От Dimas Ответить на сообщение
К All
Дата 06.09.2009 22:13:32 Найти в дереве
Рубрики Прочее; WWI; Современность; Версия для печати

Из книги ...

"Первые российские подводные плаватели" СПб.: Судостроение, 2006.
автор Лавров В.Н.
стр. 46-49
"...В смутное время «перестройки» на высоком уровне было принято решение установить профессиональный праздник - День подводника и праздновать его 19 марта ежегодно. Единственным основанием для такого решения послужило Высочайшее повеление «О классификации судов военного Российского Императорского флота», которым полуподводные миноносцы переводились в разряд подводных лодок и относились к самостоятельному классу боевых кораблей. Это повеление было подписано Николаем II 6 (19) марта 1906 г.
Логично ли брать эту дату за точку отсчета существования подводного плавания в России, если к тому времени в составе русского военного флота уже было двадцать (!) подводных лодок: «Дельфин», «Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Скат», «Налим», «Окунь», «Макрель», «Сом», «Стерлядь»,
«Лосось», «Белуга», «Щука», «Пескарь», «Осетр», «Бычок», «Плотва», «Палтус», «Сиг», «Кефаль», «Форель».
Мало того, часть этих лодок («Дельфин», «Касатка», «Сом») уже имели опыт боевого применения в период русско-японской войны (1904-1905 гг.).
В США отметили 100-летие подводного флота в 2000 г., хотя в 1900 г. в составе американского военного флота не было ни одной боевой подводной лодки.
В силу рассмотренных выше причин Россия всерьез занялась созданием боевой подводной лодки тоже в 1900 г. Не претендуя на приоритет, хотя и это вопрос немаловажный, но исходя из исторических фактов, подтвержденных документально, за точку отсчета в истории подводного плавания России должна быть принята другая дата. На основании исследования архивных материалов и литературы по этому вопросу автор предлагает варианты:
19 декабря 1900 г. - В этот день принято решение об образовании Комиссии для разработки проекта подводной лодки. Фактически это событие созвучно постановлению Боярской Думы «Морским судам быть!», которое было принято в 1696 г. Оно явилось юридическим основанием считать 1696 г. -годом создания регулярного Русского военного флота.
3 июня 1901г. - Проект первой русской боевой подводной лодки утвержден Морским техническим комитетом.
5 июля 1901г. - Подписано распоряжение о строительстве спроектирован-ной подводной лодки (под условным наименованием «миноносец №113»).
июль 1901г. - «Миноносец №113» заложен на специально оборудованном стапеле Балтийского завода (по некоторым данным закладка состоялась в день подписания распоряжения, то есть 5 июля).
14 сентября 1902г. - Приказом по Морскому Ведомству № 166 строящийся миноносец предписано наименовать № 150 и зачислить в списки судов флота.
май 1903г. - «Миноносец № 150» спущен на воду (дата не установлена).
8 июня 1903г. - «Миноносец № 150» начал кампанию (эта же дата считается началом ходовых испытаний). В этот же день состоялось первое погружение первой русской боевой подводной лодки.
7 октября 1903г. - Приказом по Морскому Ведомству № 176 «Миноносец № 150» отнесен к судам III ранга и причислен к 8-му флотскому экипажу.
начало 1904г. - В связи с решением строящимся лодками присваивать собственные имена «Миноносец № 150» получил наименование — подводная лодка «Дельфин».
6 июля 1904г. - Подводная лодка «Дельфин» начала свою службу в составе военного флота в качестве первого учебного корабля подводных сил.
18 августа 1904г. - Введена должность Заведующего подводным плаванием. Это свидетельствует о том, что Морским министерством подводные лодки признаны как новое средство вооруженной борьбы на море, а подводное плавание — как новый вид деятельности флота.
Конечно, можно игнорировать исторические факты при волевом назначении даты праздника, но ведь и его название не соответствует формальному основанию. 19 марта 1906 г. подводные лодки выделены в самостоятельный класс кораблей (их было уже 20 ед.), но при чем тут День подводника ? Можно было бы согласиться с датой 1906 г., если бы праздник назывался «День Подводных сил ВМФ», но ни тогда, ни в настоящее время в составе Военно-Морского флота России нет организационно оформленных Подводных сил (есть соединения и объединения подводных лодок).
Если же речь идет о Дне подводника (хотя, например, нет «Дня летчика», есть «День авиации»), то первыми подводниками в составе Русского Военного Флота был экипаж подводной лодки «Дельфин», сформированный в феврале-марте 1902 г. Сам же командир первой русской боевой подводной лодки капитан 2 ранга Беклемишев М. Н. официально назначен Приказом по Морскому ведомству № 181 от 7 сентября 1902 г.
По здравом размышлении и дату, и название праздника нужно приводить в соответствии с историческими фактами и требованиями элементарной логики. А сам праздник безусловно нужен как дань уважения нашего народа первым российским подводным плавателям, первопроходцам советского подводного флота, осваивавшим дизельные и атомные подводные лодки, подводникам, беззаветно выполнявшим и выполняющим свой долг — защищать интересы нашей Родины."

стр. 114-117
"...Отстаивая свои взгляды на роль подводных лодок и полемизируя с известными авторитетами, И. И. Ризнич писал: «Необходимость подводных лодок у нас выяснилась особенно рельефно во время всех порт-артурских операций. Насколько японцы боялись подводных лодок, видно из случая гибели японского броненосца «Хатсузе», во время которой прекрасно дисциплинированные экипажи японской эскадры устроили бешенную стрельбу в воду, думая, что мина, утопившая один из японских броненосцев, пущена с русской подводной лодки. Моральное действие подводных лодок страшно велико. На него постоянно указывают авторы сочинений по подводному плаванию. Так, эскадра Рожественского всю дорогу боялась подводных лодок и даже однажды уклонилась в сторону, приняв плывущую вертикальную гильзу за перископ подводной лодки... Самое важное значение подводных лодок проявляется при блокаде какого-либо порта; в этом случае подводные лодки совершенно незаменимы, так как при сильной блокаде только они способны свести блокаду почти к нулю... Мы видели, что во Владивостоке, с тех пор, как в нем появились подводные лодки, блокада была снята...
Для государства, которое, как Россия, обречено, по крайней мере, на 10-летнюю бездеятельность на море и рискует при всякой войне, почти со всяким государством, ограничиваться исключительно оборонительными морскими операциями, и может иметь блокаду всех своих портов, подводные лодки являются крайне действенным и необходимым оружием...
С помощью подводных лодок мы должны базировать всю охрану наших берегов на минной обороне и именно подводными лодками, что не представляет никаких затруднений...
И далее: «Меня обвиняют в слишком большом пристрастии к подводным лодкам, может это и верно, но моя практика подводного плавания сделала меня убежденным сторонником подводных лодок, потому, что я увидел, что они действительно могут делать то, для чего они предназначены...
Что касается броненосной эскадры, то, конечно, я далек от мысли считать ее ненужной, но повторяю, что при нашей бедности и для целей России, которая не скоро будет в состоянии вести наступательную, эскадренную войну, так как не только нужен материал и деньги, но и личный состав, который создается не в один год и не в два, а в десятки лет, — более подходящие теперь подводные лодки. В финансовом смысле нельзя не видеть выгодности постройки подводных лодок: на деньги, истраченные на постройку броненосца, можно построить 25-35 подводных лодок 500-тонных, или 60-80 лодок от 120 до 250 т...
Вследствие всего этого для пользы России остается только пожелать процветания этого дела, которое даст ей возможность, со спокойным чувством за собственную безопасность, думать о развитии и постройке наступательного флота». Лекции «О подводном плавании», читанные лейтенантом Ризнич в Учебном отряде, были изданы в Санкт-Петербурге в 1908 г. ('Национальная публичная библиотека, шифр 37.1.7.64. С- Петербург.)
В начале курса дается исторический обзор подводного плавания. Это не просто исторический экскурс, но и глубокий анализ основных направлений развития подводного плавания в различных странах, прогнозирование путей дальнейшего технического совершенствования подводных лодок и способов боевого применения этого нового вида Военно-Морских Сил.
Далее подробнее рассматривается развитие подводного плавания в России, начиная с 1903 г., с конкретными примерами. «В 1906 году, — пишет Ризнич — лодки Балтийского флота производили целый ряд удачных опытов. Две из них — "Стерлядь" и "Белуга" — совершили самостоятельное плавания без конвоиров, причем последний переход в 250 миль, без захода куда-либо, был совершен в штормовую погоду и без всяких аварий. Лодка "Белуга" с конвоиром-миноносцем показала свои прекрасные качества в море, по сравнению с миноносцем, так как миноносец, вследствие свежей погоды и аварии был выброшен на берег, в то время как лодка благополучно пришла по назначению.
Подводная лодка "Сиг" совершила громадный переход почти по всему Балтийскому морю тоже без особых инцидентов. В общем этот год показал, что даже при ограниченном числе подводных лодок, подводное плавание у нас стало уже на твердую ногу и подводные лодки заняли свое место наряду с надводными судами».
Большое внимание в лекциях уделяется требованиям к личному составу подводных лодок от командира до матроса. Прежде всего подчеркивается, какими качествами должен обладать командир.
Это, во-первых, инициатива: «... командир лодки должен обладать инициати-вой в полной мере. Это тем более важно, что вся система воспитания у нас на флоте сводится к тому, чтобы убить эту инициативу и не дать развиться этому качеству... Что же касается нижних чинов, то, так как каждый матрос на подводной лодке является лицом на счету и несущим вполне ответственные обязанности, приходится требовать и от него того же качества, конечно, в известной мере».
Во-вторых, самостоятельность: «Я отделяю самостоятельность от инициативы в том смысле, что инициатива подразумевает лишь развитие известных вопросов. Но командиру лодки должно быть предоставлено право принимать решения самостоятельные, иногда несогласованные с заранее полученными приказаниями».
В третьих, решительность: «... так как промедления в решениях являются по последствиям более важными на тихоходных подводных лодках, чем на более быстроходных надводных судах». И далее: «Знание дела особенно важно в нижних чинах, которые теперь при краткости службы не успевают войти в курс всего, поэтому... подводное плавание до тех пор не будет стоять на достаточной высоте, пока команда не будет почти вся состоять из сверхсроч-но служащих нижних чинов».
В заключение еще одна цитата из курса лекций: «Для командира подводной лодки требуется, кроме знания лодки, нечто особенное, что некоторые называют философией подводного плавания, а именно умение пользоваться всеми преимуществами, даваемыми тем типом, которым он командует, и вместе с тем уничтожение, по возможности, недостатков своего типа посредством особой комбинации своих действий»..."




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100