Re: Интервью:Николай Калистратов генеральный директор ФГУП "Звездочка"
Интервью:Николай Калистратов генеральный директор ФГУП "Звездочка"
Коммерсантъ, 05.10.2005
Интервью взяла АЛЕКСАНДРА Ъ-ГРИЦКОВА
"Пока Роспром не распределяет заказы в нашу пользу"
-- Как вы заключали контракт на модернизацию индийских подлодок?
-- Первую лодку мы получили в 1997 году, завод на тот момент был в очень тяжелом финансовом положении. Контракты с Индией обеспечивают около 20% объема работ нашего завода. Мы занимаемся ремонтом подлодок на экспорт, потому что системной загрузки по гособоронзаказу нет. В среднем в два года мы сдаем Индии одну отремонтированную лодку. В конце 2005 года от нас уйдет третья по счету -- Sindhugosh, которая была доставлена на "Звездочку" летом 2002 года. В начале июня в Северодвинск прибыла четвертая лодка -- Sindhuvijay, мы сдадим ее в 2007 году. Индия увеличивает долю собственной техники на этих лодках: на Sindhugosh индийцы поставили свой гидроакустический комплекс и по ряду узлов сотрудничают с французскими специалистами. Индия вообще мечтает проводить ремонт и модернизацию на своих верфях. Наши специалисты сейчас работают в двух городах мира – в Визакхапатнаме и Бендер-Аббасе.
-- Какова судьба последнего названного вами контракта?
-- Договоренность распространялась на две лодки: одна сейчас ремонтируется в Бендер-Аббасе, а вторая должна была прийти на "Звездочку". Но сейчас принято решение, что вторая лодка будет ремонтироваться на другом российском заводе. Так всегда: когда у тех, кто строит лодки, все хорошо, они не претендуют на ремонтные заказы, как наступают тяжелые дни, начинается деление уже поделенного пирога.
-- В Визакхапатнаме сейчас ремонтируется пятая индийская лодка. Где будет производиться модернизация оставшихся -- в Индии или в России?
-- Пока не определено, но если мы удачно проведем работы там, скорее всего, они скажут, а зачем гнать лодки к вам, если вы все можете сделать в Индии? Что означает уменьшение суммы контракта в десятки раз, потому что наши специалисты выступают в Индии в основном как консультанты.
-- На какие еще зарубежные заказы по ремонту вы рассчитываете?
-- Каждая страна стремится выполнять такие работы у себя, и круг возможных заказов невелик, особенно с учетом того, что мы ремонтируем только российские лодки. Поэтому мы готовы ремонтировать надводные корабли, поставленные в Индию, страны Африки, Юго-Восточной Азии, но пока Роспром не распределяет эти заказы в нашу пользу.