От Tanya Ответить на сообщение
К All
Дата 12.08.2005 02:51:11 Найти в дереве
Рубрики Курск; Версия для печати

Один урок «Курска» все же усвоен

http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/57n/n57n-s00.shtml

СПАСЛИ!
Один урок «Курска» все же усвоен: жизнь людей важнее, чем военная тайна

Вчера в 7.25 по московскому времени всплыл потерпевший бедствие подводный аппарат АС-28. Все семь членов экипажа живы. Теперь уже ясно, что, как и на «Курске», экипаж АС-28 проявил высокий профессионализм и мужество, продержавшись в жесточайших условиях до подхода английского «Скорпио».
Нештатная ситуация развивалась более двух с половиной суток.
В четверг около 17.00 по московскому времени с глубины 220 метров подал сигнал бедствия и сообщил, что не может всплыть, автономный снаряд АС-28. Аппарат выполнял плановые работы на военном объекте у Камчатского побережья в 75 километрах от берега.
АС-28 (спасательный подводный аппарат — СПА — проекта 1855) должен был продуть с помощью шлангов баллоны, которые служат основанием для системы подводного наблюдения.
Система представляет собой решетку длиной примерно 70, шириной 20 и высотой 2 метра. На металлические основания приварены стальные трубы, на которых размещены гидроакустические комплексы. Все это сооружение поставлено на основу из групп баллонов, которые действуют по принципу цистерн главного балласта подводной лодки: при затоплении баллонов водой система уходит под воду, при вытеснении воды с помощью воздуха (чем и занимался АС-28) баллоны продуваются, и система всплывает.
Скорее всего, из-за сильного подводного течения во время продувочных работ АС-28 запутался в собственных шлангах и оказался принудительно связан с системой подводного наблюдения. Были опутаны и кормовая, и носовая части спасательного аппарата. На такой глубине самостоятельное спасение экипажа невозможно. Более того, в сообщениях о ЧП военные утверждали, что аппарат находится на глубине 190 метров. Эта цифра не соответствовала действительности, так как на самом деле АС-28 находился на глубине 220 метров.

Почему военные не сообщили реальную глубину, ведь это имеет значение для работы водолазов-глубоководников? Почему вообще в первые часы ЧП не были привлечены водолазы?
В российских СМИ сообщали, что у нас в стране таких специалистов нет. Это, мягко говоря, неправда. В г. Ломоносове (Ленинградская область) находится база отряда водолазов-глубоководников, командиром которого является Александр Звягинцев. (Звягинцев — Герой России, причем получил эту награду за подъем АПРК «Курск» в 2001 году. Один из заместителей Звягинцева, Анатолий Геннадьевич Хромов — также Герой России. Героем он стал после того, как проработал 45 суток на глубине 500 метров.) Но с отрядом в первые сутки никто из Главного штаба ВМФ не связывался. И только в пятницу Александр Звягинцев принял участие в совещании Управления поисковыми и аварийно-спасательными работами (УПАСР) ВМФ РФ, где обсуждались планы спасения АС-28 и экипажа. На самом деле питерские водолазы в первые же сутки были готовы к отправке в район бедствия. Но отряд высококлассных специалистов так и не был привлечен к спасательным работам. Как объяснил «Новой» дежурный ломоносовской базы: «На Тихоокеанском флоте (ТОФ) есть свои водолазы».
Тогда возникает вопрос: почему ТОФ не привлек для спасательных работ своих же водолазов? По словам военных, водолазная служба ТОФа была задействована в спасении АС-28, но сделать ничего не могла. Так как глубина принудительного нахождения АС-28 была на самом деле не 190, а 220 метров.
200 метров — это принципиальный рубеж. До него водолазы работают по одной методике, а после 200 метров меняется все: другой режим декомпрессии, другие (гелевые) смеси, иная технология спуска, необходимы специальное снаряжение и сопутствующее оборудование. Рубеж в 200 метров для ТОФа проблематичен, так как организовать работы на такой глубине флот не в состоянии. Это и для всего ВМФ — серьезная проблема.

На Тихоокеанском и Северном флотах для работы на такой глубине есть нормобарические скафандры, позволяющие работать на большой глубине. Но! На ТОФе этот скафандр вместе с громоздким сопутствующим оборудованием находится на тихоходном спасательном судне «Саяны». Автономно, например самолетом, переправить все оборудование, включая специальные лебедки, не представляется возможным. (Более того, на Северном флоте был подготовлен АС-34, аналогичный АС-28. За ним прилетел грузовой борт «Руслан», но погрузить спасательный аппарат так и не смогли.)
Во время плановых работ, проводимых АС-28 на системе подводного наблюдения, судно «Саяны» находилось вдалеке от района бедствия. «Саяны» все же направили на помощь, но, развивая 5—8 узлов в час, судно дошло бы до района ЧП только 9 августа.

В принципе ни «Саяны», ни другие поисковики-спасатели не должны были находиться в районе работ АС-28, так как, во-первых, сам АС — средство, предназначенное для спасения экипажа с затонувших подводных лодок. Во-вторых, на судне-носителе «Григорий Козьмин» (базовом корабле для спасательных и рабочих автономных снарядов) было и второе спасательное средство — подводный аппарат «Веном». Военные выполняли действующие инструкции, которые предписывают работу автономных снарядов строго в паре. Как только с АС-28 поступил сигнал о бедствии, был спущен в воду на помощь «Веном». Но увы! Он тоже запутался в решетках системы и только чудом, перерезав оптиковолоконный кабель, смог всплыть. К сожалению, без связи полуавтономный аппарат оказался непригоден к дальнейшему использованию. Стало понятно, что ситуация из чрезвычайной переходит в катастрофическую. Неудачно попытавшись решить проблему с помощью тральщиков — судна КИЛ-168 и кабельного судна «Бирюса», военные пожертвовали секретностью объекта и довольно оперативно обратились за помощью к иностранным военно-морским силам.
Таким образом, можно сказать, что хотя бы один урок «Курска» усвоен: жизнь подводников наконец в России оценили выше военной тайны.
Впрочем, за этим решением стоит еще один немаловажный факт: 16 августа на Северном флоте (СФ) запланированы маневры стратегических лодок с учебными стрельбами баллистическими ракетами. Ожидается Путин (в этот раз, однако, президент должен выйти в море на надводном корабле). В Ново-Огареве решался вопрос не только о спасении АС-28. Неясная ситуация — спасут экипаж или нет — поставила под сомнение визит Путина на СФ.
Вообще Владимир Владимирович довольно часто появляется на флоте. Он и за ракетными стрельбами (неудачными) наблюдал, и погружался на подлодке, и с подводниками чай пил, и шапочку форменную носил с бушлатом. К сожалению, лучше от этого флоту не стало. Пять лет прошло после катастрофы АПРК «Курск», которую Путин воспринял как «личную». В 9-м отсеке по меньшей мере двое с половиной суток продержались 23 подводника. Их не спасли. Тот же «Приз» (АС-28) участвовал в спасении, но безрезультатно. Теперь пришлось спасать АС-28. Надежда была только на американцев и англичан, у которых — роботы «Скорпио», у японцев — уникальные аппараты для точечной резки титанового корпуса. У нас — практически ничего. Служба поиска и спасания на море не создана до сих пор, а то, что есть, окончательно захирело.


Флот дошел до того состояния, когда каждый выход кораблей в море может обернуться катастрофой. Что, собственно говоря, и происходит. Но не можем же мы при каждой катастрофе звать на помощь иностранных военных?
Поэтому возникает вопрос: знает ли Владимир Владимирович о том, о чем знает, но упорно молчит Владимир Иванович Куроедов? Который усидел в кресле после «Курска». За пять лет с кадрами на флоте стало совсем печально. Не без помощи Главной военной прокуратуры из командования флотом убрали лучших офицеров — конкурентов главкома Куроедова. И теперь остались только очень осторожные люди в погонах. Они усвоили уроки, которые им преподали прокуроры.
До прилета министра обороны никто из тех, кто должен был по рангу и долгу службы взять на себя ответственность и управление спасательной операцией, этого не сделал. Командующий ТОФом Виктор Федоров даже не вылетел на место ЧП, а остался на командном пункте ТОФа во Владивостоке. Заместитель главкома Захаренко (подводник) вылетел к месту ЧП, но не вступил в управление спасательной операцией. Начальник УПАСР ВМФ Васильев прилетел на ТОФ и остался во Владивостоке. Начальник штаба ВМФ РФ Масорин вылетел к месту только на третьи сутки, но не спасать подводников, а сопровождать министра обороны Иванова. Командующий группировкой Гавриков сидел в Петропавловске-Камчатском и руководил оттуда. Ответственность принял на себя замкомандующего группировкой контр-адмирал Александр Заика. По отзывам, это профессиональный офицер и очень смелый человек. Следователи ГВП уголовного дела еще не заводили, но на место катастрофы слетелись сразу...

P.S. Владимир Куроедов во время ЧП находился в госпитале, где ему была сделана тяжелая операция. Но эту информацию секретят даже больше, чем военную тайну…

Елена МИЛАШИНА

ДОСЬЕ «НОВОЙ»

В составе УПСР ВМФ РФ сегодня числятся 6 спасательных подводных аппаратов (СПА), 7 рабочих подводных аппаратов (РПА) и 1 обследовательский подводный аппарат (ОПА).
Из них:
— На Северном флоте в постоянной готовности только АС-34. АС-36 технически исправен (заменена аккумуляторная батарея, боевые задачи отработаны, введен в состав действующих сил 1 июля этого года). На АС-25 и АС-32 отсутствуют батареи, то есть эти аппараты находятся в технической негодности.
— На Тихоокеанском флоте в штатном состоянии были АС-28 и АС-30. На АС-29 — нет батареи, АС-12 и АС-20 подготовлены к списанию, на АС-27 тоже нет аккумуляторной батареи.
До этого ЧП у АС-28 был выработан срок годности (15 лет), но комиссия (в том числе и специалисты «родного» завода «Красное Сормово») продлила аппарату срок службы на год с целью в 2006 году отправить его на модернизацию.
— На Балтийском флоте в рабочем состоянии один АС-26, у АС-22 нет батареи.
— На Черноморском флоте пригоден к использованию АС-5, на АС-17 нет аккумуляторной батареи. (Впрочем, на ЧФ и спасать никого не нужно, там уже нечему плавать.)
С 2003 года специальные комиссии продлевают истекшие сроки годности — на модернизацию денег нет. На тот же АС-28 в 2006 году нужно заложить в гособоронзаказ (то есть в бюджет) 150 миллионов рублей. За весь срок службы ни разу не проводился заводской ремонт ни рабочих, ни обследовательских аппаратов. Требующиеся поисково-спасательной службе флота объемы финансирования только на спасательные, рабочие и обследовательские автономные средства — 280 млн рублей (2004 г.) и 181,4 млн руб. (2005 г.) А было выделено — 86,5 млн руб. (2004 г.) и 44,465 млн руб. (2005 г.). На 2006 год спасательной службе флота требуется 221 млн рублей только на ремонт и модернизацию оборудования.
Тем временем из флота выделяется отдельная гидрографическая служба и переподчиняется непосредственно правительству РФ. Почему? Потому что у этой службы болеющий за дело руководитель — адмирал Анатолий Комарицын, пробивающий идею с 96-го года.
Давно понятно, что нужно организовать единую службу поиска и спасания на море и подчинить ее либо непосредственно правительству, либо Минобороны.


ИЗВЕСТНО «НОВОЙ»

— АС-28 потерпел бедствие на глубине 220 метров. Хотя официальная цифра — 190.
— Героем спасательной операции следует считать контр-адмирала Александра Заику.





Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100