Re: «Подводная война в Северной Европе»: доклад из Вашингтона ко Дню ВМФ.
22 июля 2016 года американский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) опубликовал 50-ти страничный доклад с характерным названием «Подводная война в Северной Европе» (Undersea Warfare in Northern Europe). Доклад посвящен противостоянию США и НАТО с Российской Федерацией в части подводной войны в регионе Северной Атлантики и на Балтийском море. Доклад содержит практические рекомендации, как конкретного, так и более общего плана по организации противолодочной обороны НАТО в Северной Атлантике и на Балтийском море.
Полный текст здесь http://eadaily.com/ru/news/2016/07/28/podvodnaya-voyna-v-severnoy-evrope-doklad-iz-vashingtona-ko-dnyu-vmf-rossii
Краткие выдержки из доклада:
"Если судить по военным расходам, то ВМФ даже с его стратегической составляющей не являются в настоящее время высшим военным приоритетом для России. Россия инвестирует больше в свои мобильные межконтинентальные баллистические системы наземного базирования, чем в свои стратегические ракетные системы, размещенные на атомных подводных лодках — ПЛАРБ. Российская программа вооружений на 2011−2020 годы предусматривает выделение 26% от общего объема на российский ВМФ.
Российские подводные лодки, как правило, считаются очень «способными судами» при надлежащем состоянии. В конце холодной войны некоторые западные аналитики полагали, что Советский Союз был на пике обгона США по части акустической малошумности своих подводных судов (?!). Сейчас американские адмиралы публично признали достоинства по части малошумности последней российской ПЛАРК «Северодвинск» — головного корабля проекта 885 «Ясень». По сумме достижений «Северодвинск», как кажется, является судном, которое приближается, а в некоторых случаях превосходит самую новейшую американскую АПЛ того же класса. Новейшие российские ПЛАРБ класса «Долгорукий» — проекта 955 «Борей» сравнимы с американскими ПЛАРБ типа «Огайо».
Российский ВМФ поддерживает множественные платформы своей противолодочной обороны (ПЛО). Любые действующие чужие подводные лодки вблизи территории России должны учитывать риски российских противолодочных возможностей.
Неспособность поддержания и обслуживания подводных лодок стала ахиллесовой пятой ВМФ СССР. Россия должна искать улучшения по этой части, если она надеется сохранить свой повышенный рабочий темп.
Несмотря на возникающие трудности, ВМФ России стремится улучшить свои возможности в области подводного судостроения. Это касается разработки новых подводных лодок, новых двигательных установок, технологий передовых датчиков и беспилотных подводных аппаратов — морских роботов.
Что касается развития класса подлодок с неатомным двигателем, то текущая отчетность свидетельствует о том, что Россия инвестирует в систему водородно-кислородных топливных элементов, похожую на ту, что в настоящее время используется на германских субмаринах. Россия работает над собственным воздухонезависимым двигателем. Проектируемая система для нового поколения подлодок, которые придут на смену дизельным «Варшавянкам», уже завершила береговые тестовые испытания.
В области передовых технологий в России также широко работают над неакустическими методами обнаружения и отслеживания подводных лодок. В докладе признается, что эти технологии могли бы иметь революционное значение для подводной борьбы.
Другой областью, окутанной тайной, является развитие Россией беспилотных подводных аппаратов. Они, в свою очередь, могут в конечном счете также революционизировать все аспекты подводной войны. Сейчас западные эксперты сомневаются в способности России самостоятельно развивать эту технологию. Беспилотные системы требуют овладения технологиями, в которых Россия никогда не демонстрировала компетентности в разработке или производстве.
В итоге в американском докладе констатируется: развитие будущего подводного флота России, вероятно, пострадает из-за целого ряда факторов. Международные санкции в отношении России в результате кризиса на Украине в сочетании с ограничением доступа к жизненно важным украинским отраслям больно бьют по модернизационным усилиям в российском судостроении. Кроме того, Россия крайне нуждается в развитии местной индустрии микроэлектроники. До 2014 года большая часть этой технологии была импортирована из европейских источников. Россия также страдает от недостатка современного промышленного оборудования.
Будущее российского подводного судостроения и технического обслуживания может также пострадать из-за надвигающейся кадровой проблемы."