...т.е., через два года после знаменитого Воссоединения...
> Правильно тётка говорит. Украине вернуться к границам 1654 года. Изгнать врагов, поляков-татар-жидов. Жить-панувать галушки лопать.
(В СМИ по религиозной тематике имя дьякона А.Кураева заездили по-всякому, поэтому считаю нужным отметить про себя, что при существенной разнице позиций, для меня это один из немногих педантично честных попов, замечательный историк и, что называется, блестящий публицист, на мнения и сведения которого можно положиться.
Лекция была опубликована в феврале 2013 года, так что в полемической связи с нынешними событиями она никак не состоит. Ну и приведенные выдержки сделаны с микрофона, почти без правки.)
19.02.13 Кураев, Россия XVII века глазами православного араба
00:51 Это будут записи моего коллеги, тоже дьякона. Звали его Павлом, жил он в 17-м веке, служил в городе Алеппо (в нынешней Сирии), поэтому прозывается дьякон Павел Алеппский. Он был племянником Антиохийского патриарха Макария и вместе с ним в 1656-58 году он побывал в Москве.
Это всегда интересно, когда иностранец говорит о нас и о нашей стране. Взгляд постороннего человека иногда подмечает то, что не замечаем мы, иногда напротив бывает интересно заметить, как же глубока бывает культурная пропасть, мировоззренческая пропасть между разными людьми: то, что понятно для нас - не понятно для кого-то другого. Эта непонятность, изумление иностранцев иногда бывает очень несправедливо, иногда - напротив.
Всяких воспоминаний иностранцев о России опубликовано предостаточно, начиная с 16 века. Но здесь перед нами уникальный случай. Во-первых, перед нами - впечатления человека с Востока. Обычно про нас писали всякие Герберштейны, путешественники с Запада, с западной Европы. А тут - взгляд с Востока. Для этого арабского путешественника Россия - врата Западного мира. Во-вторых, несмотря на то, что у него общекультурная чуждость больше чем у нас с европейцами - к примеру с немцами - тем не менее есть конфессиональная близость - он тоже православный, он священнослужитель, и он сопровождает очень знатного в нашей церкви гостя. Поэтому его пускают туда, куда не пускают немцев, он видит то, что не видят немцы. Он с пониманием относится к тому, что он видит в церковной жизни - и оставляет свои заметки.
...
04:12 А начнем мы издалека. Дьякон Павел живет в Сирии - это Турция, Турецкая империя той поры, и едет он в Москву. Какой его маршрут? Он должен проехать через Балканы, Грецию, Валашеские Молдавские княжества, и потом по дороге в Москву - что он должен проехать? От Молдавии к России...?
- Украину.
- Вот... И вот тут начинаются интересные вещи: никакой Украины в его книге нет. Даже слова такого нет. А есть "Земля казаков". Очень интересное словосочетание. Это важно запомнить, потому что сегодня на Украине какой-то такой болезненный национализм, они обижаются, что их называют МалорОссией. А Малорссия - это не какая-то русская обидная кличка для хохлов, это - ТЕРМИНЫ ГРЕЧЕСКОЙ ГЕОПОЛИТИКИ: МалорОссия и ВеликорОссия. То есть, греки принесли на наши места привычную для них схему деления мира: например, есть Малая Эллада, и есть Великая Эллада. То есть, Малая Эллада - это собственно Пелопоннес, это Афины. А Великая Эллада - это всевозможные Херсонесы и так далее - это окраины. Соответственно, есть Малая Польша с Краковым, и есть Великая Польша. Есть Малый Париж, и есть Большой Париж; вот как вы думаете, где находится Лувр - в Малом Париже или в Большом Париже? Есть Малый Лондон и есть Большой Лондон... Вот точно также есть Малороссия и есть Великороссия, и Малороссия обозначае собственно Россию. Собственно Русь, Киев - мать городов русских. Великороссия - это северные провинции, окраина.
Так что поэтому очень странно, что вдруг киевляне, колыбель русского народа, стали называть себя "У-краиной": если учесть, что слово "краина" в украинском языке означает "страна", то получается, что живут они в стране по имени "У".
На самом деле "Украина" это - польская кличка этих земель. Для Москвы, для русского народа Киев никогда не может быть окраиной. Это наша колыбель. А вот для поляков - да, для них, с их точки зрения, это как раз окраина. Поэтому очень странно, что нынешние жители Киева так невзлюбили высокий свой титул, и напротив полюбили кличку.
Так вот, никакого слова "Украина" в книге дьякона Павла не существует, есть Земля казаков. И вот первая заметка об этой земле:
"Днестр - это край Земли молдавской и начало Земли казаков"...
37:23 ...и так далее, но уже на другие темы, тоже, впрочем, любопытные.