КОМПОНЕНТ ОКЕАНСКОГО ФЛОТА
Военно-промышленный курьер,№22 (89) 22 - 28 июня 2005 года
Владимир ЩЕРБАКОВ
ИНДИЙСКИЕ КОРАБЕЛЫ ПРИСТУПИЛИ К СТРОИТЕЛЬСТВУ ПЕРВОГО "НАЦИОНАЛЬНОГО" АВИАНОСЦА
В апреле 2005 г. на верфи Кочин, расположенной на Малабарском берегу в южной части Индии, прошла торжественная церемония начала работ по постройке так называемого "корабля ПВО" (Air Defence Ship или ADS) - первого авианосца ВМС Индии собственной постройки. Ему будет присвоено имя "Викрант".
О решении Дели разрабатывать и строить собственными силами авианосцы было объявлено еще в 1989 г. Планировалось передать национальным ВМС два корабля данного класса, причем головным предполагалось заменить уже устаревший авианосец "Викрант", который должен был покинуть ряды индийских ВМС в начале 1997 г. Во исполнение данного решения в том же году был заключен контракт с французской кораблестроительной компанией DCN International (Direction des Constructions Navales), который предусматривал проектирование корабля полным водоизмещением около 25 тыс. т, способного развивать скорость полного хода до 30 узлов. Предполагалось также, что после того как индийская Организация по вопросам проектирования военно-морских вооружений (Indian Naval Design Organization) подготовит на основе французских материалов рабочие чертежи, строительство головного авианосца нового типа начнется на индийской государственной верфи Кочин (Cochin Shipyard Limited, город Коччи) в 1993 г.
Однако в 1991 г. индийский Комитет по вопросам военных расходов (Committee on Defence Expenditure) настоятельно рекомендовал командованию национальных ВМС отказаться от планов строительства "большого авианосца" из-за отсутствия необходимых средств в бюджете государства и изучить возможность постройки легких авианосцев - наподобие итальянских кораблей типа "Гарибальди". Несмотря на это, исполнявший в то время обязанности командующего ВМС Индии адмирал Л. Рамдас (Admiral L. Ramdas) в сентябре 1993 г. вновь официально подтвердил намерение индийского флота строить именно "большой авианосец" и в 2000 г. уже начать его ходовые испытания. Но необходимых финансовых средств все равно не было, и никакие подготовительные работы на индийских заводах и верфях к строительству кораблей данного класса даже и не начинались.
В январе 1997 г. авианосец "Викрант", как и планировалось, был выведен из боевого состава ВМС Индии, и в распоряжении последних остался "более молодой", но все же устаревший авианосец "Вираат" - бывший британский "Гермес" типа "Центавр", введенный в боевой состав Королевских ВМС Великобритании аж 18 ноября 1959 г. Впрочем, командование национальных Военно-морских сил все же пересмотрело свою позицию и выдвинуло предложение о строительстве легкого авианосца водоизмещением около 17 тыс. т, который и получил достаточно своеобразное обозначение "корабль ПВО" (Air Defence Ship). Позднее ему был присвоен шифр "Проект 71". Тем не менее, никакого официального решения по данному вопросу тогда принято так и не было.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВИАНОСЦА ТИПА ADS (ПРОЕКТ 71)
Водоизмещение, т
- стандартное - 37500
- полное - 40000
Главные размерения, м
- длина общая - 252
- ширина - 58
- осадка - 8,4-12
ГЭУ - газотурбинная, 4 газотурбинных агрегата
Мощность ГЭУ, л.с. - 108 000
Скорость максимальная, уз. - 28
Вооружение - 2 батареи ЗРК "Тришул", 4х1 76-мм АУ Super Rapid
Радиотехнические средства - РЛС Aparna, ГАС Humsa
Авиагруппа - 12 самолетов, 12 вертолетов
Дата закладки корабля (по плану) - 7 октября 2005 г.
Дата спуска на воду (по плану) - 2009 г.
Дата ввода в боевой состав ВМС (по плану) - 2012 г.
В мае 1999 г. правительство приняло принципиальное решение о строительстве для национальных ВМС авианосцев нового типа стандартным водоизмещением около 24 тыс. т. Наконец, 14 июня 1999 г. командование ВМС Индии получило от Комитета по безопасности кабинета министров страны официальное письмо с уведомлением об утверждении на высшем уровне решения приступить к строительству авианосца стандартным водоизмещением 32 тыс. т. В последовавшем затем разъяснении командующий ВМС адмирал Шушил Кумар (Admiral Sushil Kumar) отметил, что корабль будет строиться на верфи Кочин, а совокупная стоимость работ должна составить около 20 млрд. рупий. Кроме того, было принято решение выделить дополнительные 50 млн. рупий на реконструкцию объектов самой верфи, учитывая, что будущий авианосец станет крупнейшим кораблем, который до настоящего времени не строился не только на данной верфи, но и во всей Индии. Председатель совета директоров и управляющий директор верфи, коммандер в отставке М. К. Мэрфи (Commander (retd.) M.K. Murthy) заявил тогда, что строительство авианосца, по его расчетам, может начаться уже в 2003 г., а к 2009 г. корабль будет полностью готов к ходовым испытаниям.
В 2001 г. пресс-служба верфи Кочин обнародовала изображение перспективного авианосца. Это был типичный корабль так называемого класса STOBAR (Short Take-Off But Arrested Recovery, дословно - "короткий взлет и посадка на аэрофинишеры"). Такие авианосцы предназначены для эксплуатации сравнительно легких самолетов с укороченным взлетом (например, российских МиГ-29К или индийских LCA в корабельном варианте) или же вообще "вертикалок" (например, британских "Харриеров", которые состоят на вооружении ВМС Индии), а также вертолетов различных типов и назначения. В носовой части такого корабля оборудован трамплин для облегчения взлета самолетов (форма трамплина схожа с аналогичной на авианосце "Вираат" и некоторых других зарубежных кораблях данного класса, угол схода - 12-14 градусов). А в кормовой и средней частях палубы - аэрофинишеры и аварийный тормозной барьер. На левом борту корабля сооружена угловая палуба.
На рисунке отчетливо видна вытянутая надстройка-остров, расположенная на правом борту корабля. В верхней части надстройки установлена одна мачта с радиотехническим оборудованием, а непосредственно перед ней - антенный пост основной трехкоординатной радиолокационной станции обнаружения воздушных и надводных целей (вторая трехкоординатная РЛС, а точнее ее антенный пост, на рисунке изображен непосредственно на мачте). За надстройкой расположена дымовая труба. Для подъема летательных аппаратов из подпалубного ангара и спуска их туда на корабле также по правому борту оборудуются два самолетоподъемника (один перед надстройкой, а второй - за ней). Рядом с надстройкой-островом располагается, как минимум, один подъемник боеприпасов. В целом корабль сильно напоминает нынешний индийский авианосец "Вираат" и итальянский "Джузеппе Гарибальди".
11 апреля 2001 г. Комитет по безопасности кабинета министров Индии одобрил выдачу подряда на строительство трех авианосцев типа ADS ("Викрант") принадлежащей государству компании Cochin Shipyard Limited.
В феврале 2002 г. командующий ВМС Индии адмирал Мадхвендра Сингх (Admiral Madhvendra Singh) неожиданно для многих специалистов заявил, что ввод нового авианосца в боевой состав индийского флота отодвигается на 8-10 лет, так как верфь в Кочине не готова еще к началу строительства такого крупного корабля. Он также отметил, что ADS будет иметь стандартное водоизмещение 32 тыс. т, общую длину 250 м, экипаж 1500 человек и будет способен развивать скорость полного хода 32 узла.
Месяц спустя, 21 марта 2002 г., исполнявший в то время обязанности министра обороны Джордж Фернандес в своем письме господам доктору Шримати С. Сагуна Кумари (Dr. Shrimati C. Suguna Kumari) и А. Нарендра (Shri A. Narendra) сделал другое неожиданное заявление. О том, что командование ВМС Индии пересмотрело программу строительства авианосцев и приняло решение увеличить стандартное водоизмещение с 32 до 37,5 тыс. т, а общую длину довести до 252 м. При этом скорость корабля естественно упала до 28 узлов вместо 32, планировавшихся ранее. Кроме того, допускалось полное водоизмещение до 40 тыс. т. Срок сдачи головного корабля в серии - 2011 г. Буквально сразу же были обнародованы предварительные эскизные изображения нового варианта авианосца, в архитектурных особенностях которого уже ярко проявились некоторые черты новейшего итальянского авианосца типа "Кавур" (Cavour, ранее - Andrea Dorea), спущенного на воду летом прошлого года.
Главная энергетическая установка перспективного индийского авианосца будет газотурбинной в составе четырех газотурбинных агрегатов типа LM 2500 (разработка американской компании General Electric, производство - на бангалорском заводе индийской компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) по лицензии), работающих на два гребных вала.
Предполагается, что корабельная авиагруппа авианосцев типа ADS будет включать 24 летательных аппаратов, в том числе 12 палубных истребителей МиГ-29К (или подобных ему), либо СВВП "Си Харриер", либо Naval LCA, а также 10 вертолетов "Си Кинг" Mk.42 и/или "Дхрув" и два вертолета радиолокационного дозора Ка-31 (последнее - в том случае, если в состав авиагруппы не будет включен самолет ДРЛО наподобие американского Е-2С "Хокай").
Оружие самообороны индийского авианосца предположительно будет включать в себя две батареи ЗРК с подпалубными установками вертикального пуска (вероятно, комплекс собственной разработки "Тришул"). Одна из батарей будет расположена на носовом спонсоне на левом борту корабля, а вторая - на кормовом спонсоне по правому борту. Кроме того, на спонсонах в носовой и кормовой частях корабля будут установлены четыре артиллерийские установки OTO Melara Suoer Rapid калибра 76-мм, которые предназначены для борьбы с воздушными и надводными целями (а также для стрельбы по берегу в случае крайней необходимости).
Состав радиоэлектронного вооружения перспективного индийского авианосца до сих пор не обнародован, но можно предположить, что это будет ставшая уже традиционной для ВМС Индии "смесь" комплексов индийской, российской и французской (либо британской) разработок. Причем последние могут быть произведены и в Индии, но уже по лицензии.
В июле 2004 г. Министерство обороны Индии выдало одному из подразделений итальянской компании Fincantieri SpA (Naval Vessel Business Unit, расположенная в городе Генуя, отвечает за вопросы проектирования кораблей) контракт стоимостью 30 млн. долл. для выполнения работ по финальному проектированию нового авианосца. При этом предложения также поступили и от французской DCN International и испанской Izar Construcciones Navales. Предпочтение было отдано итальянцам - у них имелся совсем недавний опыт проектирования и строительства схожего аваиносца - типа "Кавур".
Итальянская компания подписала с индийской Cochin Shipyard Limited два контракта по данной программе. Первый предусматривает выполнение общих проектных работ по программе, и по сборке главной энергоустановки, и по ее установке на авианосец. Ранее выполненный французской компанией DCN International предэскизный проект авианосца был доработан индийскими конструкторами в целях наибольшего соответствия предъявляемым индийскими адмиралами требованиям. Второй же контракт предусматривает выполнение итальянскими специалистами экскизных и рабочих чертежей, касающихся вспомогательной энергетической установки и электроэнергетических систем корабля. Оба контракта рассчитаны на два года, но специалисты Fincantieri останутся в Индии до тех пор, пока авианосец не пройдет успешно заводские и ходовые испытания.
Дополнительно в рамках первого контракта было заключено соглашение о том, что в течение 2005-2006 гг. объединенная команда специалистов индийской верфи Кочин и офицеров итальянских ВМС проведет в Италии в конструкторском бюро компании Fincantieri SpA (Naval Vessel Business Unit) все конструкторские работы, что позволит индийским специалистам перенять передовой европейский опыт в данной области. Кроме того, итальянские инженеры будут оказывать техническое содействие в ходе всего процесса строительства авианосца "Викрант" и его заводских и ходовых испытаний. Производством корпусных и палубных конструкций нового индийского авианосца будет заниматься местная компания Larsen&Toubru в городе Мумбаи (бывший Бомбей). Часть работ будет, вероятно, выполняться и главной индийской кораблестроительной верфью, принадлежащей компании Mazagon Dock Limited. Разработкой особой марки корпусной стали для "Викранта" занимались индийская Организация по исследованиям в области обороны (Defense Research and Development Organization, или сокращенно DRDO) и принадлежащая государству компания Steel Authority of India Limited (SAIL). Что интересно, первоначально в проект было заложено использование опеределенной марки стали, которую предполагалось закупить в России. Однако, когда процесс, как говорится, "пошел", российские поставщики оказались не готовы (причины этой "неготовности" не разъясняются) осуществить поставку порядка 20 тыс. т стали. Пришлось индийцам "изыскивать внутренние резервы".
Судя по имеющейся информации, индийское руководство выдало компании Cochin Shipyard Limited подряд на строительство одного (в перспективе - еще двух со сроками сдачи в 2018 и 2024 гг.) авианосца, стоимость которого оценивается экспертами примерно в 800 млн. долл. (по данным В. Рагхуванши, индийского корреспондента американского еженедельника Defense News, стоимость постройки головного авианосца достигает 1 млрд. долл.). Передача его флоту запланирована на 2012 г. (еще в марте 2004-го министр обороны Джордж Фернандес заявил, что передать первый национальный авианосец индийским ВМС в 2011 г., как планировалось первоначально, не получится). Учитывая, что в 2003 г. официальный Дели санкционировал выделение 700 млн. долл. на постройку головного авианосца в серии, можно с уверенностью сказать, что расходы на программу постепенно стали "ползти" вверх, и предсказать окончательную их величину сейчас уже становится практически невозможным.
11 апреля 2005 г. на верфи в Кочине была "отрезана" первая заготовка для корпуса будущего корабля, а закладка самого корабля запланирована пока на 7 октября 2005 г. Однако, учитывая трудный начальный этап данной программы, такая уверенность индийского военно-политического руководства вызывает определенное недоверие. Ведь по информации индийских источников, реконструкция верфи, на которой предусмотрено строительство нового корабля, до сих пор окончательно так и не завершена. А это может вызвать перенос всех установленных на сегодня сроков по программе.
В то же время необходимо отметить и тот факт, что индийское военно-политическое руководство и командование национальных ВМС, в частности, уделяют большое внимание вопросу строительства в стране авианосцев собственной разработки. Так, нынешний командующий ВМС Индии адмирал Арун Пракаш (Admiral Arun Prakash) заявил на упоминавшейся выше церемонии 11 апреля 2005 г., что "ADS является чрезвычайно важным компонентом строящегося индийского океанского флота", позволяя устанавливать контроль над необходимыми районами океана и осуществлять так называемую "проекцию силы" в нужное время и в нужном направлении.
После вступления в боевой состав индийских ВМС авианосец "Викрант" будет "стоять на страже" одного из побережий страны, в то время как приобретенный у России и модернизированный авианосец "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Флота Советского Союза Горшков") - на другом побережье. Остающийся же пока в боевом составе флота авианосец "Вираат" планируется списать в конце 2008 г. Если, конечно, планы по вводу в строй бывшего российского тяжелого авианесущего крейсера будут выполнены точно и в срок - то есть не позднее 2007 г.