От VOICE Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 10.02.2005 00:00:20 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Версия для печати

Корабль-призрак - вся наша история?

Корабль-призрак - вся наша история?
Рыбак Севера 3 февраля 2005 (4) Владимир СОКОЛОВ

Воспоминания ветерана тралового флота Владимира Лупачева о его первом выходе в море на учебном судне "Запад" были опубликованы в областной прессе прошлой осенью. Для него, как и для нескольких тысяч моряков-северян, поставленный на постамент парусник и сейчас остается символом любви к морю, к романтической профессии. С душевной болью Владимир Петрович говорил о нынешнем, заброшенном "Западе". Он обратился к коллегам и землякам: "Давайте восстановим старый парусник, чтобы не было стыдно нам, морякам, показать его своим внукам, а архангелогородцам - нашим гостям". Традиция сохранять корабли и суда для истории, для будущих поколений существует во многих странах и очень давно. Так, в США конгресс принял решение - корабль, носящий имя какого-либо штата, по окончании службы на флоте передается именно в этот штат. Его берегут, за ним ухаживают. Весь мир знает о чайном клипере "Катти Сарк", который стоит в Великобритании. В Швеции на строгом учете состоит каждый судовой корпус, который вызывает, по мнению историков, интерес. В портовых городах Германии собраны целые морские музеи, состоящие из устаревших судов. Что же у нас в России? В заполярном Мурманске стоит на приколе атомоход "Ленин". Много проектов и прожектов он пережил, но за 2003 год государство израсходовало на его содержание целых 500 тысяч рублей. Герой Арктики ледокол "Красин" находится в Санкт-Петербурге. Будущее его туманно, давно продолжаются разговоры о передаче судна Музею океанографии. Когда будет принято какое-то решение, неизвестно. Легендарный крейсер "Аврора" принадлежит Военно-морскому музею. Благодаря тому, что на нем несут службу моряки-балтийцы, он и сегодня в хорошем состоянии. Из "зарубежного" Севастополя, чуть не утратив корабль навсегда, в Новороссийск перевели крейсер "Кутузов". А совсем крошечный по нынешним меркам революционный "Красный вымпел" украшает Владивосток. Вот и весь список. Тем любопытнее услышать, что в Калининграде, который морским портом стал недавно, когда был прорыт канал до Балтийска, есть Музей мирового океана. И не только есть, музей живет, процветает. Деньги на его деятельность выделяют федеральный бюджет, военно-морской флот и мэрия города. На зависть многим и многим новое здание для него построено в 2003 году, у его причалов ошвартованы научное судно "Витязь", подводная лодка проекта 641. Музей посещают различные делегации, горожане с гордостью показывают его приезжим. Здесь кипит научная работа. Экспонаты на морские темы сюда везут со всех уголков России. Чем первый российский порт Архангельск может порадовать своих гостей, чем сами северяне могут полюбоваться на Северной Двине? Деревней Малые Карелы? Не слишком ли мелко при всем уважении к северному деревянному зодчеству? Еще есть развалившиеся причалы Красной пристани и корабль-призрак с переломанными мачтами, с прогнившим корпусом. Стыдно. Вернуть Архангельску хотя бы часть утрачиваемой истории можно, если поддержать инициативу Сергея Терентьева, директора парохода-музея "Прокатчик". Он ратует за создание на берегу Северной Двины экскурсионного комплекса, в который войдут Музей северного мореплавания, парусник "Запад", паровой буксир "Прокатчик". План уже реализуется. В ноябре 2002 года при содействии руководства Архангельского порта на списанном по возрасту буксире Сергей Терентьев с группой единомышленников начал работы по созданию музея. Финансовую поддержку обеспечил Российский профсоюз моряков. Сегодня эти работы уже близки к завершению. Моряки уверены, что все сделанное - не напрасный труд. Не зря в декабре прошлого года экспертным советом при Политехническом музее пароход "Прокатчик" признан национальным достоянием России, памятником первой категории. Ошвартованное в центре города судно-музей уже можно будет показывать. И это только первый шаг. Научная деятельность - учет, хранение, изучение документов по мореплаванию, культурно-просветительская работа, популяризация истории флота среди населения - возможна при непосредственном использовании экспозиций Государственного музея северного мореплавания. Роль баркентины "Запад" в выполнении этой задачи умалить невозможно. Остается только объединить усилия (как это сделали в Калининграде ) мэрии, флотских организаций и работников музея. Связующим звеном Сергей Терентьев готов быть. Кроме того, у нас есть старейший пароход-колесник "Николай Гоголь". За то, что это до сих пор действующее судно, надо сказать спасибо работникам "Севмашпредприятия" и энтузиастам из состава экипажа. Смею предположить, что экскурсия по Двине на борту парохода станет приятным завершением знакомства как архангелогородцев, так и наших гостей с морской историей Русского Севера.



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100