От mk Ответить на сообщение
К kregl
Дата 13.01.2004 11:02:56 Найти в дереве
Рубрики Байки; Версия для печати

Вот отрывок

статьи контр-адмирала Михаила Юрьевича Кузнецова "К-239 вступает в строй" из спецвыпуска альманаха "Тайфун" No
1 (стр. 82 - 83). Могу только добавить, что для транспортировки последующих корпусов транспортную конструкцию
изменили.

---
С уважением, Михаил
---

Строительство К-239 шло полным ходом, на лето 1983 г. был запланиро-ван спуск корабля на воду. 29 июля
ко-рабль был выведен из цеха и с помощью специального дока спущен в воды Вол-ги. Достроечные работы
продолжились, и в августе началась операция по пере-воду корабля в специальном транспорт-ном доке по
внутренним водным путям на северную сдаточную базу завода "Красное Сормово".
Это была непростая операция. Габа-риты корабля с трудом позволяли транспортировать его по водным путям как
говорится на пределе. Ранее подоб-ные операции проводились в универ-сальных транспортных доках, для АПЛ пр.945
был разработан и специальный транспортный док и особая схема ме-роприятия.
Транспортный док мог только везти лодку, а поднять её из воды не мог. По-этому использовались две
дополнитель-ные ёмкости, напоминающие перевёрну-тые буквы П, сначала эти ёмкости затоп-лялись, в них загонялся
док и он также
затоплялся, а уж затем в док заводилась лодка. Воду из балластных цистерн дока и емкостей откачивали, и
конструкция всплывала. Затем П-образные конструк-ции вновь затопляли, а док уводили.
Транспортировку К-239 обеспечивал целый отряд судов и плавсредств: поми-мо транспортного дока, имевшего
назва-ние <Ока>, и К-239 в нем, в экспедицию особого назначения (так стали нас име-новать на время перехода)
входили бук-сир-тягач и буксир-толкатель для <Оки>, несколько вспомогательных буксиров и энергоблок <Сутырин>.
Караван посто-янно сопровождался катерами водной милиции. Было предложение назначить старшего на переход, но,
как мне рас-сказывали, главком ВМФ сказал, что это лишнее, так как командир АПЛ справит-ся. Сверху на <Оку>
были поставлены специальные укрытия, лодку буквально укутали брезентом.
Этот переход добавил мне седых во-лос. Все делалось в срочном порядке, в спешке. В то же время все понимали,
что из-за габаритов дока любая оплошность могла дорого стоить и, например, при-вести к прекращению навигации)
на Вол-ге. Несмотря на меры предосторожнос-ти, неприятностей избежать не удалось. В одном из шлюзов док
ударился дни-щевой частью о каменную насыпь и по-лучил пробоину - начала поступать вода, по команде
последовали доклады и в воздухе появились вертолеты, кото-рые отродясь в этих местах не летали. Начали
работать товарищи "из орга-нов", выясняя причины произошедшешего и было ли это сделано специально или нет. Но
вскоре все закончилось, пробо-ину залатали, воду откачали, движение продолжилось.
В Беломорске началась новая эпопея. В доке буксировать лодку по морю было нельзя, так как он не мореходный, а
самостоятельно К-239 выйти из <Оки> не может, потому что П-образные ёмкости
остались в Горьком. Но и здесь сомне-ния длились недолго - прибыл обык-новенный плавдок, ему на
стапель-палу-бу настилили брус (с учетом, что у <Оки> было ровное днище), затопили его и вта-щили в него <Оку>
с К-239. Затем док всплыл, и всю эту конструкцию ледоко-лом потащили в Северодвинск.
И только здесь К-239 оказалась на воде. Конструкция погрузилась, снача-ла вытащили лодку, затем транспортный
док. <Барракуду" отбуксировали на се-верную сдаточную базу ССЗ "Красное Сормово>, которая находилась на
терри-тории СМП рядом с 55-м цехом.