От VOICE Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 11.02.2005 01:06:17 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Версия для печати

Раньше нашим основным стимулом была романтика

МОРЕ ЛЮБИТ РОМАНТИКОВ
Ежедневные новости,Дата публикации: 11 ФЕВРАЛЯ 2005 ГОДА ,
Николай Иванович Шиханов - легендарный капитан, совершивший в 70 лет беспримерный переход от Калининграда до Владивостока через бурный Индийский океан
Андрей Вороной
С "Жемчуга" начинал, а заканчивал "чистым золотом"
Справка "Н" Трудовая биография Шиханова начиналась на острове Русский - Николай служил там в рядах советских Вооруженных Сил. До этого, в 1948-м, поступил в "рыбный" техникум, но в 1951 году его призвали в армию. В 1957-м после окончания мореходного училища в Находке Николай Шиханов работал на паруснике "Секстан" - третьим помощником. Затем - в "Приморрыбфлоте" на научно-поисковых судах – "Адлер", БМРТ "Профессор Дерюгин". В 1970 году образовался ТУРНИФ. И Николай Иванович с коллегами перешел на это предприятие.
- Мне повезло: удалось поработать практически на всех новых судах, которые приходили в Приморье с судостроительных заводов Советского Союза. Уже с 1963-го я ходил капитаном на СРТ "Жемчуг".
Но моим любимым было и остается научно-исследовательское судно "Профессор Дерюгин". Кстати, именно здесь я встретил свою будущую супругу Елену Георгиевну. Лена в те годы была научным сотрудником. И чувство наше сразу подверглось проверке на прочность: начальство не могло примириться с тем, что капитан полюбил члена своего экипажа. Но все как-то обошлось, и мы уже долгие годы вместе. А всего под моим началом было 15 судов.
- В последнее время работал на патрульно-рыбоохранных судах "Манчжур" и "Командор". Их заказывали в Дании и назывались они судами XXI века, потому что были оборудованы по последнему слову техники, да и команда подбиралась высококвалифицированная. Золото, а не суда. В наши задачи входила борьба с браконьерством.
Но все когда-то кончается. В 1990-х ждала Николая Ивановича тихая гавань - служба на стояночных кораблях. Прощай, море. Но, как говорит сам Николай Иванович, повезло: старый друг, Борис Агафонович Пофатнов, пригласил поучаствовать в экспедиции.
Плавучая кафедра
В 1999 году единственному рыбацкому вузу к востоку от Урала понадобился учебный корабль - средний траулер (морозильный кормовой) "Монокристалл". Строили его в Калининграде. Но кто приведет корабль из бывшего Кенигсберга во Владивосток?
Преподававший тогда в Дальрыбвтузе Борис Агафонович Пофатнов порекомендовал Шиханова. Очень скучал Николай Иванович на пенсии, а тут большое дело, требующее опыта и знаний. Переход из Калининграда во Владивосток не каждому капитану поручишь.
Надо ли говорить, что сам Николай Иванович был счастлив, как никогда. Но, прибыв в Калининград в середине 1999-го, понял: понадобится еще полгода, чтобы помочь судостроителям довести "Монокристалл" до "состояния повышенной боевой готовности". И не зря перестраховывался. Переход выдался не из легких.
В Северном море, которое древние викинги не без оснований величали Отравленным, "Монокристалл" попал в шторм, серьезно повредил локатор и кое-какую другую корабельную оснастку. По пути пришлось затевать ремонт. Но на этом злоключения не кончились. В Средиземноморье ожидало капитана Шиханова и его команду еще одно испытание...
Безумный стармех
У Красного моря репутация мистическая... Неприятности здесь как из мешка сыплются. Вот и на "Монокристалле" ЧП случилось - произошла утечка масла. И двигатели чуть не встали.
- А всему виной стармех. Не наш человек оказался, - говорит Николай Иванович... - Не в том смысле, что плох. Просто не было в нем тихоокеанской закалки, и, пройдя с нами полпути, он фактически свихнулся. Настоящая мания преследования у парня началась. Пришлось его в Индии на берег списать. Понимаю, не виноват человек, что заболел, но без раздражения вспоминать о нем не могу: уж очень много хлопот доставил экипажу.
- Не серчайте уж так, Николай Иванович! - вступает в разговор президент капитанского клуба Борис Пофатнов. - Проблема стрессоустойчивости экипажа для нас, капитанов, всегда была острой. Частенько тот или иной моряк, не выдержав нагрузки и тягот морской путины, теряет над собой контроль. А демоны нашего сознания коварны - иной раз самую внимательную медкомиссию способны обмануть. Ведь как бывает: на берегу человек нормален и адекватен, а стоит выйти в рейс и покачаться на волнах неделю-другую, его не узнать: то шалит как ребенок, то шарахается от каждого угла...
Как бы там ни было, а только авторитет и старые морские связи капитана Шиханова помогли тогда справиться с ЧП. "Монокристалл" зашел в столицу Йемена – Аден, и там дела пошли на поправку. Выйдя из Калининграда в декабре, уже 18 марта 2000-го "Монокристалл" под командованием Николая Шиханова добрался до Владивостока.
Отметим еще, что было тогда капитану Шиханову семьдесят. И до сих пор спустя пять лет Николай Иванович "рвется в бой".
Куда уходит братство?
- Как вам на пенсии, Николай Иванович? Удается отдохнуть?
- О чем вы говорите? Какой же это отдых... Только одной надеждой и живу, что удастся еще раз сходить в море. Хотя и без этого есть, о чем подумать... Например, сегодняшнее положение дел в морской отрасли, прямо скажем, критическое. И проблема не только в том, что не обновляется гражданский флот и наши моряки вынуждены ходить на устаревших судах. Куда-то ушел - тихо и незаметно - дух морского братства!
Если раньше нашим основным стимулом была романтика, то сегодня народ все чаще идет в море за длинным рублем. А такой подход к делу неконструктивен по сути, хотя и прагматичен по форме. Море любит романтиков. Поверьте на слово старому капитану!




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100