Батискаф не спас российский спец http://www.kp.ru/daily/23564.5/43414/
Cледователи встретились с оператором аппарата «Веном», которого не могли найти во время катастрофы АС-28
Иван Разгуляев обучался в Англии работать с необитаемым аппаратом.
Сразу после отлета из Петропавловска-Камчатского экипажа АС-28 местная военная прокуратура занялась интересной троицей: в очередь к следователю выстроились «спасатели» моряков - Иван Разгуляев, Николай Минаков и Игорь Дубченко. Всех их объединяет работа в поисково-спасательной службе Войск и Сил на северо-востоке России. Оказывается, такое подразделение существует в Петропавловске-Камчатском. Именно от него зависело спасение экипажа. Но в дни трагедии ни журналисты, ни англичане, спасшие русских моряков, так и не узнали о существовании этих людей. Их просто не допустили к операции. Зато в четверг вызвали в следственный отдел военной прокуратуры. Салатовый джип гражданского инженера Ивана Разгуляева стоял там почти целый день.
- Ваня Разгуляев - человек-загадка, - смеются в порту моряки. - Когда мы узнали, что его отправили учиться в Англию управлять «Веномом», долго удивлялись. За какие заслуги?! Мы знаем только про одну: к Ване хорошо относится его командир - начальник Управления поисково-спасательной службы Войск и Сил, капитан 1 ранга Николай Минаков. Дружба у них - не разлей вода. А иначе какого черта капитан 1 ранга отсылает рядового гражданского инженера на учебу в Англию? Ведь он даже английского не знает - в школе только немецкий учил. Почему бы не отправить молодого перспективного лейтенанта или мичмана? Кого? Да хотя бы механика Валерку Петюху с судна ПМ-15.
Дипломированный специалист по «Веному» служит на судне ПМ-15, на котором функционируют только гальюн и насосы.
Последний, как нам удалось установить, в 1985 году на глубоководном аппарате АС-17 умудрился погрузиться в Тихом океане на 6000 (!) метров. Такой обитаемый аппарат мог запросто идти на подстраховке вместе с АС-28 и в случае чего помочь последнему. Но после удачного всплытия с глубины в шесть километров петюхинский батискаф притопили до лучших времен - не было денег на содержание. Он до сих пор лежит в бухте напротив городка Завойко, где живет большинство подводников. «Хребет» АС-17 в морских отливах видят в окна семьи экипажа АС-28.
- Вся беда в том, - говорил нам сам Валерий Петюха, - что молодым морякам не дают должной практики, на судна не выделяется достаточно солярки для учебных походов, а старики увольняются и уезжают на материк.
Мы попытались разобраться: почему при столь аховом состоянии дел в Англию обучаться работе на «Веноме» был отправлен именно Разгуляев. Тут-то нас (а сейчас, возможно, и следователей) и поджидала сенсация: Разгуляев даже не служил на «Георгии Козьмине», где и базировался аппарат «Веном». Инженер проходит службу на пришвартованном рядом ПМ-15: это даже не судно - плавучая мастерская. Но плавучего в ней только название. На ПМ-15 нет мотора, и, случись что с моряками в море, она просто не сможет отчалить от берега. Как это в общем-то и было в «нештатной ситуации» с батискафом. На плавмастерской, по словам персонала, функционируют гальюн и насосы, которые не дают ржавой посудине уйти на дно. Это чудо техники подчиняется капитану 2 ранга Игорю Дубченко. У следствия накопилось немало вопросов к Дубченко: например, какие именно суда ремонтируют инженеры на ПМ-15 под его чутким руководством - военные или гражданские? Или отчего его непосредственный подчиненный Иван Разгуляев как самый «обученный» спасатель не возглавил в критические часы управление «Веномом», а предпочел... спрятаться. Да-да, в нужный момент, когда весь мир с замиранием сердца следил за спасением «Приза», Разгуляева просто не нашли! В результате этого дезертирства «Веном» настраивали дилетанты, благополучно раздолбавшие оптический кабель. Аппарат ослеп, так и не добравшись до АС-28.
Затопленный АС-17 гниет на кладбище кораблей.
Показательный факт: командование спасательной операцией пришлось брать на себя заместителю командующего Войсками и Силами на северо-востоке России контр-адмиралу Александру Заике. Почему он не доверил это Минакову, Дубченко или Разгуляеву? Просто адмирал Заика шел спасать своего однокурсника по академии - командира дивизиона Валерия Лепетюху, а цену этим троим он знал...
В заброшенном Богом Завойко людей меньше всего волнует судьба опростоволосившихся спасателей. Моряки и их семьи беспокоятся за командира «Георгия Козьмина» Виктора Новикова. Именно против него было возбуждено первое уголовное дело по статье «халатность» («КП» от 16.08.2005). В четверг Виктор Новиков написал рапорт на увольнение из рядов Вооруженных сил.