|
От
|
Gremlin
|
|
К
|
Gremlin
|
|
Дата
|
14.01.2004 09:17:29
|
|
Рубрики
|
Байки;
|
|
Делай как вчера!
Арутюн Авовадзович Саноян или в шутку Авто Автозаводович а для повседневного обращения Сано, только что возвратился из отпуска. Глубинка Армении под Лениноканом, масса родни, вино, невеста, и всё это в разгар лета. Ещё заходя по трапу на борт плавбазы, Сано отметил знакомую суету, которая предшествует выходу катеров в море. На шкафуте плавбазы он столкнулся с командиром дивизиона, лицо которого выразило не поддельную радость при виде Санояна. Дело было в том, что в море нужно было отправить 4 катера, а только на 3-х были командиры. Летние отпуска и дежурства убавили количество годных для плавания командиров.
Через 10 минут радость комдива материализовалась на мостике чужого катера в виде одетого в походное обмундирование Сано.
Работа в море была знакомая. Между островом Кильдин и мысом Териберский по полигону бегал эскадренный миноносец, изображая конвой, а через низкую плотную облачность на него падали с высотных бомбардировщиков торпеды. 4 торпедных катера и 2 торпедолова обязаны были эти свалившиеся с неба торпеды выловить из воды. Торпедоловы брали их на свою палубу, а в задачу ТКА входило поймать торпеду после её продувки и всплытия, не дать ей потеряться или утонуть. Работа закончилась, попутно удалось выловить одну парашютную систему торпеды из шести парашютов и массы капроновых строп. Ей было положено утонуть, но она не очень спешила и была выхвачена из воды боцманом катера. Это был трофей, на который авиаторы претендовать не могли. Погода хорошая, работа выполнена, побежали в базу, настроение прекрасное.
Здесь надо отметить некоторые особенности торпедных катеров того времени. У них было 4 машины по 1200 лошадиных сил, 4 винта, 4 маленьких руля в потоке от винта и минимальный ход на 800 оборотах в 12 узлов. Инструкция не разрешала длительный ход на двух машинах, при этом скорость была примерно 8-9 узлов. Такие скорости мечта для многих рыбаков и купцов.
Швартоваться нужно было во вторую группу у левого борта плавбазы. Сано описал в бухте дугу, прицелился на место швартовки, и мурлыкая привязавшийся мотивчик, пошёл к месту швартовки. (На ТКА рулём управляет командир, а машинами старшина команды мотористов, который находится на мостике правее командира).
Пора было сбавлять ход, и он дал команду «две машины стоп».
Ни что не изменилось, и катер ходом 12 узлов шёл на группу стоящих впереди катеров.
Сано дал команду «четыре машины стоп».
Всё осталось без изменений, только старшина команды мотористов смотрит на Сано собачьими глазами и говорит «Товарищ командир, я не понимаю!».
До Санояна дошло, что он отдавал команды на армянском языке и русский уже вспомнить нет времени, и тогда он закричал так, что, не смотря на шум от дизелей, его услышали даже на борту плавбазы «делай как вчера!!!».
Старшина команды понял, в чём дело и буквально бросил все четыре машины на задний ход.
Дело кончилось погнутыми леерными стойками, помятой дымовой аппаратурой, разбитым привальным брусом, и…… большим всеобщим хохотом.