>Беглый поиск:
>За рубежом существуют разные оценки результативности применения МиГ-15 и F-86 в Корее, большинство из которых основаны на тенденциозной американской статистике. Например, соотношение потерь МиГ-15 и F-86 за все время военных действий в Корее указывается равным 14:1 (818 сбитых МиГ-15 против 58 сбитых F-86) или 10:1 (792 МиГ-15 против 78 F-86). (с) http://topgun.rin.ru/cgi-bin/units.pl?field=3&unit=2038&page_num=8&page_max=9
А упомянутый вами кусок прямо начинается с цифр:
"...В воздушной войне над Кореей успех остался за советскими летчиками. Самым результативным "реактивным" асом стал Е. Пепеляев, который одержал 23 воздушных победы (это фактический результат с учетом 19 побед согласно записям в летной книжке и четырех побед, "отданных" на счет ведомого) при 108 боевых вылетах (число побед на один вылет - 0,21). На счету Пепеляева 12 истребителей F-86, четыре F-84, шесть F-80, один F-94. Н. Сутягин одержал 21 победу, совершив 150 вылетов, по 15 сбитых самолетов на счету Л. Щукина и А. Сморчко-ва, еще семь российских летчиков имеют в активе по 10-14 побед. 22 летчика были удостоены звания Героя Советского Союза. По подсчетам американцев, летчики "МиГов" применяли свыше 30 тактических приемов. В ходу были и "косая петля", "карусель", "горка к солнцу", "ловушка", "пасть", которые были отработаны с участием И. Кожедуба еще в Великой Отечественной войне. Из американских летчиков самым результативным стал Дж. Макконнел, который в 106 боевых вылетах на F-86 сбил 16 самолетов (число побед на один вылет - 0,15). На втором месте среди американцев Дж. Джабара, одержавший 15 побед. Итоговые цифры также говорят в пользу российской боевой техники. Советские летчики, по данным г. Лобова, в воздушных боях над территорией Китая и Северной Кореи сбили более 1 300 самолетов противника (включая бомбардировщики и истребители других типов, помимо F-86), потеряв при этом 345 "МиГов". Статистики по применению в Корее авиации КНР и КНДР, к сожалению, не имеется."
И где же тогда соотношение по потерям 10 к 1?
Тогда по вашей логике соотношение по уничтоженным танкам в Отечественной войне 1000 "Тигров" к 30 000 советских. то есть 1 к 30? ;-))
Война, извините, есть действо комплексное, где настоящее соотношение никак не выводится из выдернутых цифр. Это же и по асам. Да, немецкие асы имели на порядок больше сбитых самолётов чем наши, но при этом к 44-му году в Германии был выбит "средний состав" и это привело к самым печальным последствиям.
Главное это не количество асов, а постоянное поддержание численного балланса между асами (лётчиками имеющими большой боевой опыт и победы в воздухе), лётчиками "на крыле" (влётанными)- получившими обоевой опыт, но не являюшимися пока асами и прибывающей молодёжью. Нормальное соотношение здесь 1-2,5-3(4).
И жизнь в лётной группе (эскадрилья - полк) идёт примерно по такому циклу: "влётанные" лётчики учат молодёжь, работают с ней (уровень командир пары, звена, замкомэска, но в бой группу водят асы (замкомэски - комэски) оперируя в воздухе "влётанными" лётчиками и постепенно перетаскивая в эту группу новичков.
Самые большие боевые потери приходятся всегда на "влётанную" группу, самые большие потрери по аварийности - на молодёжь. И молодёж как раз пополняет именно "влётанную" группу, которая уже постепенно выковывает асов.
В этом случае происходит стабильная смена "покалений", когда молодёжь сменяет в качестве учеников группу "на крыле", которая в свою очередь вливается в группу "асов". После всех "стандартных" потерь в этом случае идёт даже постепенное наращивание мощи ВВС на 15-20% за цикл (5-6 месяцев).
Для этого изначально необходимы "массовые" ВВС.
Германию и особенно Японию подвело то, что изначальная ставка на костяк "асов" поначалу дала очень большое преимущество в качестве, что разумно при тактике блиц-крига, но в затянувшейся войне "на перемалывание" привело к тому, что сначала к лету 43-го возник острый дефицит лётчиков как таковых, а к осени 44-го к провалу в системе смены "поколений", когда постепенно сокращающаяся группа асов несла на себе основную нагрузку боёв, но уже не могла "ставить на крыло" достаточное количество "смены", так как разрыв между опытом асов и зелёной молодёжью всё время увеличивался.
Геманию подвело именно то, что у неё было выбито "среднее звено" лётчиков. Тех самых гаупманов и обер-лейтенантов. Тех, кто должен был прийти на смену (усиление) асам, а главное обучать молодёж и вводить её в строй. И это было заложено в самой системе подготовки, когда соотношение в группах было уже к зиме 41-го такое 1-1,5-2(3). В итоге к концу 44-го года на каждого аса на восточном фронте стало приходиться по 5-7 новичков обучать которых он был просто не в состоянии, так как был вынужден постоянно быть в воздухе над линией фронта.
В итоге сложилась достаточно парадоксальная ситуация - даже к концу войны Германия располагала достаточно внушительной группой асов (настоящего аса очень сложно сбить. Бои между асами чеще всего заканчивались ничьей, когда по топливу или расходу БК они расходились или кто-либо выходил из боя)Они гибнут в основном либо в авариях, либо при случайной атаке), но при этом ВВС Германии перестали быть серьёзной организованной силой, так как 80% лётчиков были необученными новичками.
- А где же моя взятка на козырного туза!?
- Расклады, батенька, расклады...