цитата: "Морякам не нравилось и то, что на БДРМ командиром был капитан 1 ранга, а на «Тайфуне» -- контр-адмирал".
так было?
В Северодвинске окончилась охота за «Красным октябрем»
Дмитрий Литовкин
Самая большая в мире атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 941 типа «Тайфун» -- прообраз суперсовременной советской субмарины из романа американского писателя Тома Клэнси "Охота за "Красным Октябрем" -- скоро будет превращена в металлолом. Некогда грозный подводный крейсер под заводским № 712, способный нести 20 межконтинентальных баллистических ракет, будет разрезан на Северодвинском машиностроительном предприятии, где в начале 80-х годов закладывалась серия из 6 подобных субмарин. Позже ликвидируют еще одну лодку этого же проекта. Оплачивать разделку будут США. В понедельник делегация американского конгресса и Министерства обороны завершила инспекционную проверку подготовки к выполнению этих контрактов.
Главный герой романа Клэнси -- советский командир подлодки «Красный Октябрь» Марко Рамиус (в одноименном фильме его играет Шон Коннери) принимает решение перейти на Запад вместе со своим уникальным кораблем и его командой. Он хочет предотвратить ядерную войну между СССР и США, передав противнику новейшие советские технологии: на лодке установлена система, делающая ее практически незаметной для акустических станций. Прототип "Красного Октября" -- первый стратегический атомный ракетный крейсер типа «Тайфун» ко времени выхода книги (1984 г.) только поступил на вооружение советского ВМФ.
Созданная в Ленинградском конструкторском бюро морской техники «Рубин» АПЛ «Тайфун» была и остается одной из самых уникальных систем вооружения в мире (из-за своих размеров она попала в Книгу рекордов Гиннесса). По конструкции «Тайфун» -- многокорпусная лодка. Внутри легкой (внешней) надстройки, покрытой специальным погашающим гидроакустический сигнал покрытием, находятся 5 прочных корпусов (в них размещены сауна, бассейн, спортивный зал и самое необычное -- каюта для курения, которой нет ни на одной другой подлодке мира). Между двумя главными корпусами находятся 20 пусковых шахт самых больших морских баллистических ракет РСМ-52, на каждой из которых по 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения. В носовой части лодки расположены 6 торпедных аппаратов, через которые можно стрелять торпедами, подводными скоростными ракетами и ставить мины.
Но, пожалуй, главным и самым неприятным для американцев стало то, что, в отличие от всех других советских АПЛ, «Тайфун» мог, не обнаруживая себя, произвести пуск ракет из-под многометровой ледяной полярной шапки -- без полыньи. Другим АПЛ для этого приходилось перед пуском проламывать корпусом лед и тем самым выдавать свое местонахождение. В результате "Тайфун" нельзя было обнаружить из космоса, а значит, и предотвратить нанесение ракетного удара.
Несмотря на столь высокий боевой потенциал, на флоте «Тайфун» невзлюбили, презрительно обозвав его «водовозом». По соотношению водоизмещения и перевозимого груза (баллистических ракет) «Тайфун» проигрывал другой стратегической АПЛ (667 БДРМ проекта) и при практически равных боевых возможностях был более дорог в эксплуатации. Морякам не нравилось и то, что на БДРМ командиром был капитан 1 ранга, а на «Тайфуне» -- контр-адмирал. Впрочем, все это имело мало отношения к тому, что в начале 90-х годов Россия и США договорились о совместном разоружении. Кроме стратегических АПЛ первых поколений, было решено пустить в утиль и «Тайфуны».
-- Сейчас в составе дивизии всего 3 тяжелых подводных крейсера проекта 941: "Архангельск", "Северсталь" и "Дмитрий Донской", находящийся на модернизации, -- констатировал теперь уже бывший командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков. -- При этом лишь "Северсталь" сохранила половину боекомплекта -- 10 межконтинентальных баллистических. Шахты остальных АПЛ пусты, а производство этих ракет уже прекращено...
-- В концепции и планах развития ВМФ России, -- говорит начальник 1-го НИИ ВМФ Игорь Захаров, -- есть обоснование, почему мы сокращаем АПЛ проекта 941. Не все корабли служат до полного физического износа. Для каждого корабля в отдельности нужно учесть много обстоятельств, чтобы решить, когда его надо утилизировать.
-- Проект 941 -- лучший по маневренности и боевым характеристикам корабль, -- заявили «Известиям» в ЦКБ МТ «Рубин». -- Но сегодня у ВМФ -- нашего главного заказчика -- потребности в кораблях другого, более маленького водоизмещения.
В Северодвинске строят две новых субмарины 955-го проекта типа «Борей», головная из которых -- «Юрий Долгорукий» -- войдет в состав флота уже в 2006 году. Вторая -- «Александр Невский» -- в 2007-м. Эти корабли, по мнению главкома ВМФ Владимира Куроедова, в перспективе станут основой морской составляющей стратегических ядерных сил сдерживания. А что до «Тайфунов», то головной корабль этой серии «Дмитрий Донской» был переоборудован под новый ракетный комплекс «Булава-М», который предназначен для лодок 955-го проекта. Оставшиеся 3 субмарины 941-го проекта в перспективе тоже могут быть переоборудованы под "Булаву-М" и еще послужат России. Хотя осадок от расставания с 712-м крейсером остается -- эпоха морских гигантов российского ВМФ, видимо, подходит к концу.