От splash Ответить на сообщение
К All
Дата 20.08.2004 09:31:55 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Цирк уехал, клоуны остались:-)

МИНОБОРОНЫ ВЫПОЛНИЛО РАЗНАРЯДКУ ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЕ
Политический (гражданский) контроль над силовыми структурами подвергся очередной профанации
Вадим Соловьев





Все у нас получится, как всегда.
Фото Reuters


На этой неделе обнародован указ президента страны, вводящий в действие положение о Минобороны. Окончательно разведены функции министра обороны с начальником Генштаба. Сергей Иванов стал воистину командиром-единоначальником. Строго следуя общим установкам административной реформы, в частности установленному лимиту на заместителей, сократил их с десятка до четырех, двое из которых получили ранг первых замов. Статус бывших заместителей министра обороны соответственно понижен. Новым указом вводится должность начальника службы по обустройству и расквартированию, начальника финансовой службы, начальника кадровой службы и начальника службы воспитательной работы.

Практически этим и исчерпываются минобороновские новации. Даже численность главных органов военного управления остается практически прежней - с 11 тысяч снижена до 10 350 человек. Как новое слово в организации высших органов военного управления подается понятие "Центральный аппарат Министерства обороны". В действительности же эта организационная категория существует еще с советских времен и включает те же элементы, какие сегодня определены указом, а именно: управления Минобороны и Генштаба, Главкоматы и главные штабы видов Вооруженных сил, а также штабы родов Вооруженных сил (см. схему).

Продекларированное избавление Генерального штаба "от несвойственных ему хозяйственно-административных функций" в проводимой реорганизации пока рельефно не просматривается. Сергей Иванов заявил лишь, что "в соответствии с Положением о Минобороны "Генеральный штаб сохраняет все свои основные функции и все ключевые направления". "За Генштабом остаются главное оперативное управление, главное организационно-мобилизационное управление, главное разведывательное управление и другие структуры". Генштаб по-прежнему будет координировать действия всех силовых структур страны.

Таким образом, в целом мало что меняется в управлении войсками. Просматривается лишь одна тенденция - возрастание роли министра обороны как командира-единоначальника. Баланс военной власти был нарушен за последнее десятилетие, поскольку начальник Генштаба претендовал на равное, если не на более значимое, чем министр обороны, положение. В советские времена иерархия этих должностных лиц была строго определена: министр обороны - член Политбюро, начальник Генерального штаба - всего лишь член ЦК КПСС. По сути, четко определенная служебная дистанция восстановлена.

К сожалению, реформирование органов военного управления не пошло дальше того, что уже наработано отечественной историей. У Сергея Иванова был блестящий шанс развить в полной мере демократические принципы в России, в частности, реализовать на деле принцип политического (гражданского) контроля над силовыми структурами. Особенно после того как президент страны в ежегодном Послании Федеральному собранию поставил задачу развития гражданского контроля над армией.

Главный постулат гражданского контроля: Минобороны - отдельно, Генштаб - отдельно. В Минобороны руководят люди гражданские, опирающиеся на военных экспертов, в Генштабе - военачальники, управляющие войсками в соответствии с указаниями политиков. Политики же контролируют ситуацию в войсках и своевременно реагируют на негативные проявления во всех сторонах армейской деятельности и быта. Такая система жизненно необходима и рядовым, и офицерам, и генералам, и общественности. Она - действенное лекарство от нынешних недугов в российских казармах и военных городках.

На нынешнем этапе реформирования все опять оказалось замешанным в единую массу. Генералы сохранили свои доминирующие позиции в Минобороны. Один лишь пример. Все заместители гражданского министра обороны - генералы. Так кто кем будет вертеть-руководить? Министру обороны будет казаться, что он управляет всей военной деятельностью. На деле же он вынужден опираться на предложения, выработанные генеральским руководством. Понятно, что оно будет защищать прежде всего свои корпоративные интересы.

Вот и вернулось все на круги своя. Номинальный гражданский (политический) министр обороны, как и до того. Минобороны по-прежнему не отделилось от Генштаба - но все это теперь называется Центральным аппаратом Минобороны. Развели только руководителей Минобороны и Генштаба. Не больше. Развитие гражданского контроля над армией оказалось блефом или профанацией - одно другого стоит



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100