3. Заказ спецвыпуска по адресу:
navy2000@pochtamt.ru
8-911-2441849
Выходные данные книги:
3-я дивизия атомных подводных лодок СФ. Люди, корабли, события. -- Санкт-Петербург:
Специальный выпуск альманаха "Тайфун" ("На страже Отчизны" №11), 2011.
- 280с., ил. Мелованная бумага, мягкий переплет.
Содержание:
Пятьдесят лет прославленному соединению ВМФ (с. 2)
Глава 1. Боевой путь 3-й дивизии ПЛ СФ (с. 3)
В.В.Осинцев. Боевой путь 3-й дивизии ПЛ СФ (1961-1995) (с. 4)
Глава 2. На службе Отечеству (с. 41)
Г.Г.Костев. 3-я ДиПЛ - первое боевое соединение АПЛ отечественного флота (с. 42)
Л.Б.Никитин. Первые командиры соединений (с. 48)
И.Ф.Морозов. 30 лет на службе Отечеству (с. 51)
В.С.Борисов. Первопроходцы (с. 53)
И.Ф.Морозов. О службе в 3-й дивизии ПЛ (с. 58)
В.И.Токарев. Приказано всплыть на Cеверном полюсе (с. 65)
А было это, помнится, так... Воспоминания штурманов-атомщиков АПЛ 1-го поколения 3-й ДиПЛ (с. 71)
В.А.Каширский. Записки командира атомной подводной лодки (с. 94)
В.А.Шумаков. Столкновение под водой (с. 122)
Б.А.Ананиашвили. Две лодки и одна дивизия (с. 125)
А.П.Михайловский. О службе в 3-й ДиПЛ СФ (с. 130)
Е.Д.Чернов. Подводный истребитель К-38 вступает в строй (с. 142)
А.М.Евдокименко. Из истории 3-й дивизии ПЛ СФ (с. 152)
В.И.Кизим. На атомных подводных лодках (с. 169)
В.Я.Барановский. Воспоминания командира К-454 (с. 194)
В.М.Храмцов. Воспоминания командующего 4-й флотилией АПЛ (с. 202)
П.М.Маргулис. Воспоминания командира К-469 (с. 205)
В.В.Никитин. Воспоминания начальника штаба 3-й дивизии ПЛ СФ (с. 210)
В.В.Никитин. Боевая и учебная деятельность К-462 в 1977-1981 гг. (с. 224)
А.К.Ураев. Поход 289-го экипажа в Индийский океан (с. 231)
А.А.Елькин. Воспоминания командира 582-го экипажа ПЛ (с. 236)
А.Н.Шпортько. К-38 и К-481 в Персидском заливе (с. 240)
В.И.Потапов. Как К-398 пять призов ГК ВМФ завоевала (с. 244)
В.М.Монастыршин. Воспоминания о службе в 3-й дивизии ПЛ СФ (с. 252)
М.Ю.Кузнецов. Воспоминания командира 343-го экипажа ПЛ (с. 261)
Г.И.Полюхович. Воспоминания командира 3-й ДиПЛ СФ (с. 268)
А.С.Купченко. Воспоминания последнего заместителям командира дивизии (с. 271)
А.Ю.Воробьёв. О службе в Гремихе (с. 275).
3-я дивизия ПЛ. Основные вехи (из специального выпуска альманаха «Тайфун»)
В 1940-е гг. в Советском Союзе велись активные работы над так называемым Атомным проектом. Одной из главных задач этого проекта являлось создание ядерного оружия, но в процессе работы учёные выступали с различными предложениями по использованию ядерной энергии в мирных целях. В апреле 1946 г. в 1-м главным управлением при Совете Министров СССР, которым руководил научно-исследовательскими и производственными организациями, привлечёнными к работе над Атомным проектом, поступила записка президента АН СССР С.И.Вавилова с предложением о развёртывании широких работ по использованию ядерной энергии в различных областях науки и техники. В марте 1947 г. состоялось заседание научно-технического совета 1-го главного управления (участвовали: И.В.Курчатов, Н.Н.Семёнов, А.П.Завенягин, В.А.Малышев и другие), на котором было решено приступить к проектным разработкам атомных энергетических установок, с дальнейшим применением их на кораблях, самолётах, электростанциях, локомотивах (к проведению работ планировалось привлечь организации профильных министерств).
В 1949-1951 гг. выполнены работы по проектированию ЯЭУ различного типа, применительно к использованию на ПЛ. В 1951 г. А.П.Александров и Н.А.Доллежаль, основываясь на результатах достаточно широких по охвату поисковых разработок возможного варианта ЯЭУ, направляют соответствующие предложения командованию ВМФ, однако поддержки не находят. В 1952 г. И.В.Курчатов, А.П.Александров и Н.А.Доллежаль повторно обращаются с подобным предложением, уже в правительство страны. На этот раз предложение учёных было поддержано В.А.Малышевым (заместителем председателя Совета Министров СССР и, одновременно, министром судостроительной промышленности), и, на основании докладной, был подготовлен доклад Малышева и проект постановления правительства о создании АПЛ.
Постановление Совета Министров СССР №4098-1616 за подписью И.В.Сталина вышло 9 сентября 1952 г., и с этого момента в Советском Союзе началось крупномасштабные работы по созданию первой отечественной ПЛ с ЯЭУ (в постановлении именовалась "объект 627").
Научным руководителем работ по созданию АПЛ был назначен А.П.Александров, его заместителем — Д.И.Блохинцев, главным конструктором атомной паро-производительной установки (ППУ) — Н.А.Доллежаль, главным конструктором АПЛ, проекту которой присвоили номер 627 — В.Н.Перегудов. Для проектирования лодки в марте 1953 г. было перепрофилировано созданное в 1948 г. Специальное конструкторское бюро №143 (СКБ-143), располагавшееся в Ленинграде. Ранее СКБ-143 занималось созданием скоростных ПЛ с парогазотурбинной установкой, работавшей с использованием высококонцентрированной перекиси водорода по так называемому замкнутому циклу.
Задача строительства первой советской АПЛ пр.627 была возложена на судостроительный завод №402 (директор — Евгений Павлович Егоров) в Северодвинске, ранее занимавшийся, в основном, надводным судостроением и достройкой ПЛ.
В июне 1954 г. завершилась разработка технического проекта АПЛ, в июле 1955 г. была закончена его корректировка. Однако, не дожидаясь утверждения проектной документации, на заводе №402, согласно указанию Министерства судостроительной промышленности, в 1954 г. были начаты работы по строительству АПЛ, и 24 сентября 1955 г. в цехе №42 состоялась закладка корабля.
22 октября, не ожидая окончания постройки и испытаний опытовой К-3, принимается постановление Совета Министров СССР о создании серии АПЛ пр.627А, с учётом опыта разработки первой советской АПЛ. На заводе №402 (в дальнейшем — "Северное машиностроительное предприятие") разворачивается активное строительство новых кораблей.
Практически одновременно, в мае 1954 г., ВМФ приступил к формированию двух экипажей для опытной АПЛ пр.627. С августа 1954 г. проводился подбор офицеров, а в сентябре на флотах СССР начался отбор матросов и старшин для экипажей АПЛ нового проекта. К концу года формирование экипажей было завершено, и 1 декабря 1954 г. началась подготовка офицерского состава. Командование, офицерский состав БЧ-5 и медицинской службы двух экипажей были собраны в Обнинске, где, на базе первой советской действующей АЭС и созданного в кратчайший срок наземного стенда ЯЭУ корабля, проводилась сначала теоретическая, а затем и практическая подготовка. Офицерский состав других боевых частей и служб экипажей проходил обучение при НИИ-3, НИИ-303 и СКБ-143.
В 1955-1956 гг. было завершено обучение экипажей ПЛ нового проекта. Ещё в марте 1955 г. офицерский состав БЧ-5 был допущен к самостоятельному несению вахт на первой в мире атомной электростанции, а в октябре 1955 г. на стенде 27В (наземный прототип ЯЭУ АПЛ пр.627) началось обучение матросов и старшин БЧ-5 новых кораблей.
В сентябре 1955 г. ГК ВМФ принимает решение оставить для каждой АПЛ по одному экипажу. Экипаж под командованием назначенного в августе 1955 г. капитана 2 ранга Леонида Герасимовича Осипенко становится экипажем опытовой АПЛ пр.627, а второй экипаж назначен на первую АПЛ пр.627А.
В сентябре 1955 г. экипажи АПЛ пр.627 и 627А были включены в состав 150-го отдельного дивизиона опытовых ПЛ ВМФ, располагавшегося в Ленинграде на особом положении, так как основным предназначением дивизиона являлся приём от промышленности новейших по тем временам и, во многом, уникальных до настоящего времени ПЛ пр.615 и А615 с единым двигателем.
В августе 1956 г. экипаж опытовой АПЛ пр.627 был окончательно сформирован, прошёл обучение и, в составе 150-го ОДнОПЛ, перебазирован из Ленинграда в Северодвинск. Ещё в течение почти полугода дивизион имел статус отдельного, а в январе 1957 г. вошёл в состав 339-й бригады строящихся и ремонтирующихся ПЛ БелВМБ СФ.
17 декабря 1958 г. был подписан приёмный акт АПЛ пр.627, лодка передана флоту в опытную эксплуатацию, и началось интенсивное освоение корабля. В марте 1959 г. первой отечественной АПЛ был присвоен тактический номер К-3 (позднее к нему добавилось почётное наименование "Ленинский комсомол"). Также в марте 1959 г. 150-й ДнОПЛ был выведен из 339-й бригады и переформирован в 206-ю отдельную бригаду ПЛ СФ (место дислокации — Северодвинск). В состав нового соединения была включена К-3, также командиру бригады были подчинены экипажи кораблей, строительство которых велось в Северодвинске. Ещё в ходе строительства первой АПЛ — К-3, советскому руководству стало ясно, что уже имеющиеся на Севере базы не способны обеспечить базирование ПЛ с новой энергетикой. Для размещения новых кораблей начались работы по созданию новых мест базирования — на Севере АПЛ решили размещать в губе Западная Лица.
Освоение этого пункта базирования началось в 1957 г., когда в эти края на Кольском полуострове прибыли военные геодезисты для проведения подробных изысканий, которые позднее легли в основу первоначального плана строительства.
В 1958 г. был утверждён первый проект строительства будущего города подводников, а в 1960 г. завершено строительство первых жилых домов и ряда объектов инфраструктуры для базирования АПЛ.1 В октябре 1959 г. 206-я ОБрПЛ переводится из Северодвинска в губу Западная Лица. На основании приказа командующего СФ от 23 октября 1959 г., соединение напрямую подчинено командующему подводными силами СФ. Отряд лодок, перешедший к месту нового базирования, включал К-3, К-8 и К-14. В 1959-1961 гг. в состав 206-й ОБрПЛ поступают новые лодки, и к 1 июля 1961 г. в соединение входят: пять АПЛ пр.627 и 627А (К-3, К-5, К-8, К-14, К-52), три АПЛ пр.658 (К-19, К-33, К-55) и два вторых экипажа (184-й экипаж ПЛ пр.627 и 345-й экипаж ПЛ пр.658).2 И темп строительства новых кораблей продолжает нарастать. Поэтому в начале 1961 г. было принято решение о формировании новых соединений АПЛ, и, на основании директивы ГШ ВМФ и приказа командующего СФ от 2 июня 1961 г., в июле 1961 г. были сформированы 3-я и 31-я ДиПЛ АПЛ. Начался первый этап истории нового соединения. Формирование штаба 3-й ДиПЛ было окончено 15 июля 1961 г., и в дальнейшем эта дата отмечалась как ежегодный день соединения. Местом базирования новой дивизии была определена губа Малая Лопаткина. Новые дивизии вошли в состав 1-й ФлПЛ СФ, также сформированной к июлю 1961 г. Первым командующим флотилией стал контр-адмирал А.И.Петелин, начальником штаба — капитана 1 ранга Василий Георгиевич Кичёв, членом Военного совета — начальником политотдела — капитана 1 ранга Георгий Герасимович Антонов, заместителем командующего по электромеханической части — начальником электромеханической службы — капитан 1 ранга Михаил Михайлович Будаев.
Первым командиром 3-й ДиПЛ СФ был назначен капитан 1 ранга Владимир Петрович Маслов, начальником штаба — капитан 2 ранга Николай Фёдорович Рензаев, флагманским механиком — капитан 2 ранга Владимир Андреевич Рудаков, заместителем командира — капитан 2 ранга Николай Владимирович Затеев, заместителем командира дивизии по политической части — капитан 2 ранга И.Т.Черноволов. В состав 3-й ДиПЛ вошли: К-3 (капитан 2 ранга Л.М.Жильцов), К-5 (капитан 2 ранга В.Д.Зерцалов), К-8 (капитан 2 ранга Д.Н.Голубев), К-14 (капитан 2 ранга В.Ф.Першин), К-52 (капитан 2 ранга В.П.Рыков), 184-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга О.Б.Комаров). В этому времени лодки находились в составе флота от года до трёх лет; наплаванность этих пяти АПЛ, в среднем, находилась в пределах 1000 часов (то есть 50-60 суток), а в пройденных милях — от шести (К-5) до почти 12000 миль (К-14). Весьма невысокий показатель, свидетельствующий о том, что освоение АПЛ — новой и сложной техники, только ещё начинается. Но перед командованием дивизии и экипажами стояла задача не только качественно принять от промышленности новые корабли, но и в кратчайший срок отработать задачи курса БП ПЛ и ввести новые лодки в состав сил постоянной готовности.
В 1962 г. соединение было перебазировано в губу Большая Лопаткина.
В июле 1962 г. К-3 два раза в подводном положении пересекла "макушку" планеты и позднее всплыла в приполюсном районе. Покорители полюса были встречены в Гремихе руководством страны во главе с Н.С.Хрущевым, там же состоялось вручение правительственных наград.
В 1961-1964 гг. в состав дивизии вошли ещё восемь АПЛ пр.627А (К-21, К-11, К-133, К-115, К-181, К-159, К-42, К-50) и три вторых экипажа ПЛ пр.627А (15-й экипаж ПЛ, 123-й экипаж ПЛ, 121-й экипаж ПЛ), в том числе: — в 1961 г.: в декабре — К-21 (капитан 2 ранга В.Н.Чернавин);
- в 1962 г.: 16 марта — К-11 (капитан 2 ранга Ю.Н.Калашников), 29 октября — К-133 (капитан 2 ранга Г.А.Слюсарев), в октябре — 15-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга В.С.Борисов); — в 1963 г.: 11 января — К-115 (капитан 2 ранга И.Р.Дубяга), К-181 (капитан 2 ранга Ю.А.Сысоев), 19 октября — К-159 (капитан 2 ранга Б.С.Синев), 14 декабря — К-42 (капитан 2 ранга И.И.Панов);
- в 1964 г.: 26 июля — К-50 (капитан 2 ранга Г.Г.Костев), в сентябре — 121-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга Г.В.Егоров), 123-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга А.М.Можайский).
Из указанных лодок четыре АПЛ (К-115, К-14, К-133 и К-42) подготовили и передали в состав ТОФ. Лодка К-115 (капитан 2 ранга И.Р.Дубяга) перешла на ТОФ в 1963 г. подо льдами Арктики, К-133 (капитан 2 ранга Л.Н.Столяров) — в 1966 г. в составе тактической группы, совместно с К-116, пройдя через Атлантический и Тихий океаны. В 1966 г. подо льдами Арктики на ТОФ убыла К-14 (капитан 2 ранга Д.Н.Голубев), а в 1968 г. этим же маршрутом проследовала К-42 (капитан 2 ранга В.И.Заморев).
В первые годы существования соединения лодки выполняли отдельные дальние походы, а начиная с 1964 г., перед дивизией ставится задача регулярного выполнения БС. Лодки дивизии неоднократно обнаруживали в Норвежском море, в Северной Атлантике и в Средиземном море АПЛ и авианосные ударные группы вероятного противника, классифицировали контакт и осуществляли слежение. В 1965 г. приз ГК ВМФ по торпедным стрельбам завоевал 121-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга Г.В.Егоров).
В декабре 1967 г. в состав дивизии входило 10 АПЛ пр.627 и 627А (К-3, К-5, К-8, К-11, К-21, К-42, К-50, К-52, К-159, К-181) и четыре вторых экипажа. Имелась плавказарма, катер-торпедолов. Общее число личного состава превышало 1500 человек. Соединение находилось в установленной степени боевой готовности, экипажи и вверенная материальная часть были готовы к решению любых поставленных задач, в соответствии с предназначением дивизии.
В 1967 г. начался второй этап истории соединения — в дивизию прибыла К-38 (капитан 2 ранга Е.Д.Чернов) — головная АПЛ пр.671, первая лодка 2-го поколения. В состав дивизии также был включён 289-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга А.М.Евдокименко). Всего с 1967 г. по 1974 г. в состав дивизии было зачислено 15 АПЛ пр.671, две АПЛ пр.671РТ (К-387 и К-371), одна АПЛ пр.705 (К-64) и восемь вторых экипажей, в том числе: — в 1968 г.: 11 ноября — К-691 (капитан 1 ранга Р.А.Кетов), 21 декабря — К-147 (капитан 1 ранга В.А.Сидельников);
- в 1969 г.: 6 декабря — К-53 (капитан 1 ранга В.Г.Михайлов), 22 декабря — К-306 (капитан 2 ранга Р.И.Пирожков), в течение года — 166-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга В.В.Анохин) и 173-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга В.М.Храмцов);
- в 1970 г.: 26 сентября — К-323 (капитан 1 ранга А.И.Семёнов), 13 декабря — К-370 (капитан 2 ранга В.П.Иванов), в течение года — 426-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга Е.А.Томко);
- в 1971 г.: 15 октября — К-438 (капитан 1 ранга В.И.Шувалов), 15 декабря — К-367 (капитан 2 ранга В.Б.Яровенко), 5 ноября — К-64 (капитан 1 ранга А.С.Пушкин)1;
- в 1972 г.: 4 декабря — К-314 (капитан 1 ранга В.П.Гонтарев), 15 декабря — К-398 (капитан 1 ранга Б-Э.В.Гашкевич), 30 декабря — К-387 (капитан 1 ранга Ю.А.Печенкин), в течение года — 89-й экипаж ПЛ (капитан 3 ранга А.В.Макаренко) и 91-й экипаж ПЛ (капитан 1 ранга Д.И.Зайдулин), 188-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга В.А.Поливода); — в 1973 г.: 4 декабря — К-454 (капитан 1 ранга В.Я.Барановский), 30 декабря — К-462 (капитан 2 ранга В.И.Герасимов), 343-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга Г.И.Шалыгин); — в 1974 г.: К-469 (капитан 2 ранга О.Б.Макаренков), К-371 (капитан 1 ранга Г.В.Савельев);
- в 1975 г.: К-481 (капитан 2 ранга В.С.Урезченко).
Одновременно производилась передача АПЛ пр.627 и 627А в состав других соединений, и к 1973 г. все АПЛ пр.627 и 627А и вторые экипажи этих лодок были переданы в состав 17-й дивизии ПЛ, с постоянным местом базирования в пос. Гремиха, в том числе:
- в 1968 г.: в течение года — К-8 и К-11;
- в 1969 г.: в течение года — К-21, К-159, К-181 (на основании директивы начальника штаба СФ от 23 октября 1969 г.);
- в 1971 г.: 1 сентября — К-3 "Ленинский комсомол" (на основании директивы начальника штаба СФ от 25 февраля 1971 г.);
- в 1973 г.: 25 февраля — К-52; в июле — К-5 и К-50.
В 1974 г. К-314 (капитан 1 ранга В.П.Гонтарев) в составе тактической группы, совместно с К-201 пр.670, убыла с СФ на ТОФ южным морским путём. Также морским путём, но уже на надводном корабле, на Дальний Восток отправился 89-й экипаж ПЛ (при этом перед экипажем была поставлена задача: в случае непредвиденных ситуаций оказать помощь экипажу К-314). В этом же году подо льдами Арктики с Севера на Камчатку перешла К-454 (старший на борту — командир 3-й ДиПЛ капитан 1 ранга Е.Д.Чернов, командир — капитан 2 ранга В.Я.Барановский). В 1976 г. на Дальний Восток южным маршрутом проследовала К-469 (старший на борту — заместитель командира 3-й ДиПЛ капитан 1 ранга В.Е.Соколов, командир — капитан 1 ранга В.С.Урезченко). В феврале 1968 г. К-181 (капитан 2 ранга Н.В.Соколов), за большой вклад в дело укрепления обороноспособности СССР, успехи в боевой и политической подготовке, освоение сложной техники и в связи с 50-летием Советской Армии и ВМФ, награждена орденом Красного Знамени. В 1968 г. экипаж К-38 (капитан 1 ранга Е.Д.Чернов) завоевал приз ГК ВМФ по торпедным стрельбам, а, по итогам боевой и политической подготовки за год лодка была объявлена лучшей в 3-й ДиПЛ. Также в 1968 г. 1-е место на СФ по выполнению задач разведки завоевала К-21 (капитан 1 ранга В.А.Каширский).
В 1969 г. приз ГК ВМФ по торпедным стрельбам завоевал экипаж К-147 (капитан 1 ранга В.А.Сидельников), а экипаж К-52 (капитан 1 ранга Б.Д.Борисенко) занял 1-е место на СФ по выполнению задач разведки.
В 1970 г. К-38, К-53 и К-159 участвовали в манёврах "Океан", и действия подводников 3-й ДиПЛ получили высокую оценку ГК ВМФ. Приз ГК ВМФ по торпедным стрельбам в этом году вновь завоевал экипаж К-38 (капитан 1 ранга Е.Д.Чернов). В состязаниях по минным постановкам 1-е место на СФ занял 166-й экипаж ПЛ (командир — капитан 1 ранга В.В.Анохин), выполнявший упражнение на К-69.
В 1971 г. экипаж К-147 (капитан В.А.Сидельников) завоевал приз ГК ВМФ по торпедным стрельбам, а также занял 1-е место на СФ по выполнению задач разведки.
В начале 1970-х гг. личному составу соединения, имеющего колоссальный опыт освоения новой техники и оружия, для скорейшего введения в боевой состав флота, доверяли освоение новых АПЛ — пр.671РТ и АПЛ пр.705. Первая лодка была дальнейшим развитием АПЛ пр.671 — более совершенной по вопросам шумности, обладавшей повышенной надёжностью систем и механизмов, оснащённой новыми ракето-торпедным, гидроакустическим и навигационным комплексами, а также автоматизированной системой управления (БИУС). Корабль был успешно освоен, а в дальнейшем передан в другое соединение.
Головная АПЛ пр.705 (К-64) находилась в составе дивизии непродолжительное время. Сначала, в ходе эксплуатации, выявились технические недоработки ГЭУ, а после произошедшей аварии эксплуатация корабля стала невозможной. Лодка была исключена из состава дивизии и переведена в Северодвинск.
В 1972 г. К-323 (капитан 1 ранга В.В.Анохин), в ознаменование 50-летия образования СССР, приказом министра обороны была переименована в К-323 "50 лет СССР". В том же году лодке был присуждён юбилейный почётный знак ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР, который был вручён подводникам в торжественной обстановке командующим 1-й ФлПЛ контр-адмиралом В.С.Шаповаловым. Также в 1972 г. 426-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга Е.А.Томко) завоевал приз ГК ВМФ по торпедным стрельбам.
В 1972 г. кабинет предпоходовой подготовки 3-й ДиПЛ занял 1-е место в смотре-конкурсе учебных кабинетов СФ.
В 1973 г. дивизия успешно прошла проверку главной инспекцией Министерства обороны и получила высокую оценку. В ходе инспекции соединение переводилось в полную боевую готовность, с фактическим свёртыванием межпоходового ремонта и рассредоточением ПЛ. Также в 1973 г. экипажу К-323 "50 лет СССР" был вручён вымпел министра обороны "За мужество и воинскую доблесть". В 1973 г. экипаж К-323 (капитан 1 ранга В.В.Анохин) завоевал приз ГК ВМФ по торпедным стрельбам, а экипаж К-147 (капитан 1 ранга Ю.Г.Сергеичев) занял 1-е место на СФ по минным постановкам. В 1974 г. приз ГК ВМФ по торпедным стрельбам завоевал экипаж К-398 (капитан 1 ранга Б-Э.В.Гашкевич), а экипаж К-147 ( капитан 1 ранга Ю.Г.Сергеичев) завоевал 1-е место на СФ по минным постановкам. За образцовое выполнение задания командования, отличную морскую выучку и высокое профессиональное мастерство, перевод лодки подо льдами Арктики, экипаж К-454 (старший на борту — капитан 1 ранга Е.Д.Чернов, командир — капитан 1 ранга В.Я.Барановский) в 1974 г. награждена вымпелом министра обороны "За мужество и воинскую доблесть".
В 1975 г. лодки дивизии приняли участие в учениях "Океан-75". По результатам учений, высокую оценку министра обороны получила К-323 "50 лет СССР" (капитан 1 ранга Ю.А.Стемковский). В приказе командующего СФ, по итогам учений, среди отличившихся были отмечены: К-367 (капитан 2 ранга В.Ф.Ермак), К-370 (капитан 2 ранга В.Н.Щербаков), К-469 со 173-м экипажем на борту (капитан 1 ранга В.Е.Соколов), К-481 с 343-й экипажем на борту (капитан 2 ранга А.Н.Коржев).
В 1977 г. К-398 (капитан 2 ранга В.И.Потапов) завоевала приз ГК ВМФ по торпедным стрельбам, и третий год подряд была объявлена лучшей многоцелевой ПЛ ВМФ.
В 1972, 1973, 1975, 1976, 1977 и 1978 гг., по итогам социалистического соревнования, 3-я ДиПЛ занимала 1-е место среди соединений 1-й ФлПЛ СФ.
В 1978 г. К-462 (капитан 2 ранга В.В.Никитин) завоевала приз командующего СФ по торпедной атаке ОБК и приз командующего СФ за минную постановку.
По итогам боевой и политической подготовки, в 1978 г. дивизия была объявлена передовым соединением в ВМФ и награждена переходящим Красным Знаменем Военного совета СФ.
В 1979 г. К-438 (капитан 2 ранга Ю.К.Русаков) завоевала приз ГК ВМФ и приз командующего СФ по торпедной атаке ОБК.
В 1980 г. К-462 (капитан 1 ранга В.В.Никитин) объявлена лучшей многоцелевой АПЛ, по итогам БП на СФ. В 1981 г. начался третий этап истории соединения. На основании директивы ГШ ВМФ и директивы командующего СФ от 11 июня 1981 г., 3-я ДиПЛ была перебазирована в Гремиху и 12 сентября 1981 г. исключена из состава 1-й ФлПЛ СФ. В дальнейшем дивизия вошла в состав 11-й ФлПЛ СФ.
На момент перебазирования в корабельном составе дивизии было шесть АПЛ пр.671, в том числе: К-370 (капитан 2 ранга А.И.Стаценко), К-323 (капитан 1 ранга Ю.И.Бояркин), К-369 (капитан 1 ранга В.А.Поливода), К-438 (капитан 1 ранга Ю.К.Русаков), К-147 (капитан 2 ранга В.В.Харлашкин), К-367 (капитан 2 ранга Н.С.Лыков); и четыре вторых экипажа: 343-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга М.Ю.Кузнецов), 173-й экипаж ПЛ (капитан 1 ранга И.С.Зуенко), 426-й экипаж ПЛ (капитан 1 ранга Е.К.Мазовка), 289-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга В.И.Грибанов). Остальные лодки соединения находились в ремонте, временно были приписаны к соединениям ремонтирующихся ПЛ и прибыли в Гремиху позднее. В 1982 г. из ремонта в 3-ю ДиПЛ пришли К-462 (капитан 1 ранга В.П.Мамайкин), К-38 (капитан 1 ранга В.И.Балашов); в 1983-1984 гг. — К-306 (капитан 2 ранга А.П.Тесленко), К-53 (капитан 2 ранга Ю.И.Скатов), К-481 (капитан 1 ранга Е.А.Бородич).
В 1992 г. произведены изменения в классификации кораблей и судов ВМФ. АПЛ пр.671 были переведены в другой подкласс; в связи с этим, в тактическом номере литера "К" изменена на литеру "Б".
В 1993 г. Б-438 (на борту — 426-й экипаж ПЛ под командованием капитана 1 ранга А.Ю.Портнова) выполнила БС, ставшую последней в истории дивизии.
В 1990-е гг. начался вывод АПЛ пр.671 из состава ВМФ. Первой была исключена Б-38 (24.06.1991), затем последовали: Б-369 (24.06.1991), Б-306 (24.06.1991), Б-481 (3.07.1992), Б-53 (30.06.1993), Б-323 (30.06.1993), Б-370 (30.06.1993), Б-462 (30.06.1993), Б-367 (5.07.1994), Б-398 (4.08.1995), Б-438 (4.08.1995), Б-147 (8.09.1997). Большая часть лодок находилась в Гремихе, некоторые АПЛ были на судоремонтных заводах. В 1993 г. расформировываются 91-й, 343-й, 426-й экипажи ПЛ. Выведенные из состава флота Б-38, Б-53, Б-306, Б-367, Б-369, Б-370 Б-462, Б-481 находятся в подчинении командира 3-й ДиПЛ в Гремихе, а их экипажи переводятся на новые штаты (для безопасного хранения списанных лодок на плаву до окончательного решения их судьбы). В декабре 1992 г. был образован 285-й отдельный дивизион ПЛ (капитан 1 ранга А.А.Гамбаров), в состав которого передаются АПЛ пр.671 из состава 3-й ДиПЛ и АПЛ пр.627А из состава расформировываемой 17-й ДиПЛ СФ. При этом АПЛ пр.671РТ 17-й ДиПЛ и вторые экипажи к ним осенью 1993 г. передают 3-й ДиПЛ СФ. В 1994 г. последовали новые организационно-штатные мероприятия. Было принято решение переформировать 3-ю и 41-ю ДиПЛ в 3-ю ДиПЛ СФ, при этом наименование соединения и номера воинской части первой дивизии АПЛ отечественного флота оставлены без изменений.
Командиром переформированной 3-й ДиПЛ был назначен капитан 1 ранга А.М.Карамышев (в прошлом — командир РПКСН пр.667Б), начальником штаба — капитан 1 ранга В.А.Хотян (ранее — командир РПКСН пр.667Б), заместителями командира дивизии — капитан 1 ранга С.Н.Рубцов (до этого — командир РПКСН пр.667Б) и капитан 1 ранга А.С.Купченко (в прошлом — командир АПЛ пр.627А). В состав дивизии были включены: — четыре АПЛ пр.671 (Б-147, Б-323, Б-398, Б-438) и два вторых экипажа к ним (173-й экипаж ПЛ и 289-й экипаж ПЛ); — две АПЛ пр.671РТ (Б-387, Б-513, Б-517) и один второй экипаж к ним (532-й экипаж ПЛ); — пять АПЛ пр.667Б (К-447, К-457, К-460, К-475, К-472) и вторые экипажи к ним.1 Однако в новом составе дивизия просуществовала недолго. В начале 1995 г. появились руководящие документы, согласно которым, АПЛ пр.671 3-й ДиПЛ выводились из состава флота, за исключением Б-147, передаваемой в 24-ю ДиПЛ СФ. Две АПЛ пр.667Б (К-447, К-457) и один второй экипаж к ним переводятся в Гаджиево и включаются в 31-ю ДиПЛ СФ, а три лодки (К-460, К-475, К-472) выводятся из состава ВМФ (вторые экипажи расформировываются). Экипажи АПЛ, выведенных из состава флота, переводятся на сокращённые штаты. Все выведенные из состава флота АПЛ 1-го и 2-го поколения, находящиеся в Гремихе, включаются в состав созданной 14-й БрПЛ. После проведения обязательных в таких случаях организационно-штатных мероприятий штаб дивизии был расформирован, и в сентябре 1995 г. 3-я ДиПЛ прекратила своё существование.
Кузница кадров
Являясь старейшей и первой дивизией АПЛ, соединение стало кузницей кадров для нашего подводного флота, школой адмиралов — руководителей наших флотов и ВМФ. Соединение не только успешно принимало вновь построенные корабли от промышленности, выводило в число перволинейных экипажи. Дивизия щедро делилась своими людьми и лодками с другими соединениями и флотами. Ряд ПЛ и вторых экипажей, после ввода их в боевой состав 3-й ДиПЛ, составил основу вновь созданных 6-й, 17-й и 33-й дивизий многоцелевых ПЛ (а затем и 24-й ДиПЛ). Это — тысячи моряков, прошедших школу первого соединения "многоцелевиков" и ушедших из 3-й ДиПЛ с обретённым опытом и традициями. Служба в дивизии стала настоящей морской школой для многих офицеров, что подтверждается последующими перемещениями многих из них по службе. Главнокомандующим ВМФ и адмиралом флота стал командир К-21 В.Н.Чернавин; заместителем ГК ВМФ — адмиралом, начальником Главного Технического управления — его сослуживец по лодке, инженер-механик В.В.Зайцев; заместителем ГК ВМФ по БП и адмиралом — А.В.Горбунов (в прошлом — старший помощник командира К-314). Командующими флотами стали адмиралы В.Н.Чернавин, А.П.Михайловский, О.А.Ерофеев (СФ), В.П.Маслов (ТОФ) и В.П.Иванов (БФ); начальниками штаба флота — О.М.Фалеев (ТОФ) и М.В.Моцак (СФ). Командовали флотилиями ПЛ А.П.Михайловский, Е.Д.Чернов, В.М.Храмцов, О.М.Фалеев, А.И.Павлов, В.К.Решетов и ряд других офицеров-подводников, прошедших службу в 3-й ДиПЛ. Высокие должности в ВМФ и Вооружённых Силах занимали Ю.И.Бояркин (зам. командующего СФ по БП), В.А.Горев (командир Новоземельской ВМБ), В.Л.Зарембовский (начальник ЭМС флотилии, начальник института), Л.И.Жданов (командир 17-й ДиПЛ, 1-й зам. командующего 11-й ФлПЛ СФ), В.П.Иванов (начальник ВМА им. Н.Г.Кузнецова), Г.М.Мироненко (начальник ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского), В.М.Монастыршин (командир 24-й ДиПЛ, 1-й зам. командующего 11-й ФлПЛ СФ), М.Ю.Кузнецов (командир 7-й ДиПЛ), Р.И.Пирожков (начальник штаба флотилии), Г.И.Полюхович (зам. начальника ВМА им. Н.Г.Кузнецова), Ю.А.Сысоев (начальник военно-морского управления Генерального штаба ВС), Е.А.Томко (начальник ВВМУПП им. Ленинского комсомола), В.Д.Ямков (начальник 510-го УЦ ВМФ им. Л.Г.Осипенко) и многие другие.
Достижения личного состава дивизии
За 34-летнюю историю соединения подводники дивизии освоили АПЛ 6 проектов (627, 627А, 671, 671В, 671РТ, 705), 1 тип ракетного, 2 типа противолодочного ракетного, 4 типа минного и 14 типов торпедного оружия. Экипажи ПЛ выполнил более 150 длительных походов в Атлантическом и Северном Ледовитом океане, осуществили более 1500 ракетных и торпедных стрельб. Успехи дивизии неоднократно отмечались в приказах министра обороны, ГК ВМФ, командующих СФ. Соединение неоднократно признавалось лучшим по итогам боевой и политической подготовки среди соединений СФ. За мужество и героизм, проявленное при выполнении заданий партии и правительства, освоение новых образцов вооружения и военной техники, звания Героя Советского Союза были удостоены 11 подводников, в том числе: капитан 1 ранга Л.Г.Осипенко (1959, в составе 206-й ОБрПЛ), капитан 2 ранга Л.М.Жильцов (1962), инженер-капитан 2 ранга Р.А.Тимофеев (1962), капитан 2 ранга И.Р.Дубяга (1964), капитан 2 ранга Ю.А.Сысоев (1964), капитан 2 ранга Л.Н.Столяров (1966), инженер-капитан 2 ранга И.Ф.Морозов (1966), капитан 1 ранга Н.К.Игнатов (1966), капитан 1 ранга Д.Н.Голубев (1966), капитан 2 ранга Н.В.Усенко (1966), капитан 2 ранга-инженер И.Д.Петров (1976), капитан 1 ранга В.Е.Соколов (1976). За походы на АПЛ 3-й ДиПЛ высокого звания Героя были удостоены контр-адмирал А.И.Петелин (1962), адмирал В.А.Касатонов (1966), являвшиеся старшими на борту во время выполнения ответственных мероприятий. В дальнейшем Героями Советского Союза стали подводники, служившие в 3-й ДиПЛ, а именно: адмирал флота В.Н.Чернавин, контр-адмирал Е.Д.Чернов, контр-адмирал Е.А.Томко, контр-адмирал А.И.Павлов, капитан 1 ранга П.Д.Осипенко. Звания Героя Социалистического Труда был удостоен капитан 1 ранга В.П.Рыков, а героем России стал капитан 1 ранга А.П.Рымарь. Экипажи соединения перевели северным и южным морскими путями с СФ на ТОФ семь АПЛ. Большая группа подводников соединения была награждена правительственными наградами и медалями, в том числе, орденом Ленина не менее 12 чел., орденом Октябрьской революции — 2 чел., орденом Красного Знамени — 12 чел., орденом "За военные заслуги" — 3 чел. Все время существования соединения подводники 3-й ДиПЛ всецело отдавали себя служению Родине, преумножали славные традиции предшественников и следовали принципу "Быть всегда впереди".