Присоединяюсь к поздравлениям всех подводников и, со своей стороны, поздравляю с нашим профессиональным праздником всех присутствующих, отсутствующих и сочувствующих, в лице жён и детей, деливших с нами на ровне все тяготы и лишения подводницкой службы.
А теперь о деле. Хотелось бы обсудить, или выслушать осведомлённых мнения о следующем. http://flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=106175
На вооружение авиабазы морской авиации Северного флота поступил модернизированный вариант противолодочного самолета Ил-38. Его модификация Ил-38Н имеет расширенные боевые возможности. Помимо решения противолодочных задач, он способен выполнять задания в качестве морского патрульного самолета электронной разведки. Ил-38Н оснащен новым бортовым комплексом "Новелла", способным обнаруживать цели на расстоянии до 320 километров и предназначенным для ведения радиолокационной подводной, надводной и воздушной разведок.
Комплекс "Новелла" объединяет цифровую ЭВМ с постами управления двух операторов. В состав нового комплекса входит тепловизионная система с высокой степенью разрешения, магнитометр, система оптических датчиков (включающих лазерные, телевизионные и тепловизионные каналы), датчик гравитационных аномалий и другое оборудование, позволяющее решать как военные задачи (поиск подводных лодок, борьба с надводными целями), так и проводить научные исследования в области океанологии, экологии и геологоразведки. Модернизированный самолет Ил-38Н с комплексом "Новелла" может использоваться для составления магнитной и гравитационной карт Северного Ледовитого океана.
В кабине модернизированного самолета Ил-38 размещены два автоматизированных рабочих места операторов, каждое из которых снабжено двумя жидкокристаллическими цветными многофункциональными экранами и пультом управления с клавиатурой. Кроме тактической обстановки на экраны может выводиться и цифровая навигационная карта. Один экран аналогичного типа размещен и на приборной доске штурмана экипажа самолета. Вооружение самолета дополнено сбрасываемыми гидроакустическими и магнитными буями нового поколения, по ряду параметров превосходящими лучшие зарубежные аналоги.
Новый самолет уже хорошо зарекомендовал себя во время проведения учений противолодочных сил Северного флота. Проектом модернизации парка авиационной техники предусматривается переоборудование большинства состоящих на вооружении морской авиации Северного флота самолетов Ил-38 до стандарта Ил-38Н.
Итак, это та "Новелла", которую хотели предложить индийцам на их самолёты БПА ИЛ-38 в качестве модернизации. Заказ светил не маленький, более полу миллиарда долларов. Но не срослось и индийцы отказались от этой системы. Так в чём причина?
При всех заявленных достоинствах "Новеллы", связанных с РЛС, радиоразведкой и навигацией, у этой системы есть один "небольшой" недостаток. Она не может обнаруживать ПЛ в подводном положении с помощью РГБ с достаточной эффективностью. Да и сам тезис о новых РГБ, по ряду параметров превосходящих лучшие зарубежные аналоги, смутно напоминает расхожую фразу об "не имеющих аналогах в мире".
Вооруженные силы Тайваня заказали у США 440 миниатюрных гидроакустических буев AN/SSQ-53F DIFAR. Как сообщает Strategy Page, стоимость каждого буя составляет 762 доллара. Это по курсу примерно 22860 рублей. Интересно, а сколько стоят наши РГБ?
Самолёты БПА являются одними из основных мобильных элементов в системе освещения подводной обстановки. При наличии эффективной системы буй-приёмник-обработка-отображение, в совокупности с другими элементами системы освещения подводной обстановки, можно раз и навсегда решить проблему постоянного контроля нахождения иностранных ПЛ в наших морях. Пока это под большим вопросом. Или есть другое мнение?