>КОНЕЦ "ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА"?
Александр КАРПЕНКО,Санкт-Петербург,Военно-промышленный курьер, №1 (68) 12 - 18 января 2005 года
ЗНАМЕНИТОЙ СУБМАРИНЕ ГРОЗИТ ГИБЕЛЬ В МОРЕ БУМАЖНОЙ ПЕРЕПИСКИ
В 2005 г. наступает очередь утилизации первой отечественной атомной подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол". Превратится она в груду металла или останется памятником величия отечественной науки, промышленности и моряков-подводников? Этот вопрос может решиться в самом ближайшем будущем.
Предложение сохранить первую советскую атомную субмарину проекта 627 - основоположницу целого направления систем вооружения, поставив АПЛ на вечную стоянку, СПМБМ "Малахит" и 1 ЦНИИ МО направили в Совет министров СССР еще в 1988 г., когда лодка была выведена из действующего состава флота. В адресованном правительству обращении говорилось, что из АПЛ надо сделать специализированный музей подводного военного кораблестроения и моряков-подводников. Тогда же разработали и соответствующий проект, который поддержали главкомат ВМФ и Министерство судостроительной промышленности. Предполагалось, что К-3 встанет либо в Североморске, рядом с памятником К-21, либо в Северодвинске, либо в Кронштадте или Ленинграде. Причем предпочтение отдавалось городу на Неве. Здесь в качестве места вечной стоянки "Ленинского комсомола" рассматривались Крестовский и Васильевский острова. На последнем - рядом с ПЛ "Народоволец" (этот вариант отпал из-за планов установки здесь рубки ракетоносца К-137 проекта 667А).
И все было хорошо, но произошел развал Советского Союза, осуществление проекта оттеснили на второй-третий план другие неотложные дела, затем не удавалось обеспечить финансирование: На долгие годы о задуманном начинании практически забыли. Тем временем "Ленинский комсомол", поставленный в отстой, ожидал утилизации.
ВСЛЕД ЗА США
Напомню, что первая в СССР АПЛ создавалась в соответствии с Постановлением правительства "О проектировании и строительстве объекта 627" от 9 сентября 1952 г. Этому предшествовала отправка руководству страны предложений хорошо известных ныне ученых И.В. Курчатова, А.П. Александрова и Н.А. Доллежаля об использовании атомной энергии на подводных лодках, поддержанных Минсудпромом.
В Ленинграде над предэскизным проектом корабля начала трудиться комплексная группа специалистов ЦНИИ-45, ЦКБ-18 и СКБ-143 Минсудпрома во главе с В.Н. Перегудовым (заместитель директора ЦНИИ-45). В завершающей стадии принимало участие до 35 человек. Необходимая работа проводилась и в Москве. Атомная энергетическая установка - "сердце" будущей субмарины - разрабатывалась в НИИ-8 (НИИхимммаш) Министерства машиностроения и приборостроения (Минсредмаша) под руководством члена-корреспондента АН СССР Н.А. Доллежаля. Научным руководителем проекта АПЛ был назначен член-корреспондент (а затем академик) А.П. Александров.
К тому времени в США уже велось строительство первой в мире атомной подводной лодки SSN-571 "Наутилус" (руководителем программы был адмирал Риковер). Требовалось догнать американцев в этом виде новейших тогда вооружений.
В дальнейшем, с марта 1953 г., проектом 627 первой отечественной АПЛ занималось ленинградское СКБ-143 (бюро было реорганизовано для ее проектирования, в настоящее время СПМБМ "Малахит") в тесном сотрудничестве с ЦНИИ-45 им. академика А.Н. Крылова (директор В.И. Першин) и ЦНИИ ВК, другими организациями и предприятиями. Главным конструктором корабля был назначен В.Н. Перегудов. В работе также принимали участие СКБ Кировского завода (паротурбинная установка, главный конструктор М.А. Казак), ОКБ Кировского завода (насосы первого контура, главный конструктор Н.М. Синев), СКБК Балтийского завода (парогенераторы, главный конструктор Г.А. Гасанов), ЦНИИ-48 (директор Г.И. Капырин), НИИ-3 (главный конструктор Е.И. Аладышкин), НИИ-49 (директор Н.А. Чарин), НИИ-303, ГИПХ (директор В.С. Шпак), завод "Электросила" (директор А.В. Мозалевский) и др. Отработка гидродинамики АПЛ выполнялась в ЦНИИ-45 и ЦАГИ.
Первоначально лодка проекта 627 предназначалась для нанесения удара по береговым объектам вероятного противника одной 1550-мм сверхмощной торпедой Т-15 с ядерной боевой частью. Эту "малютку" (длина 23 м, масса 40 т, дальность хода до 40 км, скорость 29 узлов), по предложению Минсредмаша, должны были "сотворить" в НИИ-400 (директор А.М. Борушко, главный конструктор Н.Н. Шамарин). Однако в дальнейшем по настоянию руководства ВМФ (главком Н.Г. Кузнецов) это назначение АПЛ признали бесперспективным. Проект переработали, и на субмарине установили восемь торпедных аппаратов калибром 533 мм с общим боезапасом в 20 торпед. Техпроект СКБ-143 выпустило в июле 1954-го, через год была подготовлена рабочая конструкторская документация. Тогда подлодка стала предназначаться для нанесения торпедных ударов по боевым кораблям и транспортам противника на океанских и морских коммуникациях. При водоизмещении около 3200 т она имела глубину погружения 300 м, скорость хода свыше 28 узлов.
Закладка субмарины проекта 627 была произведена в цехе № 42 на заводе № 402 (директор Е.П. Егоров, главный строитель В.И. Вашанцев, сейчас ПО "Севмаш") в Молотовске (ныне Северодвинск) 24 сентября 1954 г., когда американский "Наутилус" уже проходил испытания. Спуск на воду первой советской АПЛ осуществлен в августе 1957 г. Атомную энергетическую установку корабля изготовил горьковский машзавод № 92 (директор В.Д. Максименко) по рабочим чертежам ОКБМ (главные конструкторы И.И. Африкантов и Ю.И. Кошкин). Экипаж лодки готовился на натурном стенде атомной установки при Физико-энергетическом институте АН СССР в Обнинске.
14 сентября 1957 г. на К-3 произвели физический пуск ядерных реакторов, 1 июля 1958 г. на корабле подняли Военно-морской флаг. В соответствии с постановлением правительства в январе 1959 г. ВМФ принял лодку в опытную эксплуатацию, первым командиром корабля был назначен капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко. В создании АПЛ принимали участие 20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских организаций и 80 заводов-поставщиков комплектующего оборудования и материалов. Подавляющее большинство этих предприятий и организаций - ленинградские.
Несмотря на отставание в сроках поставки от "Наутилуса", К-3 имела ряд преимуществ. Скорость подводного хода нашего корабля чуть не дотягивала до 30 узлов, а у американского - 22 узла, предельная глубина погружения советской АПЛ 300 м против 210 м у атомного первенца ВМС США.
За создание К-3 главный конструктор проекта 627 и начальник СКБ-143 В.Н. Перегудов указом Президиума ВС СССР от 23 июня 1959 г. был удостоен звания Героя Социалистического Труда, группу ведущих участников работ отметили Ленинской премией, а коллективы СКБ-143 и завода № 402 наградили орденом Ленина. За успешное освоение новой техники командиру К-3 Л.Г. Осипенко в июле 1959 г. присвоили звание Героя Советского Союза, а многим членам экипажа АПЛ вручили ордена и медали.
В октябре 1955 г. принимается решение о строительстве серии атомных подводных лодок, прототипом которых должна была служить АПЛ проекта 627. В марте 1956 г. завершилась подготовка корректированного технического проекта 627А. До 1960 г. главным конструктором лодок проекта 627А был В.Н. Перегудов, затем его сменил В.И. Дубовиченко, в 1962 г. главным конструктором был назначен А.В. Угрюмов. Первую серийную АПЛ проекта 627А заложили в августе 1956 г. и сдали ВМФ в декабре 1959 г. Всего по проекту 627А в 1959-1964 гг. построили 12 подводных лодок. Первые субмарины проекта 627 (627А) вступили в состав Северного флота и были направлены на базу Западная Лица, где в начале 1960-х гг. вместе с ракетными АПЛ проекта 658 образовали бригаду. На ее основе в январе 1962 г. развернули 1-ю флотилию подводных лодок, в состав которой вошли две дивизии - 3-я (АПЛ проекта 627А) и 31-я (ПЛАРБ 658-го проекта).
На базе проекта 627А была создана опытная субмарина К-27 проекта 645 (главный конструктор А.К. Назаров) с атомным реактором на жидкометаллическом теплоносителе (научный руководитель работ по энергоустановке А.И. Лейпунский), а также серия атомных ракетных подводных лодок 1-го поколения проекта 658 (главный конструктор С.Н. Ковалев, в ЦКБ-18 в 1958 г. передали необходимую документацию).
Оснащение субмарин атомными энергетическими установками позволило этому классу боевых кораблей превратиться из "ныряющих" в подлинно подводные ракето- и торпедоносцы с практически неограниченной дальностью плавания в подводном положении, значительно повысить скорость подводного хода, увеличить глубину погружения и боевую эффективность.
ИЗ ЛЕТОПИСИ АТОМНОГО ПОДПЛАВА
За время службы в составе ВМФ К-3 совершила 14 дальних походов и прошла за 14115 часов 128443 мили в подводном положении. В июле 1962 г. АПЛ (командир капитан 2 ранга Л.М. Жильцов, руководитель похода командующий флотилией контр-адмирал А.И. Петелин) впервые в истории отечественного ВМФ всплыла в районе Северного полюса, после чего получила собственное наименование "Ленинский комсомол".
Новые возможности атомных кораблей позволили осваивать Мировой океан и особенно ранее недоступные его акватории. В сентябре 1963 г. одна из АПЛ проекта 627А К-115 (командир капитан 2 ранга Р.И. Дубяга, руководитель похода капитан 1 ранга В. Кичер) совершила переход из Баренцева моря в Тихий океан подо льдами Северного Ледовитого океана. В 1966 г. такую же задачу выполнила АПЛ К-14 (командир капитан 1 ранга Д.Н. Голубев, руководитель похода контр-адмирал Н.К. Игнатов). В сентябре - октябре 1963 г. АПЛ К-181 (командир капитан 2 ранга Ю.А. Сысоев, руководитель похода командующий Северным флотом адмирал В.А. Касатонов) вновь отправилась к Северному полюсу, где всплыла, и ее экипаж установил Государственный флаг СССР и флаг ВМФ. В том же году АПЛ К-133 вышла в экваториальный район Атлантики. Такие дальние походы были практически невозможны без атомной энергетики на подводных лодках.
Особенно трудно далась морякам эксплуатация АПЛ первого поколения, сказывалась сложность освоения новой техники, здесь присутствовали героизм и личное мужество. 8 сентября 1967 г. на К-3, возвращавшейся из дальнего похода, в Норвежском море возник пожар в 1-м отсеке, в результате 39 подводников погибли. В апреле 1970 г. из-за короткого замыкания в силовой сети пламя охватило 3-й и 4-й отсеки К-8 - субмарины проекта 627А (командир капитан 2 ранга В.Б. Бессонов). Лодка всплыла, осталась без хода, борьба за живучесть продолжалась, но корабль спасти не удалось, и он затонул в Бискайском заливе. Погибли более 50 моряков. После этого специалистами были изучены причины и обстоятельства трагедии. В СПМБМ разработали конструктивные мероприятия по предотвращению подобных ЧП в будущем, которые внедрили на всех АПЛ 627-го проекта. Примеров героизма советских и российских подводников множество, их трудно описать в данной публикации. Для этого, вероятно, необходимо вернуться к идее создания музея первой атомной субмарины К-3, где могут быть отражены все этапы проектирования, строительства и эксплуатации подводных кораблей России.
А МИНФИН ПРОТИВ...
В 2003 г. генеральный конструктор и начальник СПМБМ "Малахит" В.Н. Пялов направил письмо президенту РФ В.В. Путину, в котором просил решить вопрос об использовании атомной подводной лодки К-3 в качестве памятника-музея. Примеры этому есть. В США - это первая американская АПЛ "Наутилус" (выведена из боевого состава в 1980 г.), а во Франции сохраняется как корабль-музей первая отечественная ПЛАРБ "Редутабль" (выведена из боевого состава в 1991 г.). Предложения, касающиеся судьбы К-3, получили поддержку в правительстве России, Совете безопасности, Минатоме, Агентстве по судостроению, Минобороны, Главном штабе ВМФ, в других ведомствах. Инициатива одобрена правительством Санкт-Петербурга, включая Комитет по градостроительству и архитектуре. Только Министерство финансов отнеслось ко всему этому специфически: оно предлагало найти источник финансирования вне бюджета (оказывается, речь идет о деле вовсе не государственном) и "утрясти" вопрос о том, кому субмарина-музей будет принадлежать после установки.
Принятое в настоящее время руководством ВМФ решение несколько "разрулило" сложившуюся ситуацию. Планируется проводить работы по кораблю в несколько этапов. На первом, согласно плану, за счет ВМФ надо будет на судоремонтном предприятии "Нерпа" вырезать реакторный отсек К-3 и вместо него вставить цилиндрическую обечайку корпуса. Затем провести замеры радиационного фона на лодке и полностью снять сомнения в безопасности АПЛ. После чего вернуться к главной проблеме - использованию К-3 в качестве музея, подготовке ПЛ к исполнению этой функции, к установке ее на вечную стоянку. Для этого предлагается задействовать ПО "Севмаш" в Северодвинске, которое совсем недавно по заданию правительства Москвы провело аналогичные работы на лодке проекта 641Б. А одно из петербургских судостроительных предприятий может быть привлечено к изготовлению дебаркадера музейного комплекса. Тогда в 2006 г. музей К-3 уже заработает. Стоимость создания музейного комплекса оценивается в 100 млн. руб., срок окупаемости вложенных инвестиций - пять лет.
Предложения по кораблю-музею К-3 готовятся на предприятии-разработчике СПМБМ "Малахит" (ныне главным конструктором лодок проекта 627, 627А и 645 является Р.А. Шмаков). АПЛ К-3 должны пришвартовать к дебаркадеру. На его палубе установят два павильона с залом ожидания, смотровой площадкой, кают-компанией и служебными помещениями, а также памятный знак "Создателям и морякам Подводных сил России". Здесь будут проводиться обзорные экскурсии для жителей и гостей города, учащиеся смогут изучать историю развития подводного флота, а ветераны-подводники принимать официальные делегации.
Отмечу, что Санкт-Петербург заслужил право открыть у себя такой музей-мемориал. Наш город - это подлинная колыбель отечественных подводных сил. Здесь рождалась и К-3, проводили научные исследования в обеспечение проектных работ и строительства. Петербург по-прежнему остается центром отечественного военного кораблестроения, в том числе и подводного, в нем находятся большинство научно-исследовательских организаций ВМФ и судостроительной промышленности, проектных организаций, крупные судостроительные предприятия России, учебные заведения для подготовки судостроителей и военных моряков.
В Санкт-Петербурге К-3, в соответствии с согласованным планом, может быть установлена за Сампсониевским мостом в створе крейсера "Аврора" или у Тучкова моста. Основным местом предполагается Петроградская набережная в районе памятника "Морякам и создателям флота России", недалеко от "Авроры" и Нахимовского училища. Если в Санкт-Петербурге так и не будет решен вопрос об установке корабля на вечную стоянку, то сегодня есть предложения из Калининграда и Москвы о его размещении там.
Сейчас в преддверии 100-летнего юбилея подводных сил России необходимо, наконец, окончательно решить вопрос о создании мемориала - подводной лодки К-3, чтобы он не утонул в бумажной волоките. Вероятно, для этого требуется включить его в перечень официальных мероприятий по подготовке юбилея нашего подплава с финансированием из федерального и городского бюджета, привлечь частные инвестиции с помощью государственных структур.