А сколько казахстанских торпед разошлось по разным странам?
http://www.zakon.kz/165925-uplyvshaja-torpeda.-my-mozhem.html
Но нужно думать не только о России - там, в конце концов, светлые головы и умелые руки найдутся. А сколько казахстанских торпед разошлось по разным странам? Я могу только предполагать - тоже несколько тысяч. Индия, Алжир, Китай, Египет, Вьетнам, Сирия, Болгария, Куба - для них это не стратегическое, а тактическое оружие охраны своих рубежей. Если говорить о моральной подоплеке, то это не пистолет или автомат - в отличие от них торпеды находятся под контролем государства, в руки террористов не попадут. И этот международный рынок все еще ориентирован на изготовителя, то есть на Казахстан. Трудно предположить, что "Нисан" будет обеспечивать сервис автомобилей "Пежо". Еще труднее поверить в то, что алматинские торпеды возьмутся ремонтировать и обслуживать англичане, французы или американцы. Они лучше свои туда продадут - свято место пусто не бывает. Так что нельзя терять этот рынок, надо, наоборот, наращивать свое присутствие на нем. Он не такой объемный, как нефтедобыча, но это все же синица в руках и престижное место в "торпедной десятке".
И в перспективе речь может идти не только о снабжении запчастями. Это и обучение специалистов, и поставка нестандартного оборудования, и организация полигонов, и проведение плановых и прочих ремонтов. Также в перспективе видятся неограниченные возможности модернизации торпед - перевод на новые виды топлива, установка современных систем самонаведения, блоков ввода информации данных движения цели, телеуправление и т.д. и т.д. Работы - непочатый край. Нужна только политическая воля. Пока еще есть инженерный, "мозговой" капитал. Пока ветераны предприятий Уральска и Петропавловска - бывших заводов имени Ворошилова, Куйбышева, Молотова - еще не забыли, какую аппаратуру, какие приборы они делали для торпед. Пока еще помнят о знаменитом торпедостроительном заводе имени Кирова. А то, что помнят, так это точно. Даже закидывают удочки на предмет совместных разработок и Индия, и даже Пентагон. Но ведь можно и не успеть. Уже соседняя Киргизия вот-вот станет значительной торпедостроительной державой. Ей достался и испытательный полигон на Иссык-Куле, и не совсем разбазаренный завод "Физприбор", который еще в советское время начал выпуск электрических торпед СЭТ-65. И именно Киргизия, а не Казахстан в 2002 году получила заказ от Индии на модернизацию торпед 53-65К. Теперь индийским морякам хорошо известна киргизская транснациональная корпорация "Дастан".
А что Казахстан? Не упустили ли мы шанс быть в первой десятке мира? Быть ли в Казахстане торпедостроению? Вопросы, вопросы, вопросы…