УЙДУТ ЛИ РОССИЙСКИЕ "АКУЛЫ" В ИНДИЮ?
Военно-промышленный курьер, 02 - 08 февраля 2005 года
Атомные подводные лодки проекта 971 - оружие, которое не имеет аналогов.
Фото Леонида ЯКУТИНА АТОМОХОДЫ НА ПРОКАТ
Владимир ЩЕРБАКОВ
В конце прошлого года в российских СМИ в очередной раз появилась информация о возможности сдачи в лизинг Военно-морским силам Индии двух российских атомных подводных лодок проекта 971. Сразу же напрашивается ряд вопросов. Насколько реален такой шаг? Как это может повлиять на ситуацию в Южной Азии? И, наконец, чем же так хороша российская субмарина, что ее название практически не сходит с газетных страниц как у нас в стране, так и за рубежом?
... ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Сразу оговоримся, что практика сдачи Москвой подлодок такого класса в лизинг военно-морским силам зарубежного государства не нова. В 1983 г. недалеко от Владивостока прошли обучение индийские матросы и офицеры - экипаж переданной Дели АПЛ К-43 проекта 670 (Charlie I, по классификации НАТО). Атомоход сначала переименовали в УТС-550, а 5 января 1988 г. состоялась торжественная церемония его передачи индийскому флоту. С тех пор субмарину называли уже S-71 "Чакра" (Chakra).
Появление в составе ВМС Индии атомной подлодки, да еще и вооруженной не только торпедами, но и восемью противокорабельными ракетами "Аметист" (SS-N-7 Starbright), вызвало в мире эффект разорвавшейся бомбы. А беспокойный же сосед Дели - Исламабад - вообще пребывал в состоянии шока, почти на грани паники: ведь теперь военное противостояние двух азиатских держав переходило на качественно новый уровень.
Представьте себе, что вы деретесь со своим противником на дубинках или копьях и вдруг: ваш визави достает из-за пояса револьвер. Комментарии, как говорится, излишни.
Что касается Индии, то вся страна своих пионеров атомного подводного флота носила буквально на руках. Когда 3 февраля 1988 г. "Чакра", совершив стремительный 10-суточный переход в подводном положении из Тихого в Индийский океан, всплыла недалеко от порта и военно-морской базы Вишакхапатнам, на ее борт поднялся сам Раджив Ганди. Индийский руководитель оставался на корабле вплоть до окончания швартовки, а затем принял участие в грандиозной торжественной церемонии.
Три года службы атомохода в ВМС далекой страны пролетели быстро. Но за это время "Чакра" не пропустила ни одного мало-мальски крупного военно-морского учения, каждый раз демонстрируя свой огромный боевой потенциал и выходя победителем из любых учебных поединков.
Ни разу индийские подводники не ударили лицом в грязь и в ходе многочисленных ракетных стрельб. Если же говорить об опыте, который обрели моряки, то он оказался просто бесценным. Достаточно сказать, что восемь офицеров, прошедших через отсеки "Чакры", стали адмиралами.
Договор о лизинге АПЛ закончился 5 января 1991 г. Индийское военно-политическое руководство неоднократно высказывало пожелание продлить соглашение (даже заходила речь о покупке подлодки в полную собственность). Однако советская сторона отказала Индии. А ведь была реальная возможность получить достаточно крупную сумму в твердой валюте, тем более что наш флот в этой субмарине фактически не нуждался, и вскоре после возвращения на Родину ее списали в утиль. Все, в общем, как обычно:
ВОЖДЕЛЕННЫЙ "ТОВАР"
В настоящее время на стапелях российских верфей в разной степени готовности находятся 4 недостроенные атомные ПЛ типа "Акула". Две - "Кугуар" и "Рысь" - на Северном машиностроительном предприятии (г. Северодвинск), две другие - на Амурском судостроительном заводе (г. Комсомольск-на-Амуре). Вот они-то и являются на протяжении нескольких лет предметом многочисленных сенсаций и откровенных "уток".
Командование ВМС Индии давно, как говорится, положило глаз на эти корабли. Даже сейчас, по прошествии почти двух десятков лет с момента передачи советскому флоту головной АПЛ в серии, они обладают огромным боевым потенциалом. Поэтому в Дели неоднократно высказывали настойчивое пожелание либо взять 1-2 атомохода в лизинг, либо выкупить их полностью.
Тем не менее, до сего времени все оставалось лишь на уровне разговоров и домыслов. Основной помехой, если можно так сказать, являлся затянувшийся на несколько лет процесс продажи Индии российского авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" и корабельной авиагруппы для него. Отметим, что сегодня единственный индийский авианосец "Вираат" (Viraat) имеет довольно солидный возраст (был спущен на воду англичанами еще в 1959 г.). Есть сложности и в осуществлении программы проектирования и постройки (с помощью российского Невского проектно-конструкторского бюро и итальянской компании Fincantieri) так называемого корабля противовоздушной обороны - легкого авианосца с расчетным полным водоизмещением 37500 т. Так что индийское военно-морское командование приоритетной задачей считало именно ввод в боевой состав флота в ближайшие годы второго авианосца. А вот атомные подводные лодки и другие дорогостоящие образцы военно-морской техники отошли как бы на задний план. Теперь же, после завершения "горшковской" эпопеи, настала пора вспомнить и о них.
Официальное отечественное название данного типа кораблей - атомная подводная лодка проекта 971. В ходе проектирования ей был присвоен шифр "Щука-Б" (просто "Щукой" назывались атомоходы проекта 671РТМ). Более широко у нас они известны как "Барсы" - по имени головного корабля, строившегося на "Севмаше". Натовские же спецы обозначили их как "Акулы" (Akula). Причина для такого громкого имени самая очевидная. Российские атомоходы семейства 971 - это совершенные убийцы в океане. Такие же великолепные "машины смерти", как и настоящие акулы, но только рукотворные. Причем в российском флоте им присвоены имена не просто зверушек, но беспощадных хищников - "Барс", "Тигр", "Гепард", "Волк" и т.п. Видимо, для максимального устрашения вероятного противника.
Эти субмарины - продукт напряженного творческого труда коллектива Санкт-Петербургского Морского бюро машиностроения "Малахит" и множества смежных организаций. Первоначально инженеры проектировали несколько иную подводную лодку, но затем было решено объединить их наработки с результатами работ ЦКБ "Лазурит" по созданию менее дорогой стальной версии атомоходов семейства 945 ("Сьерра I"/Sierra I и "Сьерра II"/Sierra II, по классификации НАТО). Являясь наиболее "тихим" отечественным подводным атомоходом, "Акула" способна длительное время фактически "висеть на хвосте" у надводных кораблей и подлодок противника, не будучи обнаруженной любыми его средствами.
Но это еще что. Крайние, как говорят военные, корпуса "хищного" семейства - "Вепрь" и "Гепард" - имеют еще более высокий боевой потенциал. Так что на Западе их даже выделили в особую группу, назвав "Акула II" (Akula II), или "Усовершенствованная Акула" (Improved Akula). Например, по данным зарубежной специальной печати, новейшие американские корабельные гидроакустические средства не в состоянии длительно поддерживать контакт с нашими АПЛ типа "Акула II" на скорости хода последних в пределах 6-9 узлов! Причем, "Вепрь" и "Гепард" - это действительно уже совсем другие корабли. И если первый из них еще внешне похож на своих старших собратьев, отличаясь только начинкой, то второй даже снаружи во многом иной.
Потрясающе малый уровень шумов был достигнут в значительной мере за счет того, что все основное оборудование и боевые посты подлодки разместили на амортизаторах в зональных блоках. Последние представляют собой пространственные каркасные конструкции с палубами. И собственно многокаскадными резинокордными пневматическими амортизаторами блоки изолированы от корпуса ПЛ.
Супервозможности российских "Акул" позволили нашим подводникам неоднократно "садиться на хвост" атомным подводным стратегическим ракетоносцам типа "Огайо" - гордости американского кораблестроения. Например, АПЛ "Тигр" (К-154) под командованием капитана 1 ранга Алексея Буриличева обнаружила такой подводный "ядерный терминатор" и длительное время скрытно следила за ним, причем в районе Мирового океана, который янки считали надежно прикрытым своими противолодочными силами и средствами. Наш командир получил звание Герой России, а многим американским кэптенам и адмиралам достались "выговоры с занесением".
Кстати, другая подлодка данного типа, "Волк" (К-461), в 1995-1996 гг. осуществляла дальнее противолодочное прикрытие российской авианосной группы во главе с ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов".
ШОК - ЭТО ПО-НАШЕМУ!
Впрочем, мне уже доводилось вкратце рассказывать в "ВПК" (№ 45, 2004 г.) об отличных ТТХ "Акул". Тем не менее, напомню, что они вооружены четырьмя 650-мм и четырьмя 533-мм торпедными аппаратами, из которых можно выполнять стрельбу обычными торпедами различного назначения, ракето-торпедами комплексов "Ветер" и "Водопад-НК", а также подводными ракетами "Шквал" со скоростью хода до 100 узлов. Могут наши атомоходы нести и оружие иного рода - стратегические крылатые ракеты комплекса "Гранат" с дальностью стрельбы до 3000 км (больше чем у самой продвинутой и дальнобойной версии американского "Томахока") и возможностью снаряжения ядерным боезарядом. Общий боезапас торпед и ракет составляет до 40 единиц!
А можно вместо всего этого загрузить более полусотни мин и выставить их через те же торпедные аппараты как у себя, для защиты от непрошеных гостей, так у военно-морской базы противника.
Имеются также самоходные гидроакустические имитаторы ПЛ и другие "чудеса" нашей оборонной промышленности. Например, на "Акуле" установлены средства неакустического обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника! В той "бульбе", которая видна на корме атомохода, размещена высокочувствительная гибкая, протяженная, буксируемая гидроакустическая антенна - одно из эффективнейших средств среди многочисленных "ушей" и "глаз" российского подводного охотника. Причем у гвардейской подводной лодки "Гепард" такая антенна находится уже непосредственно в пределах рубки.
Занятно вспоминать, как совсем еще недавно тиражировались утверждения, что якобы советский оборонно-промышленный комплекс ничего особо путного не производил, а лишь пожирал в огромных количествах народные деньги. Сейчас уже все знают, что советским конструкторам в 70-80-е гг. прошлого века удалось создать несколько образцов вооружения и военной техники, которые на голову выше своих зарубежных аналогов. К ним относится и "Акула".
Этот атомоход (его технический проект был утвержден 30 сентября 1977 г., а головной корабль спущен на воду 16 июня 1984 г.) оказался настолько совершенным подводным охотником, что буквально посеял ужас и панику среди командования ВМС и военно-политического руководства Соединенных Штатов. Эффект, произведенный нашей "Акулой", по степени воздействия можно сравнить с тем шоком, который испытало командование нацистского вермахта в первые недели боев на Восточном фронте, столкнувшись с советским танком Т-34. Американцам впору стало задаться известным русским вопросом: "Что делать?".
Развивая полную подводную скорость до 33 узлов (водоизмещение: надводное - 8140 тонн, подводное - 10500 тонн, глубина погружения: рабочая - 480 м, предельная - 600) и имея достаточно низкие показатели шумности, наши подлодки без труда могли вцепиться "мертвой хваткой" в натовские ПЛА и ПЛАРБы. И можно лишь догадываться о том, что чувствовали иностранные командиры и экипажи, осознав, что они играют роль зайца, прыгающего в прорези прицела охотничьего ружья.
Тут и никакие армады авианосцев и крейсеров не помогут. Наоборот, "плавучим аэродромам" придется прятаться по шхерам! Ведь чтобы превратить уникальное сооружение стоимостью около 5 млрд. долл. в тонущую "консервную банку", вполне хватит одной торпеды калибра 650 мм с ядерной БЧ.
Даже сейчас, по прошествии двух десятков лет, с российскими подлодками проекта 971 мало кто может соперничать. Настолько высок заложенный в них конструкторами боевой потенциал.
ЕСТЬ ЛИ РЕАЛЬНЫЕ СОПЕРНИКИ?
В настоящее время противостоять нашей "Акуле" (более или менее на равных) в состоянии лишь одна серийная многоцелевая АПЛ - американская подлодка типа "Сивулф" (Seawolf). "Морские волки", созданные в противовес новому советскому атомоходу проекта 971, должны были поддержать пошатнувшееся реноме Соединенных Штатов как "владыки океанских глубин". При этом напуганные "акульей угрозой" конгрессмены на реализацию данной программы выделили воистину огромные (даже по меркам непомерного оборонного бюджета США) деньги.
По самым скромным подсчетам, лишь по статье НИОКР налогоплательщики выложили из своего кармана более 1 млрд. долл. Однако даже столь мощные финансовые вливания позволили американцам заложить головной корабль своей серии только через 5,5 лет после спуска на воду первой нашей "Акулы". Впрочем, высокая стоимость американской подлодки, достигшая фантастической суммы (в среднем 4,4 млрд. долл. за единицу), в конечном счете заставила закрыть эту программу. Так что "волчья стая" получилась весьма малочисленной - всего три штуки (вместо планировавшихся трех десятков).
Есть несколько перспективных проектов многоцелевых атомоходов, таких как американские АПЛ типа "Вирджиния", французская АПЛ типа "Барракуда", китайская АПЛ проекта 093 и пр. Их боевой потенциал также высок, но они пока либо только еще планируются к закладке, либо еще не спущены на воду. Поэтому реально противостоять российским "Акулам" страны Запада (да и Востока) сегодня не в состоянии.
Официальные представители командования российского ВМФ, а также руководства Амурского судостроительного завода и Концерна среднего и малотоннажного кораблестроения (КСМК), в состав которого и входит это дальневосточное предприятие, пока воздерживаются от комментариев по поводу возможного лизинга. В прессе сообщалось лишь, что руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин в ходе своего визита в Приморье дал указание расконсервировать две "амурские" подлодки типа "Акула" в целях достройки для нужд ВМС Индии. Предположения же циркулируют разные, вплоть до того, что межгосударственное соглашение по данному вопросу уже почти подписано.
Косвенным подтверждением тому служит и заявление одного из высокопоставленных представителей концерна КСМК, что "эта проблема была поднята слишком рано и, кроме вреда, ничего не даст". Выходит, что есть чему вредить?! Да и индийские СМИ уже достаточно давно и в открытую заявляют, что лизинг атомоходов - дело уже принципиально решенное, осталось лишь договориться о цене.
Если Дели на самом деле получит две "Акулы" на несколько лет, это существенно повысит боевой потенциал ВМС и кардинальным образом изменит расстановку сил в Индийском океане. Индийский флот в этом случае сможет встать практически на одну ступеньку с американским и получить значительные преимущества над ВМС других государств региона. Даже Китая, который обладает уже порядком устаревшими АПЛ типа "Хань" (Han), их возможности намного ниже. Новейшая же китайская многоцелевая подлодка проекта 093 еще только находится в стадии опытной эксплуатации, и окажется ли она хорошим "подводным охотником", пока сказать трудно.
А вот российские "Акулы" свои "зубы" уже наглядно продемонстрировали. Сегодня они являются одними из наиболее совершенных в мире, практически не уступая ни в чем американским АПЛ типа "Сивулф" (про "Лос-Анджелесы" и говорить не стоит) и даже некоторым перспективным атомоходам следующего поколения.
КСТАТИ...
Октябрь 2004 г. оказался довольно богатым на сенсации, связанные с российским подводным кораблестроением. После длительной задержки все же была спущена на воду головная ПЛ типа "Лада". Снова началась шумиха в прессе вокруг лизинга атомоходов. И, наконец, интересное событие произошло на парижском военно-морском салоне.
По имеющейся у нас информации, в ходе его работы обсуждались с руководством недавно акционированного французского судостроительного гиганта DCN возможности совместного продвижения на международном рынке военно-морской техники малых и сверхмалых подводных лодок, проекты которых разработаны в СПМБМ "Малахит".
Широкому кругу специалистов и любителей наиболее известна подлодка спецназначения "Пиранья", 2 единицы которой длительное время состояли на вооружении отечественного ВМФ. Причем одна ПЛ умудрилась выбиться в "кинозвезды" - приняла участие в съемках популярного в России фильма "Особенности национальной рыбалки". Предлагаемый же "Малахитом" экспортный ряд подлодок данного класса довольно разнообразен и включает в себя носители крылатых ракет.
Хочется искренне верить, что такое сотрудничество будет установлено и принесет дивиденды как России в целом, так и непосредственно проектанту этих субмарин.