"45 лет назад трагедия в Бискайских водах унесла жизни 52 человек. Десятилетиями их подвиг был секретом даже самых близких родственников.
У мурманского храма Спас-на-Водах - люди с портретами военных моряков. Их нет в живых уже 45 лет - членов экипажа атомной подводной лодки К-8. В 1970 году она вышла на боевое дежурство из Островного. 8 апреля на субмарине начался пожар, а 12 лодка затонула. Спустя десятилетия курсанты и преподаватели "Макаровки" в Санкт-Петербурге разыскали родственников павших и, собрав их, организовали "Вахту Памяти" на Кольский Север, начав поход с Гремихи.
Доцент государственного университета морского и речного флота им. адмирала Макарова Марина Русина: "Отдали дань памяти погибшим, положили на воду венки. Конечно, очень приятно, что люди из такой дали приехали, потому что многих забывают очень быстро. Наших матросов их близкие не забыли и через 45 лет".
В Бискайских водах навсегда остались 52 моряка. К сожалению, это не последняя трагедия в мирное время в истории подводных сил страны.
Сегодня в Мурманске фрагмент рубки погибшего крейсера "Курск" символизирует опасность службы моряков-подводников, мужество этих людей. Мемориал - память о подвигах.
Гибель К-8 до сих пор под грифом "секретно". Родные павших в Мурманскую область съехались со всей страны и даже из-за рубежа. Сестры Эля и Ольга вспоминают как 23 года мать ходила по военкоматам, чтобы узнать, как погиб Константин Фрешер и только в 1993 ей вручили Орден Красной Звезды Сына - со словами, что мать сама можешь его носить.
Сестра Константина Фрешера Эля Князева: "Наша мама думала, что только нам не дали, потому что мы немцы. А получилось, что только ей и дали. Вот так интересно получилось. Даже у командира - Героя Советского союза - нет в семье "Звезды Героя".
Сестра Николая Бурцева Валентина Бурцева: "Мы 45 лет практически ничего не знали, потому что это умалчивалось, об этом не говорилось. Сейчас мы счастливы, что возрождается память".
4 дня экипаж К-8 пытался спасти лодку. На перекличке выяснилось, что 30 человек нет. Когда подошло время покидать тонущий корабль, борьба за него продолжалась. Командир Всеволод Бессонов собрал команду добровольцев - матросов и мичманов. Приказывать остаться он не мог и обозначил лишь необходимые специальности. Тогда остались холостые и те, кто вырос в многодетных семьях. В Мурманск через 45 лет приехали 5 братьев и сестер Юрия Печерского.
Сестра Юрия Печерского Ольга Бурнашева: "С тех пор мы все больше и больше узнаем - что же произошло с нашим Юрой, какой подвиг он совершил. Он награжден орденом "Красной звезды" вместе со всеми погибшими".
Что в страшные минуты гибели было на лодке - родственники до сих пор доподлинно не знают. Первую весть о смерти добровольца - брата Анатолия, сестры Татьяна с Валентиной получили в письме сослуживца. В нем сказано: "Горел запас, которым моряки дышат на глубине".
Сестра Анатолия Кулакова Татьяна Горская и сестра Анатолия Кулакова Валентина Полякова: "Очень хорошо горит и потушить его практически невозможно, потому что при горении оно выделяет кислород. Выход был один - ждать, пока оно сгорит все. В отсеке температура была страшная. Вода, касаясь бортов, кипела. Сообщили, что погиб при выполнении служебных обязанностей. Все - больше никакой информации не было".
На малых родинах погибших спустя годы есть захоронения подводников. В могилах - капсулы с морской водой с места, где и сегодня на глубине более четырех тысяч метров покоится К-8. Родственникам павших там не побывать, и Кольский край для них навсегда - место "Вахты Памяти".
Брат Башира Инамукова Рашид Енамуков: "Очень благодарны этой инициативной группе и командованию Северного флота за то, что по истечении стольких лет мы все-таки прибыли в место, где они погибли"."