Флот уходит из Архангельска? Впервые за 300 лет колыбель русского флота может остаться без военных моряков
Северный рабочий, 4.02.2005 г.
В это не хочется верить. Не только тем, кто живет в Соломбале, но и тем, кому дороги история Российского военного флота, образ Архангельска как символа морского могущества России. И тем не менее такая угроза над древним морским городом нависла...
Кораблей все меньше
Новый год в Беломорской ВМБ начался с упорных слухов о сокращении школы младших специалистов в Соломбале. Начальник штаба соединения контр-адмирал С. Баранников по телефону ответил, что пока ничего конкретного о судьбе этой воинской части и занимаемого ею военного городка сообщить не может. Не прояснили ситуацию начальник тыла военно-морской базы капитан 1-го ранга К. Генсировский и помощник начальника морской инженерной службы подполковник С. Багров, хотя их подчиненным придется заниматься этой проблемой.
И тем не менее слухи небеспочвенны. Как стало известно из осведомленных источников, в штаб базы поступила телеграмма главкома ВМФ с требованием подготовить названную воинскую часть к сокращению.
По словам командира сокращаемой школы капитана 1-го ранга А. Кузнецова, все решится скорее всего к лету, когда завершат обучение курсанты прошлогоднего осеннего призыва. Запланировано аннулировать 500 штатных должностей. Около сотни офицеров, мичманов, контрактников и гражданских специалистов окажутся не у дел. У кого из них есть выслуга 20 и более лет, тех можно уволить на пенсию. А что делать с теми, у кого ее нет?
Сам командир школы воспринимает сокращение как неизбежную фазу «оптимизации» Вооруженных сил России.
– На Северном флоте сократилось количество боевых кораблей, а потому снизилась и потребность в младших специалистах, – объясняет Кузнецов. – Дело доходит до того, что некоторых соломбальских выпускников по прибытии на эти корабли переучивают на электриков, трюмных и других специалистов, которых пока еще не хватает.
И все же до конца судьба соломбальской учебки не решена. Последнее слово за Генштабом. Он принимает окончательное решение и направляет на Северный флот директиву, которую и будет исполнять командование. Если школу младших специалистов включат в список сокращаемых, то обратного хода уже не будет, а историческая колыбель Русского флота, как по праву называют Архангельск, впервые за 300 лет останется без военных моряков.
Офицеры, с которыми мне довелось поговорить на эту тему, считают, что Ген-штаб включит Соломбалу в свой секвесторский список.
– Мы уходим из Архангельска,– сказал с горечью один из офицеров отдела воспитательной работы Беломорской ВМБ.– Можете свою статью так и назвать.
Соломбала – это только начало...
Неужели нет выхода из ситуации? Довелось слышать, что командир Беломорской ВМБ вице-адмирал О. Трегубов, детство которого связано с этим старинным уголком областной столицы, соглашался перевести сюда часть курсантов из полуопустевшего военного городка бывшего учебного отряда подплава в Северодвинске.
Однако московское и североморское начальство, по словам А. Кузнецова, отказалось от такого варианта. Во-первых, он не решает проблемы. Во-вторых, не исключено, что в обозримом будущем сократят и «любимое детище Горшкова», коим десятилетия считалась северодвинская кузница младших специалистов для атомных подводных лодок.
В-третьих, переводить людей из одного обустроенного военного городка в другой такой же и создавать заново учебную базу – занятие сродни пожару. В середине
90-х годов мне довелось побывать на острове Кумбыш и в окрестностях поселка Рикасиха, где стояли ракетные дивизионы ПВО, а также в бригаде сухопутных войск Северного флота на Лесной речке под Новодвинском. Они были сокращены, а военные городки оставлены. Брошенные боевые позиции, казармы, жилые дома, склады, ангары производили угнетающее впечатление. Говорили о разворовывании военного имущества. Самому довелось видеть одного военачальника
(теперь уже военного пенсионера), проверявшего в воинской автомастерской подготовку к перегону то ли на Алтай, то ли в Подмосковье двух «КамАЗов». Мастера сказали, что эти машины их командир «купил по остаточной стоимости» при сокращении бригады на Лесной речке.
– Судьбу этих военных городков наша школа не повторит, – заверил А. Кузнецов.
Если сокращение все же состоится, то часть зданий, утверждает он, займут флотские гидрографы, а также Соломбальский райвоенкомат. Имеют свои виды на исторические здания областное УВД и даже медакадемия.
Отсюда выходили флотоводцы
Кузнецов является председателем Архангельского регионального отделения Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ), постоянно общается с руководителем этого движения М. Ненашевым, а потому знает обстановку в кабинетах, где принимаются решения об очередном сокращении Российского военно-морского флота. Отлучение Архангельска от военных моряков, считает Александр Сергеевич, отражает непростые отношения в высших эшелонах военного руководства страны. В них усиливается традиционное противостояние приверженцев сухопутных и морских доктрин. Делается это в ущерб национальным интересам России.
К участию в ДПФ А.С. Кузнецова подвигла как любовь к военно-морской службе, к флоту, так и славная история военного городка в Соломбале. Весь офицерский корпус парусного флота, включая выдающегося русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова, прошел через Соломбалу, поскольку здесь находился лицензионный центр по допуску выпускников Мор-ского корпуса к несению корабельной службы.
А сколько славных страниц в истории располагавшегося в Соломбале флотского полуэкипажа! В этом году ему исполняется 180 лет. Два его кирпичных здания длиной 140 метров, ныне занимаемые военно-морской школой, спроектированы в 1817 году командиром военного порта вице-адмиралом Александром Федоровичем КлоE