В начале офицерской карьеры мне довелось служить на пл, которой командовал «Лучший друг королевы Великобритании». Откуда у него появилось такое прозвище?
История эта произошла довольно давно, около тридцати лет назад. В те времена пл 613-го проекта выполняли различные задачи практически во всех районах Мирового Океана.
ПЛ возвращалась после БС в Средиземном море домой, в Палдиски. Переход надводный, открытый. Где-то между завтраком и обедом, следуя проливом Ла-Манш, пл обнаружила несколько надводных кораблей ВМС Великобритании, стоящих на якорях и украшенных флагами расцвечивания. Командир вызвал на мостик Зама и приказал ему «пошелестеть справочниками», чтобы выяснить – чего такое празднуют агличаны.
Зам оперативно справился с заданием и доложил Командиру, что у «супостата» нынче большой праздник – День Рождения Королевы.
Настроение у Командира было хорошее, поскольку он был молод, задачи основного этапа БС выполнены успешно, погода переходу благоприятствовала, а по возвращении он должен был отгулять отпуск и ехать в Ленинград, сдавать вступительные экзамены в ВМА. В общем, Фортуна улыбалась Командиру всеми 36-ю зубами, и Командир эту улыбку, можно сказать, наблюдал визуально. Вероятно, потому и «потерял бдительность».
Проходя мимо очередного великобританского корабля, Командир вышел с ним на связь и передал тому свои поздравления в адрес Ея Величества. Англичанин вежливо поблагодарил, на том и разошлись. Примерно через час лодку догнал катер под «Юнион Джеком» и передал, что Королева благодарит Командира за поздравление, а также сообщил, что командир – первый официальный представитель СССР, который сегодня поздравил её с праздником. Такая английская учтивость Командира даже несколько ошарашила.
В те времена отношения между СССР и Великобританией были довольно натянутыми, и наше Правительство Королеву, безусловно, поздравляло, но ближе к вечеру, дабы не показывать «излишней суеты». Командир таких «дипломатических тонкостей» знать, конечно, не мог.
После того как пл вошла в Балтийское море, было получено персональное РДО с приказанием следовать в Балтийск – главную ВМБ ДКБФ. Когда лодка ошвартовалась, и Командир сошел на пирс, его встретили трое очень «серьёзных» офицеров, которые представились и пригласили Командира проехать «тут недалеко» с ними в красивой черной «Волге». Когда прибыли на место (куда – и так всем понятно) с Командиром долго беседовали, причем основной упор делали на вопрос «какого черта он выпендрился со своими поздравлениями, будто родственник или лучший друг».
В конце концов, выяснили, что Командир - не враг народа, и что «лопухнулся» он по глупости, с чем и был отпущен на пл.
После этого лодка перешла в Палдиски, экипаж отчитался за БС и убыл в санаторий, Командир своевременно отгулял отпуск, но поступать в ВМА так и не поехал. Никогда.
Зато больше десяти лет он командовал подводной лодкой 613-го проекта.