ПОДВОДНИКИ НА СЛУЖБЕ РОДИНЕ
Военно-промышленный курьер,16 - 22 марта 2005 года
Владимир ЗАБОРСКИЙ
капитан 1 ранга в отставке, в прошлом начальник отдела
оперативного управления Главного штаба ВМФ
ГЛАВНАЯ УДАРНАЯ СИЛА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СОХРАНЯЕТ СВОЙ БОЕВОЙ ПОТЕНЦИАЛ
Первый, хотя и очень ограниченный опыт боевого применения подводные лодки российского флота получили еще в 1905 г. в конце Русско-японской войны. В сформированном в декабре 1904 г. во Владивостоке отряде подводные лодки (сначала 7, впоследствии 13 единиц) несли дозорную службу (по современной терминологии - боевое патрулирование) в районах островов Русский и Аскольд, блокируя южную часть Татарского пролива и Амурский лиман. По оценкам некоторых историков, эти действия подводных лодок предотвратили нападение японского флота на Владивосток. После этих первых попыток боевого применения подводные лодки императорским указом от 19 марта 1906 г. официально определены как самостоятельный род сил ВМФ. С тех пор 19 марта считается днем рождения российского подводного флота. Приказом главнокомандующего ВМФ РФ №253 от 15 июля1996 г. эта дата объявлена ежегодно отмечаемым "Днем моряка-подводника".
Стратегические подводные ракетоносцы - главная ударная сила российского ВМФ.
Фото Леонида ЯКУТИНА
Однако история создания подводных лодок российского флота началась гораздо ранее и уходит, можно сказать, в глубь веков. В российских исторических хрониках зафиксирована попытка постройки первой "русской" подводной лодки как "потаенного судна" крепостным изобретателем-самоучкой Ефимом Никоновым еще в 1718 г. Далее, через век с небольшим в 1834 г. построена первая в России цельнометаллическая подводная лодка (с "мускульным" движением) по проекту российского военного инженера К.А. Шильдера. За ней последовало строительство в 1866 г. подводной лодки по проекту И.Ф. Александровского (с механическим двигателем), а в 1881 г. были построены 50 ПЛ по проекту изобретателя С.К. Джевецкого. Он же создал по своему проекту первую отечественную подводную лодку на электродвижении. И только косность российского военного командования, государственных чиновников правительственных инстанций тех времен и непонимание ими открывающихся перспектив боевого применения нового типа морских носителей не позволили закрепить мировой приоритет и первенство русских кораблестроителей в создании подводных лодок.
После Русско-японской войны к проектированию и строительству подводных лодок в России приступают выдающиеся русские кораблестроители и ученые: И.Г. Бубнов, М.Н. Налетов, А.Н. Крылов. Начались с возрастающими темпами поставки флоту подводных лодок. Всего к 1917 г. в состав флота были введены 73 подводные лодки, из них 34 отечественной постройки: 32 типа "Барс" (проект И.Г. Бубнова), один подводный заградитель "Краб" (проект М.Н. Налетова) и одна ПЛ типа "Почтовый" (проект С.К. Джевецкого).
К началу Первой мировой войны в передовых военно-морских странах также начинаются повсеместно интенсивные работы по проектированию и строительству подводных лодок. Однако в военно-морских кругах к ним по-прежнему относятся всего лишь как вспомогательным, преимущественно разведывательным силам флота. Разразившаяся мировая война заставила пересмотреть эти взгляды на боевое применение и роль подводных лодок в боевых действиях на море - неограниченная подводная война немецких подводных лодок на морских коммуникациях чуть не ввергла в полный коллапс экономику Великобритании. Тем не менее, в послевоенных доктринах морских государств главными ударными силами флота по-прежнему считались крупные надводные корабли (преимущественно линкоры) и начинающие свою историю авианосцы. Подводным лодкам отводилась та же вспомогательная роль в морских операциях.
Первые победы русских подводников также были достигнуты в Первой мировой войне (балтийские подводные лодки "Волк" и "Пантера"). Активно производил постановку минных заграждений минный заградитель "Краб" на Черном море. Следует отметить, что ПЛ "Пантера" (командир А.Н. Бахтин) 31 августа1919 г. потопила английский эсминец, открыв боевой счет советских подводников, участвовала и отличилась в Великой Отечественной войне, - сбила в 1941 г. немецкий самолет (списана на слом как "зарядовая станция" только в 1955 г.).
В предвоенный период по кораблестроительным программам в боевой состав советского ВМФ введено 212 подводных лодок нескольких типов ("М" - малые, "С" - средние, "К" - крейсерские). В ходе Великой Отечественной войны советские подводники внесли существенный вклад в разгром фашистской Германией. Их боевыми действиями вписаны страницы командирского мастерства, славы, героизма и мужества экипажей в боевую летопись ВМФ. В год 60-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне прежде всего следует отметить и еще раз восславить наших героев-подводников, мастеров подводных атак: П.Д. Грищенко, А.М. Матиясевич, Н.А. Лунин, И.А. Колышкин, А.И. Маринеско, Г.И. Щедрин, М.И. Гаджиев, М.В. Грешилов, Я.К. Иоселиани и многих других, как прошедших в подводных схватках и боях всю войну, так и не вернувшихся из боевых походов (погибли 86 подводных лодок). Честь и слава им и экипажам их подводных кораблей!
Вторая мировая война заставила внести существенные коррективы в оценки значимости, роли и места различных родов сил флотов в морских операциях. Подводные лодки снова продемонстрировали свою высокую эффективность и результативность в боевых действиях на море - новая неограниченная подводная война немецких подводных лодок на коммуникациях стран антигитлеровской коалиции (преимущественно Великобритании), уничтожение крупных боевых кораблей (английского линкора "Ройял Оук" немецкой ПЛ; самого крупного японского авианосца "Синано" американской ПЛ и др.). В свою очередь, авианосцы, образно говоря, похоронили линкоры и заняли главное место как наиболее универсальные в различных условиях и потому эффективные среди надводных боевых носителей в обозримой перспективе войн на море.
В послевоенных морских доктринах и концепциях ведущих морских государств на первое место по значимости ставятся авианосцы и подводные лодки различного предназначения. Командованием и Главным штабом ВМФ по результатам анализа и оценки хода и результативности боевых действий различных родов ВМС воюющих государств на морских театрах Второй мировой войны также произведена переоценка концептуальных принципов значимости боевого применения родов сил флота, его боевых корабельных и авиационных носителей. По новой (начала пятидесятых годов) классификации сил ВМФ главными (ударными) родами сил ВМФ объявлены подводные лодки и морская ракетоносная авиация.
Послевоенные планы и кораблестроительные программы нашего флота, в том числе дальнейшего развития подводного кораблестроения, характеризуются вплоть до 1991 г. беспрецедентными в российской и мировой истории и практике темпами и массовостью строительства (за исключением некоторой паузы "хрущевского" развала флота в период 1955-1964 гг.) и ввода в боевой состав ВМФ кораблей, в том числе и подводных лодок, различных предназначений, классов, подклассов и типов. За эти годы наряду с продолжающимся строительством дизельных подводных лодок новых проектов (всего построено около 260 таких ПЛ) в кратчайшие сроки и в интенсивном темпе развертываются проектирование и строительство атомных подводных лодок различного предназначения - ракетных стратегических с баллистическими ракетами (впоследствии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения), многоцелевых торпедных и ракетных с противокорабельными ракетами (впоследствии ракетных подводных крейсеров). Всего за этот период построено и введено в боевой состав ВМФ около 250 атомных подводных лодок различных предназначений, классов, подклассов и типов.
Военно-морской флот, включая и его главнейшую ударную составляющую - подводные силы, к концу 70-х гг. прошедшего столетия становится океанским и ракетно-ядерным.
При этом подводные лодки разделяются на две структурные составляющие: морские стратегические ядерные силы (МСЯС) - подводные ракетоносцы со стратегическими баллистическими ракетами), входящие в триаду стратегических ядерных сил страны (СЯС) совместно с РВСН и авиационными ядерными силами (АСЯС), и подводные силы общего назначения ВМФ (многоцелевые торпедные и ракетные ПЛ). Подводные лодки, как и другие рода сил ВМФ, приступают к новому типу их боевого применения в мирное время в условиях усиливающейся "холодной войны" и жесткого противостояния двух мировых систем - боевой службе в стратегически и оперативно важных районах Мирового океана.
В ходе освоения и боевой службы атомных подводных лодок в 1960-е - 1980-е гг. за выполнение специальных правительственных заданий, проявленные при этом мужество и героизм звания Героя Советского Союза удостоена целая плеяда подводников-атомщиков. Здесь не приводятся персоналии этих героев, поскольку всех упомянуть невозможно, а выделять часть из них было бы несправедливо по отношению к другим. Их эстафету доблестной подводной службы приняло новое поколение российских подводников, удостоенных за успешное выполнение правительственных заданий и задач боевой службы, проявленный при этом героизм звания Героя России. Можно быть уверенным, что и нынешнее поколение подводников российского флота будет достойным преемником боевых традиций ветеранов-подводников Великой Отечественной 1941-1945 гг. и "холодной" 1960-1991 гг. войн.
Сегодня, после развала Советского Союза и его флота, наш российский ВМФ и его главный род сил - подводные лодки - переживают не лучшие, вернее, сложные и неоднозначные времена. "Золотой век" российского флота, увы, остался в прошлом, и пока его возрождение в ближайшей перспективе не просматривается. Но и в этих условиях именно "останки" нашего подводного флота (из тех самых 250 атомных ПЛ) составляют сегодня главную ударную силу. При этом наши МСЯС по разным оценкам аккумулируют в себе около 50-60% боевого потенциала ядерного сдерживания всех СЯС страны и способны своим ударом (даже ответным, не говоря уже об упреждающем) стереть с лица земли любого потенциального агрессора, жаждущего очередного расчленения России. Хочу также отметить, что будущее в дальнейшем развитии всех СЯС, как считают большинство военно-морских специалистов, - в переводе большинства ядерных стратегических средств и ресурсов триады СЯС в ее морскую составляющую (МСЯС) как наиболее неуязвимую и эффективную. Что касается оставшихся в составе ВМФ подводных сил общего назначения (атомные многоцелевые подводные лодки различного предназначения), они способны выполнять присущие им задачи по уничтожению ударных группировок флота "эвентуального" противника, в противолодочных боевых действиях и на коммуникациях с соответствующими их количественному составу эффективностью и результативностью. Однако дальнейшее промедление с решением проблем развития всех подводных сил (как и флота в целом) чревато их окончательной деградацией и "естественным" отмиранием в ближайшие 10-15 лет. Этот печальный вывод большинства военно-морских специалистов как и командования ВМФ, неоднократно высказывался за последние 5-7 лет в различных открытых источниках и СМИ. Но пока безрезультатно.
Остается только надеяться, что все в итоге образуется, и наш ВМФ, в том числе и его подводные силы, снова обретет свое могущество и боевой потенциал, достойные нашей страны как великой морской державы. А славы нашему флоту, доблести, героизма, самоотверженности и подводникам, и надводникам, и морским летчикам - не занимать.
В заключение следует сказать следующее. В год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, отмечая в праздничную дату заслуги, успехи и достижения в службе военных моряков-подводников, следует обязательно с глубочайшим уважением вспомнить и отдать должное беспримерным творческим и трудовым подвигам наших выдающихся кораблестроителей, конструкторов подводного оружия, систем вооружения и оборудования подводных лодок, а также всех работников ОПК, своей работой в уцелевших пока конструкторских бюро, научно-исследовательских организациях, на еще функционирующих судостроительных и других оборонных заводах и предприятиях обеспечивающих дальнейшее укрепление боевого могущества подводных сил, развитие и будущее строительство подводных лодок всех классов и боевого предназначения, являющихся, что следует повторить, в условиях сегодняшней действительности и остающихся пока и в обозримой перспективе главной ударной силой российского Военно-морского флота.