От VOICE Ответить на сообщение
К Илья Ответить по почте
Дата 08.08.2005 20:44:46 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Версия для печати

Re: Пусть держат флаг! мало ли что...

Люблю читать региональную прессу.
Вот попалась свежая статья...

ПУСТЬ ДЕРЖАТ ФЛАГ! МАЛО ЛИ ЧТО...
http://troyka.iks.ru/kv/5.shtml
3.08.2005
Вера СТУПНИКОВА. «КВ».
Вопрос министру обороны не понравился, и он сверху вниз взглянул на журналистку (газетчики, радийщики и телекомментаторы, чтобы не мешать телеоператорам, во время короткой пресс-конференции, которую дал министр обороны Сергей Иванов в Рыбачьем 29 июля сего года, сидели вокруг него на корточках).
-У вас ложное впечатление, – в голосе министра я услышала легкое раздражение, с которым он, правда, быстро справился. Иванов повернулся к телекамерам и авторитетно заявил:
-Ничего мы передавать не собираемся. И выводить тоже не собираемся. Там есть определенные части, в том числе, части постоянной готовности, которые, я надеюсь, в ходе пребывания на Дальнем Востоке еще проверю. Никаких планов по сокращению военного присутствия, в том числе, на островах южной части Курил, у нас нет, равно как нет никаких планов по увеличению своего присутствия там…
-Значение этих островов для России оцените, пожалуйста!
-Если мы начнем оценивать значение любой территории Российской Федерации от Калининграда до острова Ратманова в девяти часовых поясах, то, я считаю, что это было бы неправильно, потому что вся территория Российской Федерации без малейших изъятий имеет значение.
Что интересно, в центральной прессе эти слова министра обороны дословно не приводятся – журналисты предпочитают пересказывать их в косвенной речи, осторожно переводя в дипломатическое русло его безапелляционное заявление.
Оно и правильно – ведь президент Путин, напомню, 23 декабря 2004 года на итоговой пресс-конференции сказал по поводу передачи Японии островов, на которые она претендует, следующее:
- Советский Союз получил четыре острова или, как у нас говорят, вернул четыре острова, потому что всегда считал их своими после Второй мировой войны. Советский Союз подписал Декларацию 56-го года и ратифицировал ее. Там есть статья девятая, где написано, что обязательным предварительным условием возможной передачи двух островов является подписание мирного договора, что однозначно читается, как урегулирование всех дальнейших территориальных споров. Если Япония ратифицировала эту Декларацию, почему сейчас японская сторона поднимает снова вопрос о четырех островах? Это во-первых. Во-вторых, я, как человек с базовым юридическим образованием, обращаю ваше внимание на формулировки. Там сказано о том, что Советский Союз готов передать два острова. Не сказано на каких условиях передать, когда передать и чей суверенитет распространяется на эти территории. Это все предметы для нашего тщательного изучения и совместной работы с нашими коллегами и, я бы сказал, друзьями японскими. Потому что, только имея вот такой уровень отношений, имея дружеский характер наших отношений, можно решать такие сложные проблемы, которые достались нам в наследство из прежних времен.
В общем, не то же самое, что сказал Иванов, не так ли? Больше похоже на «не то да, не то нет».
Из поездки по Курильским островам я вернулась всего месяц назад. До этого путешествия меня, как и всех россиян, волновал только один вопрос: отдадут южные острова гряды японцам или не отдадут? Во время поездки действительно создалось впечатление, которым я и поделилась с министром обороны: готовят к передаче, причем, не четыре, а все! Теперь, поскольку Иванов заявил, что не отдадут, не готовят и впечатления у меня неправильные, стоит переосмыслить увиденное на Курилах…
За последние 20 лет русские сняли с этих островов большинство объектов минобороны (аэродром «Байково», например, на о. Шумшу, или объект МО на восточном берегу Онекотана, аэродром на о.Матуа и т. д.) и планомерно уменьшают количество пограничных застав. Так, на Северных Курилах сразу после войны стояли более двух десятков застав, сейчас остались семь. К осени этого - весне следующего года, как минимум, две заставы на этих островах тоже опустеют (Васильева и Шестакова). В перспективе не будет и заставы Курбатово. И что? Останутся четыре, а со временем (года через два-три) вообще одна - на Парамушире (в Северо-Курильске)?
Конечно, уменьшение числа застав сейчас можно объяснить реформой в пограничных войсках (по-новому взглянуть на охрану госграницы потребовал от зеленых фуражек президент В.Путин, на которого теперь погранцы и ссылаются при каждом удобном случае): мол, переходим от банального присутствия на островах к наблюдению за территориями и выловом биоресурсов со спутников…
Теоретически наблюдать-то можно откуда угодно, со спутников даже удобнее, а вот долететь до нарушителя границы не всегда представляется возможным - взлетать на перехват приходится с аэродрома в Елизово. Если нарушитель всего лишь браконьерит, еще куда ни шло (в смысле, успеют, перехватят, поразят цель, в конце концов), а если это субмарина, например, из тех пяти, что круглый год сторожат Камчатку со стороны янки? МиГ войск и сил, взлетевший с аэродрома в Елизово, рассчитан только на 40 минут полета: военный, знаете ли, самолетик – примчался, бомбы сбросил и тикать… Чтобы времени было не в обрез – все-таки лучше дозаправиться. Где? А негде! Самолету просто сесть негде! Та же история и с пограничными вертолетами: если на Парамушире не дозаправился, долго нарушителя «вести» не сможешь…
Читатели наши уже знают, что в проливе Евреинова (Пятом курильском) в 4-8 километрах от острова Онекотан и в бухте Майора возле острова Парамушир, – роддом ценнейшего морского моллюска – гребешка. В Тихоокеанском регионе это единственное место, где разрешено добывать гребешок. Поскольку рентабельность добычи этого моллюска просто зашкаливает по сравнению с остальными биоресурсами, охотников получить сверхприбыли (40 баксов за килограмм в японском порту Вакканай) - хоть отбавляй.
Законные лимиты, как правило, вычерпывают в первые же дни добычи, а дальше… Самые отчаянные пытаются закрыть глаза инспектору, положив на каждый глаз по три тысячи «зеленых» в месяц. Расходы добытчиков гребешка на этом не заканчиваются: в целом за сезон на взятки уходит до 100 тысяч долларов с парохода. Если все правильно сделал, расходы окупятся сторицей (пароходы тех, кто неправильно делает, можно увидеть, например, на рейде в Авачинской бухте).
Не факт, конечно, что, заплатив по «зеленым» расценкам, ты избежишь встречи со сторожевым кораблем пограничников, но волшебное слово (например: «мы от Михал Михалыча») гарантирует почти на 100 процентов, что твой пароход досматривать не будут. Важно только не перепутать имя смотрящего, через руки которого проходит вся «зелень», призванная обеспечить покой на браконьерском промысле.
Возможность попасться под руку пограничному командиру, который взяток не берет, все равно остается, поскольку механизм защиты от таких командиров в среде бракуш пока полностью не отработан, как не отработан механизм защиты от любознательных солдат с пограничных постов технического наблюдения (ПТН). Все-то они видят со своих ПТНов! «Слава тебе господи», давно сняты заставы на м. Кимберлей (о. Онекотан), и на м. Шелихова (о. Пармушир), так что пограничники тут ловцам гребешка совсем не помеха.
К чему это я веду? Ну посудите сами: раз мы острова отдавать не собираемся, а заставы все-таки снимаем, причем, в первую очередь, те, которые мешают браконьерам, значит остается предположить, что некто очень своевременно проплатил действия, в результате которых рождается приказ «Заставу снять».
Приказ этот подписывает глава ФСБ РФ. Вынуждена заострить на этом внимание читателя, а также на том, КАК рождаются подобные приказы.
Прежде же приведу исторический пример: в Великом Устюге долгое время на берегу реки Сухоны стоял Гледен-монастырь. Жизнь монахов была в нем тяжела… И вот в один прекрасный день капризная река изменила свое русло и отошла от стен монастыря так далеко, что ходить за водой стало для них непосильным трудом (не буду врать про расстояния – суть не в этом). Монахи написали челобитную государыне Екатерине II с просьбой разрешить им переселиться в другой монастырь этого же города. Обосновали они свою челобитную так (внимание!): «Поскольку воды реки Сухоны подошли к стенам монастыря так близко, что уже подмывают их, и мы боимся быть погребенными под руинами монастыря, просим разрешить нам переселиться…» Проверять, так ли это на самом деле, никто на севера не поехал – высочайшее разрешение монахи получили, а Гледен-монастырь, кстати, до сих пор целехонек и радует глаз жителей и гостей Великого Устюга…
О том, что на самом деле творится в зоне Курил, знают только те, кто тут живет и работает. А главе ФСБ просто-напросто уходят донесения. Вот тому, кто собирает сведения для этих донесений, вполне возможно, уплачена энная сумма за то, чтобы в тексте была указана информация о полной убыточности и бесполезности заставы в том или ином месте. Расчет сделан на то, что никто проверять факты в Тьмутаракань не поедет. Таким образом, 15 застав уже ликвидированы… Чтобы довершить дело, необходимо еще немного браконьерских денег и упорства.
Хотя, если посмотреть в глаза правде, содержать заставы на Курилах, чтобы контролировать вылов гребешка, необязательно. Достаточно поставить пограничные корабли на выходе из пролива Евреинова и, разрешив рыбакам ловить столько, сколько душе угодно, обязать их с уловом проходить через точки «Восток» (позывной контролирующих кораблей). Отметились – и шлепайте себе куда угодно: хоть на перегруз, хоть в Вакканай! Опытному инспектору необязательно изучать трюма по часу-полтора – глянул на осадку судна, и все понятно… Он записал вид и количество выловленного биоресурса и сообщил по инстанциям. Пока пароходик дойдет до Вакканая, в налоговой уже высчитают, сколько его владелец должен выплатить государству налогов с выручки.
Вот такой простой способ борьбы с браконьерством: рыбаки - при заработке, пограничники - на службе, и никто не идет на сделку с совестью…
Нужна лишь самая малость – изменить законодательство. А пока этой малости нет, заставы лучше все-таки оставить на островах. Пусть держат флаг! Мало ли что…

Пространства - огромные, запасы биоресурсов - тоже.




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100