>официально не скажет, во сколько прибыл Кашалот и чем он там занимался, все рассказы о стуках и "коммингс-площадках", торпедах - всего лишь бред и имитация работы. Следствие сознательно выпускает из опубликованных материалов работу атомной губоководной станции.
--------------------------
Шигин.
13 августа, ВОСКРЕСЕНЬЕ.
09.20. Спасательный буксир СБ-523 прибыл в точку поиска, начал поиск подводной лодки визуально и с использованием радиолокационной станции судна
09.32. «Михаил Рудницкий» в составе отряда поиска прибыл в район поиска.
09.16. «Петр Великий» обнаружил буй №2 в точке с координатами Ш=69 градусов 39,1 минуты северная, Д=37 градусов 43,86 минуты восточная. В точке обнаружения наблюдается уменьшение глубины с 105 метров до 83 метров.
09.50. Начальником штаба СФ отправлена телеграмма: «С прибытием в район СС «Михаил Рудницкий» произвести поиск ПЛ К-141 и установить связь с использованием режима «Речь»... Вероятная точка нахождения ПЛ на грунте Ш=69 градусов 35,9 минуты северная, Д=37 градусов 38,5 минуты восточная, глубина 108 метров. С обнаружением работы МГС-30 уточнить местонахождение ПЛ. Доложить предложения по организации использования погружающихся аппаратов».
10.30. Командующий СФ объявил боевую тревогу автономному снаряду АС-15. Приказано следовать в район поиска подводной лодки К-141.
10.33. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» снялся с якоря и вышел в район спасательных работ.
10.35. «Петр Великий» находится в точке с координатами Ш=69 градусов 37,7 минуты северная, Д=37 градусов 33,22 минуты восточная, наблюдается резкое уменьшение глубины до 77—83 метров. Именно в этот момент «Петр Великий» обнаружит наличие на грунте полигона двух аномалий, расположенных примерно в километре друг от друга. Что это за аномалии, было неясно. Однако то, что одна из них, скорее всего, является затонувшей подводной лодкой, ни у кого сомнений не вызывало. Полигон боевой подготовки почти досконально изучен многими поколениями североморцев, но никогда такого перепада глубин в этом районе еще никто не обнаруживал.
10.36. Спасательное судно «Алтай» начало движение в район аварии подводной лодки.
11.20. БПК «Адмирал Чабаненко» дано задание с подходом на дистанцию 30 кабельтовых произвести поиск. «Михаил Рудницкий» начал поиск в назначенном районе.
11.25. Руководивший силами поиска вице-адмирал Ю. Бояркин приказал закрыть район для всех судов, кроме АСС. В закрытом районе разрешено находиться «Михаилу Рудницкому», «Петру Великому», БТ-111,
СБ-523.
11.30. Начальник штаба СФ приказал готовить к выходу в район плавкран ПК-7500 с автономным снарядом АС-36 на борту и морской буксир МБ-100.
11.40. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» с командующим СФ на борту вышел из района Териберки в район поиска подводной лодки.
12.08. СБ-523 наблюдал пакеты, бутылки, мусор. Начал их подъем.
12.10. «Адмирал Харламов» и «Адмирал Чабаненко» маневрируют курсом 0—180 градусов. Обследуют район ГАС в режиме ШП.
12.30. «Михаил Рудницкий» стал на якорь. Начал подготовку к выгрузке в воду АС-32.
12.40. «Михаил Рудницкий» доложил начальнику штаба СФ: «В районе зеленого буя наблюдается бело-красный буй, ведем его обследование». Впоследствии, говоря об увиденном зеленом буе, капитан 1-го ранга А. Тесленко выскажет предположение, что это была, скорее всего, большая медуза.
12.50. Спасательное судно «Алтай» вышло из Кольского залива.
13.13. «Михаил Рудницкий» произвел запрос МГС-30 К-141. Дистанция не получена, работа МГС-30 не об наружена. Доложено: «На запросы в режиме «Речь», ПЛ К-141 не отвечает».
13.20. «Адмирал Харламов» обнаружил два рыболов ных буя.
13.27. «Михаил Рудницкий» наблюдает масляное пятно по левому борту. Предположительное травление из-под воды.
14.48. На борт ТАРКР «Петр Великий» прибыл командующий Северным флотом.
14.50. Командующий СФ вступил в общее руководство поисково-спасательными силами в районе аварийной подводной лодки.
14.53. Получен доклад с «Михаила Рудницкого»: «Обнаружили работу «стукача» по пеленгу 199 градусов». «Рудницкий» наблюдает подводные удары.
15.57. «Адмирал Харламов» наблюдал 20 ударов по пеленгу 129 градусов.
15.58. «Михаил Рудницкий» готовит к спуску два аппарата.
16.14. «Михаил Рудницкий» произвел выгрузку АС-34 на воду. Окончательная готовность 20—25 минут.
16.20. На запрос ГАС «Михаила Рудницкого» получен ответный сигнал МГС-30 по пеленгу 145 градусов, дальность — 2201 метр. Аварийная станция МГС-30 устанавливалась только на российских подводных лодках, и теперь почти с полной уверенностью можно было сказать, что по пеленгу 145 градусов от «Михаила Рудницкого» находился именно лежащий на грунте «Курск»! Технический контакт с затонувшей подводной лодкой был установлен.
16.25. Самолет Ил-38 закончил осмотр назначенного района. Ничего не обнаружил, отправлен на аэродром.
16.36. «Петр Великий» стал на якорь в 30 кабельтовых от «Михаила Рудницкого». Глубина 250 метров.
16.46. СБ-523 доложил об обнаружении полиэтиленовых и пластмассовых пакетов, резиновых перчаток. Поднял резиновые перчатки и пакеты.
16.55. Автономный снаряд АС-34 закончил оконча-тельное приготовление и отошел от борта «Михаила Рудницкого».
17.22. АС-34 исполнил команду «Грунт». Начал до-поиск объекта.
17.27. Прилетевший в район Ил-38 доложил об обнаружении на 17.15 в точке с координатами Ш=69 градусов 42 минуты северная, Д=37 градусов 52 минуты восточная в радиусе 3 километров белых предметов: белый предмет размером 3 на 2 метра, похожий на деталь обшивки, толстый канат, скрученный полукругом, продолговатые предметы белого цвета. Оранжевая полоса на поверхности воды. Выставлен маркер.
17.38. АС-34 на курсовом угле 60 градусов правого борта дистанции 1890 метров обнаружила работу МГС-30. Командир аппарата капитан 3-го ранга А. Майсак доложил: «По курсовому углу 90 градусов в дистанции 1800 метров наблюдаю устойчивую работу МГС-30. Ложусь на курс сближения».
17.40. По докладу Ил-38 по пеленгу 35 градусов в дистанции 24 кабельтова от «Петра Великого» обнаружен продолговатый плавающий предмет красного цвета длиной 3 метра.
17.49. Ил-38 сообщил: «На 17.42 по пеленгу 35 градусов в дистанции 39 километров от «Петра Великого» обнаружены масляные пятна радиусом 150— 2200 метров».
18.15. АС-34 обнаружил засветку на экране эхолокатора.
18.32. АС-34 произвел аварийное всплытие. Командир аппарата капитан 3-го ранга А. Майсак доложил: «На ходу 2 узла вошел в соприкосновение с объектом, имеющим резиновый корпус. Свалился на винт, когда обследовал кормовую часть, после чего вынужден был аварийно всплыть. Комингс-площадку кормового аварийно-спасательного люка наблюдал через перископ».
Итак, «Курск» был обнаружен визуально. Теперь надо было, не теряя времени, приступать ко второму этапу операции — спасению подводников, если они были еще живы.
Вместе с командиром аппарата под воду спускался и командир электромеханической боевой части однотипной с «Курском» К-410 капитан 2-го ранга Буцких. Он должен был подтвердить, что обнаруженная субмарина является именно «Курском», попытаться определить ее состояние и характер повреждений. Заключение Буцких было следующим: «Обнаруженная подводная лодка — это "Курск"».
Принято решение о подъеме АС-34 для зарядки аккумуляторных батарей и осмотра механизмов. После подхода АС-34 к борту «Михаила Рудницкого» начата его погрузка на борт. Дана команда на переход «Михаила Рудницкого» ближе к точке № 1, чтобы затем произвести допоиск К-141 АС-32. Готовность АС-34 к продолжению спасательных работ с посадкой на комингс-площадку — 22.00. Начальник УПАСР СФ предложил с учетом плохой видимости у фунта работу АС-34 произвести утром 14 августа. Командующий СФ предложение не утвердил, приказав АС-32 в 21.00 произвести осмотр и очистку комингс-площадки, а затем выгрузить АС-34 для посадки его на комингс-площадку и спасения личного состава.
19.50. Командующий СФ объявил, что обнаруженный объект является К-141 с вероятностью 0,9. Координаты подводной лодки: Ш=69 градусов 39,8 минуты северная, Д=37 градусов 33,3 минуты восточная.
20.15. АС-34 поднят на борт «Михаила Рудницкого».
20.48. «Михаил Рудницкий» встал на якорь.
21.30. АС-34 начал зарядку аккумуляторных батарей. Срок окончания зарядки 00.00 14 августа. Вообще весь цикл подготовки к очередному спуску, связанный с временноемкой зарядкой аккумуляторных батарей, занимает 13—14 часов, однако и здесь спасатели оказались на высоте: действуя форсированными режимами, они осуществили весь процесс зарядки в течение нескольких часов. Это было неимоверно сложно, так как нарушалась технология, это было весьма рискованно, так как в любой момент могла случиться авария, но на подобные мелочи внимания никто не обращал, ибо надо было спасать подводников.
21.38. Получено разрешение от ОД СФ на переход морского буксира МБ-100 в район поиска. Начат переход.
22.00. «Михаил Рудницкий» выгрузил АС-32 в воду. Погода к этому времени значительно ухудшилась. Волнение — около 3 баллов. Обычно в таких условиях погружение подводных аппаратов прекращается, однако решено работу продолжать. Командующий флотом торопит экипаж аппарата:
— Я прошу вас, ребята, побыстрее, потому что каждый час — это жизнь людей! •
22.15. Командиру спасательного судна «Алтай» капитану 2-го ранга О. Оеипову передано приказание с прибытием КИЛ-143 произвести расконсервацию и подготовку к работе 80 комплектов ССП.
22.35. Получено разрешение от ОД СФ на переход КИЛ-143 из Североморска в район поиска.
22.40. АС-32 исполнил сигнал «Грунт», начал допоиск затонувшей подводной лодки.
22.46. Командир АС-32 капитан 3-го ранга П. Кара-пута доложил, что на глубине 45 метров слышен стук, классифицированный им предположительно как возможный сигнал SOS, сделанный кувалдой.
14 августа ПОНЕДЕЛЬНИК
Порчниха для выгрузки АС-36 на воду и последующей его буксировки к месту аварии.
16.30. «Михаил Рудницкий» передал: «Для окончания заряда аккумуляторных батарей АС-34 необходимо еще 1,5 часа. Наиболее благоприятное время работы АС-34 по течению в данном районе с 17.00 до 20.00 и с 23.00. Время подхода на комингс-площадку не должно превышать 2,5 часа».
16.55. БТ-111 начал обследование подачи ТВРД на АС-36 для пополнения запасов ВВД аппарата.
17.04. БТ-111 доложил: «Море 3—4 балла, невозможно продолжать обследование района с помощью ГАС».
18.28. Волнение моря — 4 балла. Работа автономных глубоководных аппаратов по погоде невозможна,
18.35. На подводную лодку Б-414 передано радио: «С получением следовать в надводном положении в район с координатами: Ш=..., Д=..., установить связь с «Петром Великим», быть готовым в составе тактической группы с АС-15 к поиску затонувших объектов. Командующий СФ».
19.49. После нескольких неудачных попыток подать проводник буксирного троса на плавучий кран буксир с помощью линемета на ПК-7500 все же подан.
20.40. Подводная лодка Б-414 заняла северо-западный угол района, к формированию тактической группы с АС-15 готова.
22.00. АС-34 продолжает заряжать аккумуляторные батареи, АС-36 готовится принимать ВВД с «Алтая». АС-15 в надводном положении, получил задачу от командующего СФ на обследование точек № 1 и № 2. Точка № 1 с координатами: Ш=69 градусов 36,9 минуты северная, Д=37 градусов 34,5 минуты восточная— К-141. Точка №2 с координатами: Ш=69 градусов 37,8 минуты северная, Д=37 градусов 33,3 минуты восточная южнее двух буев на 10 кабельтовых.
22.02. АС-34 продолжает заряжать аккумуляторные батареи. АС-36 готовится зарядить аккумуляторные батареи с «Алтая».
15 АВГУСТА, ВТОРНИК
Спасательная операция продолжается.
00.28. АС-15 погрузился до 04.00.
00.45. Состояние моря по-прежнему 4 балла. Погода продолжает ухудшаться.
01.04. Заведен проводник буксира от спасательного судна «Алтай» на плавкран ПК-7500. Подана буксирная линия.
01.50. Начата буксировка ПК-7500 с АС-36 на борту «Алтаем». Скорость буксировки — 4 узла.
226
04.00. АС-15 всплыл в надводное положение. Объект не обнаружен.
05.33. Передано распоряжение командующего СФ силам, находящимся в районе: «Считать волнение моря как 4 балла».
05.37. АС-15 погрузился до 09.00. ТАРКР «Петр Великий» и БПК «Адмирал Чабаненко» производят наведение АС-15 на К-141.
07.30. Получено донесение со спасательного судна «Михаил Рудницкий»: «АС-34 готов к выполнению спасательных работ. АС-32 пополняет запасы ВВД, с 22.00 производит зарядку аккумуляторных батарей. АС-36 находится на борту плавкрана ПК-7500. Аккумуляторные батареи заряжены на 100%, с улучшением погоды планируется пополнение ВВД от «Алтая».
07.56. От АС-15 принят сигнал: «Объект обнаружен».
10.00. АС-15 всплыла в надводное положение.
11.00. С АС-15 доложено: «Обнаружил ПЛ К-141. Подводная лодка лежит на курсе 285 градусов, дифферент — 0 градусов, крен 5—10 градусов на правый борт. Кормовые отсеки за рубкой целые. В носу разорван легкий корпус. Из корпуса сверху торчат трубопроводы. Рядом с ПЛ на грунте рассыпан балласт и балоны ВВД. В районе носа кратковременно травился воздух. Признаков жизни нет. Никаких сигналов не обнаружено. Видимость 3 метра. Сильное придонное течение 1,2—1,4 узла. Общий объем повреждений кор пуса в носу 20—30% от общей площади верхней по-лусферы».
13.50. Получено донесение от «Алтая»: «Алтай» по погодным условиям не смог подать ВВД на АС-36, начинает выбирать буксир для подачи на ПК-7500. Аппараты АС-32 и АС-34 к работе готовы. Проведен инструктаж экипажей. Ждем улучшения погоды».
15.40. «Михаил Рудницкий» снялся с якоря и начал движение в точку с координатами Ш=69 градусов 39,9 минуты северная, Д=37 градусов 34,8 минуты восточная. С постановкой в точку готовится к выгрузке на воду АС-34.
16 августа, СРЕДА
06.35. Принимается решение, несмотря на штормовые условия, поднимать АС-34. С большим трудом, но аппарат все же погружен на борт «Михаила Рудницкого». Не обошлось без неприятностей. При погрузке у АС-34 повреждена поворотная насадка. Плавкран ПК-7500 подошел к борту «Михаила Рудницкого». Из-за сильного волнения моря АС-36 не перегружен.
06.57. Спасательное судно «Алтай» передало буксир с ПК-7500 на спасательный буксир СБ-523.
07.05. Волнение моря — 3 балла, облачность — 10 баллов, видимость — 2—4 мили, при дожде — 1 миля.
07.15. Согласно докладу командующего 1-й флотилией подводных лодок зарядка аккумуляторных батарей АС-34 не начинается из-за повреждения 8 элементов батареи в ходе погрузки аппарата на борт «Михаила Рудницкого» при сильном волнении моря.
08.12. С «Михаила Рудницкого» доложили: «В результате подъема на борт «Михаила Рудницкого» при сильном волнении АС-34 получил повреждения корпуса и механизмов: сорвало трубопровод гидравлики маршевого двигателя, поврежден (смещен) верхний перископ, повреждена насадка, поврежден излучатель гидролокатора бокового обзора ГАС МГА-19». Повреждения весьма серьезные, но устраняемые. Однако на все это нужно время, а его катастрофически не хватает!
09.35. По причине сильного волнения перегрузить АС-36 с ПК-7500 на «Михаил Рудницкий» не представляется возможным. Да это и слишком опасно. Нельзя рисковать последним исправным спасательным аппаратом. Принято решение повторно отбуксировать плавкран в губу Порчниха. Там на спокойной воде выгрузить АС-36 на воду и буксировать его буксиром СБ-523 в район спасательной операции.
09.59. Командиру тактической группы на обеспечивающей спасательные работы подводной лодке и старшему на борту АС-15 командующий СФ поставил задачу на осмотр затонувшей подводной лодки.
12.20. СБ-523 под командой капитана дальнего плавания Н. Киришина начал буксировку ПК-7500 с АС-36 на борту в губу Порчниха.
13.00. Торпедолов ТЛ-270 начал движение из Севе-роморска в район спасательных работ.
13.10. На АС-15 передано приказание командующе го СФ о разрешении работ до 21.00.
13.27. АС-15 погрузился для проверки звукоподвод-ной связи и дальнейшей работы по обследованию затонувшей подводной лодки.
14.30. АС-15 передал: «Обнаружил объект. Начал документирование».
17.10. Принято решение оставить ПК-7500 в губе Порчниха.
18.45. АС-15 передал: «В ходе обследования затонувшей подводной лодки носовых рулей не обнаружено».
19.23. АС-15 передал: «На объекте наблюдаю поднятые выдвижные устройства».
19.24. «Алтай» протянул («вооружил») канатную дорогу на «Петр Великий» для приема—передачи грузов. Приняв груз, отошел от «Петра Великого».
20.25. По запросу с АС-15 командующий СФ разрешил продлить работу до 23.00.
20.40. С ПСП СФ на «Петр Великий» передана телеграмма: «По прогнозу с участием промышленности давление в отсеке ПЛ может быть больше 6 кг/см кв. При выравнивании давления спасательного аппарата с отсеком ПЛ свыше 6 кг/см кв опасно и конструктивно ограничено возможностями спасательного аппарата. Контроль давления по манометру в отсеке спасательного аппарата осуществлять непрерывно во избежание давления выше предельного по ТТД спасательного аппарата и глубине присоса».
21.55. СБ-523 с ПК-7500 встали на рейд Порчниха. Плавкран ПК-7500 начал выгрузку АС-Зб на воду. После окончания выгрузки СБ-523 сразу же начнет буксировку АС-36 в район спасательных работ. Расчетное время начала буксировки — 23.00.
23.00. АС-15 всплыл в надводное положение. .
23.27. С АС-15 получен доклад о результатах визуального осмотра затонувшей подводной лодки К-141. Повреждения носовой части огромны.
-----------------
Шигин в хронике 17 августа АС-15 ни разу не вспоминает.
17 августа - в первый вечер трансляций РТР Мамонтов показал АС-15.