гену Стафиевского, где тот обосновался с уходом на пенсию. Он подрабатывал, плавая матросом на заводском буксире Морского завода. С Ларионом мы давненько не встречались и поэтому с трудом обнаружили друг друга среди ларьков у метро «Черная речка». После объятий и междометий Ларион отметил: «Смотри, пятое поколение ларьков за десять лет, а третьего поколения атомоходов толком не завершили». - «Ладно, хоть Военно-Морская академия функционирует. Видишь, топает наша смена? А как семья?» - «Нормально. Внук Иван в девять лет в пятом классе. Мы с ним уже такие задачки решаем...». После взаимного уточнения обстановки, состояния здоровья в семьях разговор, естественно, переключился на страшную катастрофу «Курска»...
Расположившись на заднем сиденье маршрутного такси, мы повели неторопливый разговор:
- Ясно, что без участия торпедного оружия взрывов в первом отсеке не организовать. Сами они, конечно, не взрываются, разве что от сверхдопустимых внешних воздействий или сверхмыслимых ошибок в обслуживании или, наоборот, в отсутствии всякого обслуживания .
- Причины таких катастроф устанавливаются только в вероятностном плане, так как авторы и свидетели гибнут первыми. Правда срочно доставляется непосредственно Господу.
- Кстати, ты знаешь, что я мог быть 119-м членом экипажа «Курска»? Уже телеграмму с вызовом держал в руках.
- Тебя, пенсионера, на сто метров к лодке не допустили бы.
- Уговорил бы. Командир не отказал бы мне в этой просьбе. На флоте я не был лет пятнадцать. Уважили бы деда. Тем более, не на экскурсию я собирался к ним.
- И какие проблемы нужно было решать на Севере? Но прежде чем о своей несостоявшейся одиссее, рассказывай-ка как торпедист торпедисту, с чего все могло начаться. У вас ведь есть какая-то информация. Ты, как я понимаю, так и не можешь оторваться от «объятий» Военно-Морского Флота до сих пор.
- Информация у всех одна. Телевидение. Теперь журналисты залезают в любой сейф. Каторгой это не грозит. А началось все с какого-то
273
удара. То ли американцев зацепили, то ли в грунт «уклонились» от столкновения. Слабым звеном могла быть толстая торпеда. Ее особо гнуть нежелательно, сам понимаешь. Первый взрыв, пожар, потом второй.
- Значит, тебе крупно повезло. Помочь в такой ситуации ты им ничем не мог. Удар был особенно опасен в тот момент, когда толстая торпеда не была жестко закреплена. При погрузке ее в торпедный аппарат, например. За хвостовую часть ее держит изящный зацеп. На большую нагрузку этот узел не рассчитан. Ну и что требовало твоего присутствия на флоте?
- В принципе, пустая формальность. Как ты помнишь, в практических электрических торпедах применяются серебряно-цинковые батареи. Не забыл? Недавно модернизировали «203» батарею. Улучшили некоторые характеристики, емкость, ток разряда, постреляли на полигоне. Все нормально. Ну, а защиту партии, как всегда, положено проводить на флоте. Ждем, какая подводная лодка подвернется - выстрелит в нашем присутствии. Сейчас стрельб мало, за десять лет выстрелили меньше, чем в былое время за год. Лодки выходят в море редко. Ну, а если выходят, стараются их работой загрузить: то в защиту партии, то еще что из повседневного. Так вот, был я включен в состав комиссии от Минно-торпед-ного института по проведению натурных испытаний. Программу и методику работ написал я, и вообще эксплуатация аккумуляторных батарей проходит по моей кафедре. Ушло в прошлое, когда ими занималась целая лаборатория Бориса Жмырева. От ОАО «Завод Дагдизель» в комиссию включили главного инженера ОКБ Гаджиева Магомета Исмаиловича, от военной приемки- старшего лейтенанта Борисова Арнольда Юрьевича. Короче, все мы были «на товсь». После стрельбы нам нужно было замерить остаточную емкость батареи, составить отчет, и дело с концом... Начальник МТУ сообщил в институт срок прибытия комиссии - к 25 июля. Мой начальник наложил резолюцию: «Прошу исполнить». Бумага до меня добралась 29 июля. Я стал ждать ускоряющую телеграмм)' - сколько таких было ситуаций, когда неделями ждешь выхода в море. Никуда я уезжать не собирался, нужен буду - вызовут. Но телефон мой потеряли со всеми этими передислокациями института. К тому же 30 июня я все-таки уехал на дачу - Мила вдруг, словно что-то почувствовав, говорит мне: «Собирайся, поехали». -Я ей: «Есть!» Вот так теперь жизнью ей обязан. Когда я прибыл на службу, «Курск» уже двое суток лежал на грунте»...
Около дома, где жили Стафиевские, мы выскочили из такси и вскоре сидели за мгновенно накрытым столом. Помянув ребят с «Курска», мы выпили молча. Ларион заговорил первым:
- Кроме счастливых случаев и земных покровителей есть еще, наверное, и небесный ангел-хранитель. Когда мы сильны и молоды, то не думали об этом. Поневоле поверишь в высшие силы.
Геннадий не видел в чудесном спасении Лариона ничего божественного:
- А что же делали остальные 118 ангелов-хранителей? Спали, что ли? Надо бы, чтобы наших торпедистов из Каспийска Гаджиева Магомеда и Борисова Арнольда включили в состав экипажа ПЛ. Хоть посмертно. Но в чем причина трагедии?
Я решил помирить идеализм с материализмом и предложить свою версию:
- Все крупнейшие катастрофы в нашем флоте всегда связывали с происками врагов. В гибели линкора «Императрица Мария» подозревали немцев, в гибели линкора «Новороссийск» - итальянцев. Наверное, здесь будут валить на американцев. Выгодное это дело. А у американцев может быть злого умысла и не было. Мало ли мы с ними сталкивались в море? Может быть, они успели сделать автоматическую систему противоторпедной защиты для ближней зоны ПЛ и забыли ее выключить. Попал наш «Курск» в зону ее освещенности - и сработала автоматика... А мы десять лет отдыхали.