http://www.zatovid.ru/up/Pages/vestnik/folder/2007/%B932(168)_19.10.07.pdf
Формирование экипажа для новой субма-
рины и строительство корабля на судо-
строительном объединении Ленинградс-
кие адмиралтейские верфи пришлось на нелегкие
для страны перестроечные годы. Знаменательный
день, 20 октября 1992 года, когда на пл были под-
няты государственный и военно-морской флаги,
стал Днем рождения корабля.
Подводная лодка «Тамбов» (это почетное имя
кораблю будет присвоено позже, 25 марта 1995
года, в ознаменование 360-летия старинного рус-
ского города) стала первой в современной истории
ВМФ России, вошедшей в состав Северного флота
под Андреевским флагом.
«Очень тяжелым был период окончания строи-
тельства корабля (1991-1992). Отсутствовало многое
из того, что раньше считалось обыденным. Гиперин-
фляция ставила под вопрос окончания постройки
корабля, – вспоминает первый командир капитан
1 ранга Михаил Леонидович Иванисов. - В том, что
корабль был построен, большая заслуга экипажа,
который прилагал со своей стороны все усилия по
введению в состав флота новой ПЛ. В сентябре 1992
года был подписан приемный акт, а 26 октября 1992
года субмарина пришвартовалась к пирсам губы Ара
и вошла в состав 6-й ДиПЛ СФ.
Экипаж отработал и сдал задачи курса БП ПЛ и
в следующем году выполнил первую боевую службу.
Затем цикл несения боевых служб ежегодно повто-
рялся: неполностью использованный послепоходо-
вый отпуск, предпоходовый период, боевая служба.
При этом, по известным причинам, каждый год про-
исходила смена личного состава (до 50%). В эти
годы с лучшей стороны проявил себя командир БЧ-
5 (1989-1994) капитан 2 ранга В. А. Чекалин, коман-
дир БЧ-5 (1994-1997) капитан 2 ранга В. А. Бузун,
командир БЧ-1 (1989-1994) капитан 3 ранга А. Н.
Баранов, старшина команды радиометристов (1993-
1997) старший мичман В. П. Колочко».
В 1994 году корреспондент флотской газеты «На
страже Заполярья» Сергей Васильев, выйдя в море
с экипажем, написал: «Для экипажа ПЛ, которой
командует капитан 1 ранга М. Иванисов, в этом году
многое было впервые: и гидроакустические контакты
с иностранными лодками, и День корабля, отмечав-
шийся подводниками вдали от родных берегов…
Через многое другое впервые пришлось пройти
АПЛ. В море экипаж не спасовал перед трудностями,
грамотно эксплуатируя оборудование ПЛ, северо-
морцы выполнили все задачи. Особой ответствен-
ностью отличились в походе подчиненные коман-
дира БЧ-5 капитана 2 ранга В. Чекалина. Так, когда
вышел из строя насос одной из систем охлажде-
ния, командир дивизиона капитан 3 ранга В. Бузун
и старшина команды турбинистов мичман А. Мор-
данов устранили неисправность. Подлинными мас-
терами своего дела показали себя командир БЧ-1
капитан 3 ранга А. Баранов, командир электротехни-
ческого дивизиона БЧ-5 капитан-лейтенант И. Ермо-
лаев и другие. По итогам похода 13 подводников
представлены к государственным наградам. «Мне
повезло, что я командир в таком экипаже», - лако-
нично оценил труд подчиненных капитан 1 ранга М.
Иванисов».
Во время второй боевой службы (1994-1995) ато-
моход выполнял задачи на передовом рубеже, ведя
наблюдения за кораблями ВМС НАТО. Неожидан-
ной и очень приятной для экипажа стала поздрави-
тельная телеграмма с новым 1995 годом от Прези-
дента России Бориса Ельцина. Эта боевая служба,
посвященная экипажем 50-летию Победы, была оце-
нена командованием флота на «отлично».
Не обходилось и без чрезвычайных ситуаций.
Так, во время выполнения третьей боевой службы
весной 1996 года во время несения боевого дежурс-
тва в Атлантике в 150 милях от британских остро-
вов на борту подводной лодки у матроса срочной
службы Александра Ерохина, призывника Тамбовс-
кой области, во время операции по удалению аппен-
дицита возникли серьезные осложнения. Ради спа-
сения жизни моряка, с разрешения вышестоящего
командования, многоцелевая подводная лодка
всплыла, прервав плановый поход. Больной был
передан представителям военно-морских сил Вели-
кобритании и госпитализирован. Атомоход продол-
жил выполнение задач боевой службы. После курса
лечения матрос Ерохин благополучно вернулся в
родную часть.
В этом походе с лучшей стороны показали себя
начальник медицинской службы капитан м/с С. В.
Непомнящий, а также старшина команды радиомет-
ристов старший мичман В. П. Колочко.
Осенью 1997 года, уже под командованием капи-
тана 2 ранга Александра Николаевича Журавлева,
подводная лодка «Тамбов» успешно выполнила чет-
вертую боевую службу.
Много счастливых вех выпало на долю корабля.
Только за последнее десятилетие подводная
лодка оставила сотни тысяч миль за бортом. Бое-
вые дежурства и учения с выполнением учебно-бое-
вых упражнений практическими торпедами, обес-
печение испытаний новой техники и выполнение
боевых упражнений по использованию самоходных
средств гидроакустического противодействия, неод-
нократное участие в сбор-походах кораблей Север-
ного флота.
Какие бы задачи не ставились экипажу, корабль,
как живое существо, не подводил, техника исправно
работала, а если и случались неприятные сюрп-
ризы, люди мужественно с ними справлялись. И
как заслуженный результат - завоеванные призы
ГК ВМФ, участие в водно-спортивном празднике в
Североморске, первые места на соединении, по ито-
гам периодов обучения. И в этом немалая заслуга
командиров корабля. За пятнадцать лет эксплуа-
тации атомоходом командовали капитаны 1 ранга
Михаил Иванисов, Александр Журавлев, Борис Яро-
венко, Николай Юзгин и Сергей Чередниченко.