От VOICE Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.10.2011 12:11:12 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Минобороны сорвало разработку системы спасения подводников

Из-за недофинансирования новая спасательная система задерживается на три года

Глубоководный водолазный комплекс, который должен был стать основой спасательных сил ВМФ, задерживается из-за хронического недофинансирования. Как рассказали разработчики, из 9 млрд рублей, выделенных на проект, за шесть лет военные перечислили судостроителям лишь 3,3 млрд. Сами военные утверждают, что проект оказался супердорогим и не совсем удачным.



- "Адмиралтийские верфи" большую часть средств - 5 млрд рублей - решили потратить на спасательное судно "Игорь Белоусов", а на саму систему выделили лишь 2,4 млрд. В результате нет ни системы, ни судна, - отметил представитель ВМФ.



Два высокопоставленных представителя "Адмиралтийских верфей" наотрез отказались обсуждать с "Известиями" причины, по которым "Белоусов" с системой спасения подводников до сих пор не построен, заявив, что истинную причину недофинансирования знают только в Объединенной судостроительной компании (ОСК), которая объединяет судостроителей. ОСК также отказалась от комментариев.



В КБ "Лазурит", где разработали сам спасательный комплекс и которое не входит в ОСК, пояснили, что из 1,8 млрд рублей, запланированных для строительства системы, получили за шесть лет всего 500 млн. На эти деньги им удалось создать проектную документацию и проавансировать поставки комплектующих.



- Из-за нехватки средств мы до сих пор не можем заказать целый ряд ключевых узлов, в том числе устройство для подъема батискафа из воды и водолазный колокол, необходимый для работы спасателей на глубине 500 метров. Если финансирование возобновится прямо сейчас, то все это можно будет получить не раньше 2013 года - цикл производства водолазного колокола составляет 18 месяцев, - отметил представитель "Лазурита".



Ситуация с системой осложняется тем, что часть комплектующих для нее решили закупать в Италии - в России достойных производств не нашлось. Общая стоимость итальянского оборудования в проекте - около 17 млн евро (680 млн рублей). 200 млн рублей уже перечислены, что чтобы получить оборудование, нужно доплатить и оставшиеся 480 млн.



На этом фоне "Адмиралтийские верфи" пытаются разорвать контракт с КБ "Лазурит" в пользу другой фирмы, заявившей о готовности поставить полностью готовое иностранное оборудование для "Белоусова" за 1,3 млрд рублей. В этом случае общая стоимость проекта вырастет, а итальянцам за разрыв контракта придется платить неустойку. При этом для новой системы придется полностью менять проект.



- Окончательного решения в Минобороны и ОСК, которая строит корабль, пока не принято, но известно что они прорабатывают разные варианты, включая смену исполнителя - рассказал "Известиям" представитель военно-промышленного комплекса.



Такая ситуация складывается в условиях, когда флоту спасательные корабли с глубоководными системами жизненно необходимы.



- Сейчас число боевых и учебных походов подводных лодок вырасло в разы по сравнению с 2005-м годом. А повторения "Курска" никто не хочет. Поэтому мы все с нетерпением ждем этих систем, - пояснил представитель ВМФ.



Капитан 1 ранга запаса Константин Сивков уверен, что дефицит спасательного оборудования остается главной угрозой боеспособности ВМФ.



- За двадцать постсоветских лет спасательные силы практически исчезли, особенно серьезно пострадали океанские флоты - Северный и Тихоокеанский, где были списаны и продланы за рубеж мощные буксиры-спасатели. За те годы, что прошли с катастрофы "Курска," сделано было явно недостаточно, флоту по-прежнему не хватает современного спасательного оборудования - сказал Сивков "Известиям".



Спасательный корабль «Игорь Белоусов» проекта 21300 - первый корабль этого типа заложенный для ВМФ России после распада СССР. Его строительство началось в 2005 году. Оборудование «Белоусова» должно будет обнаруживать аварийные подлодки на дне и спасать их экипажи с глубин до 500 метров, что превышает возможности подавляющего большинства иностранных спасательных судов.
Илья Крамник, Денис Тельманов
03.10.2011 Известия.ru.



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100