От info Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.09.2005 13:35:05 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

ВЛАДИМИР МАСОРИН ПРИЗВАЛ ПОВЕРНУТЬСЯ ОТ ЖЕЛЕЗА К ЛЮДЯМ



- Надо прекратить врать, и я обещаю, что буду честно информировать общественность о происходящем на флоте, - с этих слов начал свою первую пресс-конференцию назначенный в воскресенье президентом Владимиром Путиным новый главнокомандующий Военно-морским флотом Владимир Масорин. В понедельник адмирал собрал в Главном штабе флота российских и иностранных журналистов для того, чтобы рассказать, что же произошло на самом деле с батискафом Тихоокеанского флота АС-28 и кто все-таки виноват в том, что чуть было не произошла трагедия, очень похожая на катастрофу АПЛ Северного флота "Курск" в августе 2000 года.

На пресс-конференцию в клуб Главного штаба ВМФ пришло много журналистов. Предыдущий главком Владимир Куроедов прессы боялся как огня, и за 8 лет его правления порог здания в Козловском переулке Москвы смогли переступить единицы. Антураж вчерашней встречи спартанский. Письменный стол перед сценой. На нем табличка - Владимир Васильевич Масорин. За столом два плаката с цитатами о флоте Петра Первого и Владимира Куроедова. Старший мичман выкладывает на стол 5 толстых папок с надписями на торцах: "АС-28".

- Материалы расследования? - интересуюсь у старшего мичмана. - Это все или только избранное?

- Без комментариев, - хмурится моряк. - Главком расскажет...

Масорин говорит, что готов сдержать данное еще на Камчатке в момент спасательной операции по подъему АС-28 обещание и честно рассказать, что же произошло на самом деле. Из зеленой папки достается несколько листков и адмирал читает: "Проведенное расследование привело к следующим последствиям: командующему Тихоокеанским флотом адмиралу Федорову объявлен выговор, начальнику штаба ТОФ вице-адмиралу Сиденко - неполное служебное соответствие, командующему войсками и силами на Северо-Востоке вице-адмиралу Гаврикову - неполное служебное соответствие". Масорин перечисляет, кто и за что конкретно наказан - от адмиралов до командиров отдельных судов и кораблей. Поясняет, что "неполное служебное соответствие" очень серьезное наказание: если в течение года военачальник получит еще одно взыскание - его уволят со службы.

- Заместитель командующего войсками и силами на Северо-Востоке контр-адмирал Заика освобожден от занимаемой должности, - говорит Масорин. Получив доклад с батискафа о том, что вышел из строя гидроакустический комплекс, аппарат стал менее управляемым, он тем не менее не дал, как требуют того инструкции, приказа на всплытие. Моряки продолжили работу, ориентируясь по тому, что видели в иллюминаторах. В результате АС-28 зацепился за остатки рыболовецкого трала. Более того, адмирал не счел нужным сообщить в Москву о произошедшем. Слава богу, что те 12 часов молчания не оказали влияния на ход последующей спасательной операции.

По словам Масорина, моряков АС-28 можно было освободить с помощью глубоководного аппарата "Venom", но его оператор находился в отпуске. Вызывать из него его никто не стал. За пульт управления сел неподготовленный человек и в результате сломал дорогостоящую технику. Теперь ее ремонт обойдется минимум в 3 млн рублей. Но дело даже не в этом, а в том вранье, которое шло с места аварии.

- Надо учить людей правильно докладывать и делать это честно, - констатирует Масорин. - У нас командиры боятся говорить правду, потому что не уверены, что их поймут и вместо нагоняя окажут помощь.

- А правильно ли действовал экипаж АС-28?

- Они тоже допустили ошибки, - констатирует главком ВМФ. - Мы им об этом потом сказали. Но поймите правильно, в той ситуации эмоционального подъема, когда батискаф самостоятельно всплыл и экипаж вышел на палубу, на это просто закрыли глаза. Надо понимать и то, что от их действий в ходе спасательной операции также многое зависело. Если бы не мужество моряков, четкое следование рекомендациям с поверхности, все могло бы быть куда печальней.

Масорин говорит, что 30 августа в Главном штабе флота прошла расширенная коллегия ВМФ, посвященная АС-28. Обсуждался не только ход спасательной операции, но и то, что надо делать, чтобы ничего подобного не повторилось впредь. Вывод: все 6 имеющихся на флоте аппаратов серии "АС" ставятся в ремонт и на модернизацию. На это выделяется 220-280 млн рублей. На флоте будет создан аэромобильный поисково-спасательный отряд. Для его оснащения в Великобритании будет закуплен новейший глубоководный аппарат по типу применявшихся в ходе спасения российского батискафа аппаратов "Scorpio".

- Это безумно дорогая техника, - признает Масорин, - на все флота мы ее купить просто не можем, да это и не нужно. Достаточно иметь на местах ту технику, что есть сейчас, а новый аппарат использовать в случае необходимости. Ведь техника не только дорогостоящая, но и требует высокого профессионализма в своем использовании.

Закупка иностранной техники, по мнению адмирала, вполне нормальное явление. Решающую роль в спасении экипажа АС-28 России оказали спасатели Великобритании, действовавшие в рамках соглашения об оказании помощи терпящим бедствие экипажам подводных лодок. И сделано это было совершенно бесплатно.

- Мы же не рассчитываем на то, что только нам будут оказывать помощь, - чеканит Масорин. - По соглашению и мы должны это делать. Убежден, что в ближайшее время на смену соглашению придет международный договор.

По словам адмирала, выводы из аварии АС-28 сделаны. Осталось добиться того, чтобы моряки начали реализовывать их на практике.


Что же произошло с батискафом АС-28

Спустя месяц после инцидента с глубоководным аппаратом АС-28 на Тихоокеанском флоте главнокомандующий Военно-Морским флотом Владимир Масорин, как и обещал, публично сообщил о завершении расследования причин аварии. "Известия" приводят выдержки из доклада военачальника.

"Спустя месяц после случившегося инцидента на Тихоокеанском флоте завершено расследование его причин.

В результате установлено, что 4 августа 2005 года в 01.15 по московскому времени спасательный подводный аппарат АС-28 спасательного судна "Георгий Козьмин" произвел погружение в районе бухты Березовая для проведения профилактических работ на гидроакустической системе. Это в 15 км от берега и 85 км южнее Петропавловска-Камчатского.

На борту батискафа АС-28 в это время находилось 5 членов экипажа и командир отдельного дивизиона спасательных судов, а также заместитель главного конструктора ЦКБ "Лазурит".

В 02.18 на батискафе вышла из строя гидроакустическая станция кругового обзора, о чем было доложено руководителю морской экспедиции заместителю командующего войсками и силами на северо-востоке контр-адмиралу А.К.Заике. Однако команды от него экипажу на немедленное всплытие, как это и предусмотрено соответствующими инструкциями, не поступило.

Экипаж вынужден был продолжать маневрирование, ведя только визуальное наблюдение через иллюминатор. В результате чего на глубине 200 метров батискаф зацепился винто-рулевой группой за обрывок траловой сети со стальным тросом и потерял ход.

Получив доклад об этом, командование Сил пыталось оказать помощь экипажу имеющимися техническими средствами. На тот момент в распоряжении командования имелся необитаемый телеуправляемый подводный аппарат "Веном", однако его штатный оператор находился в отпуске, а замены ему не было.

В этой ситуации руководитель морской экспедиции в нарушение всех инструкций принял решение о допуске к управлению "Веномом" оператора, не подготовленного к работе на подводных аппаратах данного типа.

В результате его неумелых действий "Веном" был выведен из строя и не смог принимать дальнейшего участия в спасательной операции. Вызывать штатного оператора из отпуска уже не было смысла.

Все эти решения руководство морской экспедиции принимало на свое усмотрение, не доложив своевременно об аварийном происшествии Главному командованию Военно-морского флота.

Когда все-таки соответствующий доклад с ТОФа поступил, то сразу же началась проработка различных вариантов проведения спасательной операции и был предпринят ряд экстренных мер.

Второй "Веном", имеющийся у ВМФ, использовать было невозможно, так как он находится на Северном флоте и не аэромобилен, а для его доставки любым другим видом транспорта требовалось время, которого, к сожалению, не было.

Для осуществления постоянного контроля за местонахождением АС-28 был спущен малогабаритный телеуправляемый аппарат "Тайгер", но он обеспечивал лишь визуальное наблюдение, так как не имеет манипуляторов для проведения соответствующих работ.

Сразу же после получения информации о нештатной ситуации из Владивостока вышло спасательное судно "Саяны" с глубоководным спасательным аппаратом и группой водолазов-глубоководников, имеющих специальные нормобарические скафандры, которые позволяют работать на глубинах до 365 метров. Однако, по всем расчетам, это судно могло прийти к месту аварии лишь 8 августа, когда на батискафе уже должен был закончиться запас кислорода.

Поэтому российская сторона в соответствии с подписанным 8 февраля 2003 года рамочным документом Россия-НАТО по спасению экипажей аварийных подводных лодок обратилась за помощью к британским специалистам-спасателям, которые незамедлительно откликнулись на нашу просьбу".

Кадровые перестановки на флоте не окончены

Назначение адмирала Владимира Масорина главнокомандующим Военно-морским флотом приведет к целой череде перестановок на флоте. Например, вместе с назначением Масорина президент Владимир Путин подписал указ о назначении на должность начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирала Михаила Абрамова, человека для Военно-морского флота знакового.

Интрига уже произведенных и предстоящих перестановок в ВМФ состоит в том, что вокруг теперь уже бывшего главкома Владимира Куроедова как-то вдруг практически не осталось достойных преемников. По разным причинам покинули флот адмиралы Вячеслав Попов, Михаил Моцак, Геннадий Сучков, Владимир Комоедов. На кого-то возложили ответственность за катастрофы "Курска" и К-159, кто-то просто был "выдавлен" со службы. Сам адмирал Куроедов был уволен в воскресенье по достижении предельного возраста нахождения на воинской службе (в понедельник ему исполнился 61 год - в 2004 году срок его службы был продлен на год решением президента), хотя адмирал, как говорят в военном ведомстве, видимо, рассчитывал провести в своем кресле максимально возможный срок - до 65 лет. Если бы это произошло, то в перспективе флот действительно мог бы столкнуться с серьезной кадровой проблемой.

В этом плане Масорин фигура скорее переходная. Ему 58 лет. Через 2 года, если не будет особого решения президента, ему придется оставить службу. И наиболее вероятным его преемником эксперты сегодня считают адмирала Михаила Абрамова, только что назначенного начальником Главного штаба ВМФ. Молодой, перспективный, но еще не обладающий достаточным опытом военачальник за остающееся время должен будет добрать недостающее и стать полноценным главнокомандующим флотом. Абрамов, похоже, последний из морских военачальников, кто реально прошел все ступени служебного роста, руководил не только отдельными подразделениями, но и отрядами кораблей.

На Камчатке, где Михаил Леопольдович долгое время служил, о нем говорят, что Абрамов педант. Во времена общего безденежья, когда, по образному выражению Владимира Путина, "с офицеров в автобусах фуражки сбивали", Абрамов не считал зазорным в адмиральской форме с женой под руку прогуливаться по Петропавловску-Камчатскому. Адмирал никогда не повышает голоса и не ругается матом. При этом, как говорят, требователен к исполнению приказов, вплоть до увольнения не исполнивших их офицеров.

Что же касается вакантной должности командующего Северным флотом, то вокруг нее пока остается пелена тумана. Среди потенциальных кандидатов называют начальника штаба Балтийского флота вице-адмирала Владимира Высоцкого. Он был переведен на Балтику с должности командующего Кольской флотилией в сентябре 2004 года в связи с назначением бывшего начальника штаба вице-адмирала Михаила Абрамова на пост командующего Северным флотом. Высоцкому 51 год, он служил на различных должностях на Тихоокеанском и Северном флотах. В качестве альтернативной кандидатуры может рассматриваться и начальник штаба Северного флота Сергей Симоненко. В 1974 году он окончил Каспийское военно-морское училище и был отправлен на службу на Северный флот, где прошел путь от лейтенанта до вице-адмирала. В 1999 году был назначен командующим 3-й флотилией стратегических атомных подводных лодок Северного флота.

Новый главноком расставляет приоритеты

О преемственности: Многие направления развития флота определялись не отдельной личностью, а Главным штабом. Так что хочет того Масорин или нет, он что-либо менять в планах развития флота не может. Главным приоритетом для нас остается развитие морской составляющей стратегических сил сдерживания. На это идет большая часть бюджета ВМФ. Затем развитие сил, обеспечивающих развертывание стратегических атомных подводных лодок и морской авиации.

О личных приоритетах: Я хотел бы "отвернуться" от кораблей и больше уделять внимание людям, служащим на флоте. Считаю необходимым поднять престиж командующих флотами, командиров крейсеров. И в первую очередь атомных стратегических ракетоносцев.

О проблемах флота: Деньги не были в последнее время, начиная с катастрофы АПЛ "Курск" и кончая аварией с батискафом АС-28, определяющим безопасность фактором. Во всем виноват человеческий фактор. Считаю, что каждый начальник на своем месте должен быть профессионалом. Должен настойчиво добиваться от вышестоящего командования решения возникающих проблем. Я спрашиваю начальника поисково-спасательной службы флота: "Ты сколько раз пытался "сломать" дверь в мой кабинет, чтобы попасть на прием? Ни одного?" Вот за это мы его и наказали.

О новых назначениях: У нас сейчас действительно есть кадровый голод. Он объективен. Флот уменьшается, становится меньше подразделений, труднее искать достойных людей




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100