Необходимость достойного противодей¬ствия новой стратегической угрозе и опреде¬лила характер обновления корабельного состава 2-й Флпл в тот период (с учетом не¬обходимости обеспечения боевой устойчиво¬сти наших РПКСН в море). Еще в 1979 г., завершив групповой пере¬ход, на Камчатку прибывают два первых РПКСН нового проекта — 667БДР (с новым ракетным комплексом и обесшумленные в соответствии с последними технологиями): К-490 (капитан 1 ранга В.Г. Кузнецов) и К-455 (капитан I ранга И.А. Толстолыткин). Завод им. Ленинского комсомола в это же время пе¬редает флоту три новейших апл пр.671РТМ: К-507 (капитан 2 ранга А.А. Поз¬дняков), К-492 (капитан 1 ранга И.И. Горде¬ев), К-412 (капитан 2 ранга В.В. Бабушкин). Эта модернизация была самой совершенной версией пр.671, малошумной и насыщенной вооружением третьего поколения. Именно такие апл могли проникнуть и эффективно действовать в "заповедных районах" у запад¬ного побережья США. Именно этот проект и стал точкой кардинального перевооружения 2-й Флпл.
...
Атомная пл пр.671РТМ располагала со¬вершенным ГАК "Скат-КС", современным БИУС, комплексами связи, мощным тор¬педным и противолодочным оружием, рас¬ширявшими традиционную область возмож¬ного его применения не менее чем в 2,5 раза, а степень поражения в 2,5-4 раза. Техничес¬кие средства в сочетании с обесшумливанием по самым последним технологиям, по сути, сформировали облик промежуточного, между вторым и третьим поколением, ко¬рабля. Именно на АПЛ пр.671 РТМ делалась ставка, когда заходила речь о противодей¬ствии ПЛАРБ из состава 17-й эскадры ВМС США и обеспечении боевой устойчивости своей группировки МСЯС (25-я и 8-я дпл). Забегая вперед, можно сказать, в умелых руках, при грамотном планировании апл пр.671 РТМ вполне оправдали возлагаемые на них надежды.
Период 1982-1985 гг. отмечен целым ря¬дом достижений в этих направлениях. Так, К-492 (капитан 2 ранга В.Я. Дудко) в 1982 г. удалось "испортить впечатление" от выхо¬да на первое боевое патрулирование голов¬ного стратегического ракетоносца «Огайо». Несмотря на господство в заливе Хуан-де-Хука и мощное непосредственное охранение, ПЛАРБ была отслежена, а потеря скрытности в сущности сорвала планы вероятно¬го противника на поход. В дальнейшем по¬добные действия на этом направлении нео¬днократно повторялись. Наиболее впечатляющей выглядит специ¬альная поисковая противолодочная операция, предпринятая силами 2-й Флпл и 1985 г. про¬тив ПЛАРБ 17-й эскадры ВМС США. Действовали сразу четырьмя апл 45-й дпл при поддержке РЗК и ГиСу под непосредственным руководством командира 45-й дпл капитана I ранга И. И. Гордеева. Суммарное время слежения за ПЛАРБ и апл составило более 300 часов. Успешной и эффективной была деятельность новых апл и в ближ¬ней зоне флота.
О состоянии 45-и дпл в тот период можно сказать, что если с появлением в соединении апл пр.671 у 2-й Флпл были современные противолодочные средства, то с приходом апл пр.671 РТМ появились и силы. Кроме того, с полным основанием можно утверждать, что на этом этапе было ликвидировано технологическое отставание 2-й Флпл 01 флотилий СФ, и в первую оче¬редь — благодаря перевооружению 25-й и 45-й дпл.
...
Теперь во время отработки действий противоавианосной дивизии в море одновремен¬но находились до 9-12 апл, покрывая своим боевым порядком огромные акватории, а в воздухе висела разведывательная авиация Смещением боевого порядка в океане пре¬следовалась цель накрыть походный (боевой) порядок АУГ, совмещая при этом центр бое¬вого порядка с выявленным местонахождением авианосца.
Децентрализованное управление предполагало огромный объем радиобмена в сетях тактического взаимодей¬ствии. Насколько эффективен был бы такой образ действии на практике, учитывая состо¬яние скрытности кораблей, можно только предполагать, вместе с тем никуда не деться от факта, что велся, безусловно, самый напряженный поиск решении сложнейших в тактике ВМФ проблем.
"Новое увлечение" не миновало и 45-й дпл. Здесь также пробовали поисковые и оборо¬нительные боевые порядки. Некоторые из них, в частности, непосредственное обеспечение боевой устойчивости РПКСН и сейчас не вызывают сомнения. Однако здесь не забы¬вали и традиционных способов использова¬ния противолодочных АПЛ. Активно отраба¬тывались приемы использования неакусти¬ческой аппаратуры на К-492, самой резуль¬тативной апл 45-й дпл. В частности, па¬мятен случай обнаружения иностранной пл с помощью неакустической аппаратуры и с выходом на гидроакустический контакт и наведением дежурных противолодочных сил Камчатской флотилии разнородных сил по весьма, образно говори, "залежалому" следу еще в 1988 г.
...
Вскоре последовали очередные потери в корабельном составе. Наиболее нелогичным стало расставание с относительно новыми апл пр.671РТМ (отдельные лодки не про¬служили и 15 лет), последовавшее вслед за выводом из боевого состава кораблей пр.667АУ, 670, 675МК. К моменту заверше¬ния формирования во 2-й Флпл группировки кораблей 3-го поколения эти "чистокровные скакуны океана" доживали свои последние дни и фактически на Дальнем Востоке эти корабли были брошены на произвол судьбы. Только на двух лодках этого проекта было выполнено некое подобие среднего ремонта, а еще нескольким пытались продлить жизнь так называемым поддерживающим ремон¬том (с выполнением операции №1).
Абсолютно неоправданно сокращался и состав 25-й дпл. Например, сравнитель¬но новая апл К-180 пр.667БДР с уже пе¬регруженной активной зоной реактора была фактически брошена, а малая часть по¬требных средств, поступавшая на содер¬жание кораблей, вкладывалась в "убитые" старые РПКСН.
...
К-247 671РТМ зав.271 1978 1981 (на Камчатку)
КПЛ - капитан 2 ранга Ю.И.Хомяков капитан 2 ранга Ю.В.Кириллов
...
из истории 45 дпл -
Несмотря на то что в истории дивизии еще будут более совершенные "Барсы", период освоения АПЛ пр.б71РТМ, пожалуй, был самым бурным и напряженным: буквально за три-четыре года через дивизию прошли все 13 "корпусов" этого проекта, при этом в её составе еще оставались АПЛ пр.671 и даже часть АПЛ пр.627А.
Примечательно и то, что впервые после Великой Отечественной войны ТОФ поделился своими кораблями с СФ (это были корабли 45-й ДиПЛ), направив туда в 1981 г. К-255 (капитан 3 ранга В.В.Ушаков), в 1982 г. К-324 (капитан 2 ранга В.А.Тере-хин) и в 1983 г. К-218 (капитан 2 ранга Ю.П.Авдейчик).
...
Очень непросто шло освоение новых кораблей; еще был не доведен до соответствующей кондиции- БИУС, к тому же он был неоправданно сложен и капризен в обращении, требовалось основательно разобраться с новой акустикой, навигацией, связью. Немало проблем возникало в связи с проведением торпедных стрельб. Не способствовало освоению новой техники и расхожее мнение, теперь уже распространенное в определенных кругах высших эшелонов ВМФ, будто от нового корабля сразу следует ждать чуда, стоит ему выйти в море. Если же чудо это не случилось, то промышленность наверняка обманула флот. На самом деле это "чудо" достигалось огромным трудом, потом, знаниями и опытом в освоении корабля и его вооружения. И те, кто быстрее его освоили, первыми и приблизились к этому "чуду".
К наиболее ярким командирам этого периода следует отнести в первую очередь капитана 2 ранга В.Я.Дудко, капитана 2 ранга О.М.Лобанова, капитана 2 ранга М.А.Алие-ва.* Их К-492, безусловно, была самой результативной. Сюда же следует отнести и капитана 2 ранга В.П.Кулиша, капитана 2 ранга А.И.Изотова с его старшим помощником И.Ф.Крыловым на К-251, трижды подряд завоевавших приз ГК ВМФ по противолодочной борьбе и тем самым обеспечивших его "постоянную прописку" в 45-й ДиПЛ**. Нельзя не вспомнить и ветерана дивизии капитана 1 ранга В.И.Рыбалко, 19 лет прокомандовавшего АПЛ пр.671 РТМ и совершившего более десятка дальних походов самой разной продолжительности и сложности. В этот же период сформировались как командиры и военачальники многие нынешние адмиралы, в том числе М.ПЗахаренко (заместитель ГК ВМФ), Г.Л.Бутаков(начальник управления ВВМУЗ), В.А.Воловатов. Н.Г.Ковалевский (командир 10-й ДиПЛ, ныне начальник ВМИРЭ им. Л.С.Попова), И.Н.Козлов, К.С.Сиденко и др.
Наиболее заметной в эпоху "эртээмов" оказались службы К-492, для начала проложившей путь к месту базирования 17-й эскадры Ш1. в состав которой входили ПЛАРБ системы "Трайдент",—самому заветному, что было у наших тогдашних "заокеанских оппонентов". Этому кораблю удалось "лишить невинности" саму «Огайо»—главную козырную карту американской ядерной стратегической триады. За выходившей на первое свое боевое патрулирование (в солидном охранении) американской лодкой было установлено слежение. И не единожды! Не случайно командир К-492 капитан 2 ранга В.Я.Дуд.ко представлялся к званию Героя Советского Союза - но ему его не дали... Остается только сожалеть, что служба многих наших достойнейших и ярких офицеров на флоте была такой недолгой. Они очень многое могли бы дать флоту, вернись они после ВМА в родное соединение (конечно, два года в командирской должности — это не срок...). Дивизия не ограничивалась походами одиночных АЛЛ пр.671РТМ к зонам патру-
лирования лодок потенциального противника. В 1985 г. была предпринята операция на направлении Бангор — Хуан-де-Хука и возможные районы боевого патрулирования ПЛАРБ (а опыт подобных операций у дивизии был — вспомним 1976 г., Филиппинское море). В ней участвовали четыре АЛЛ, БРЗК и специально оборудованное судно. Командиром сил поиска в районе был командир 45-й ДиПЛ капитан 1 ранга И.И.Горде-ев, находившийся со своим походным штабом на надводном корабле. Несмотря на то что это был почин и ничего подобного ранее не делали, несмотря на немалое количество "накладок" и "нестыковок", результат
оказался впечатляющим: несколько сот часов слежения за АЛЛ ВМС США, в том числе и за ПЛАРБ типа «ОЬю». Из АЛЛ отличились все та же К-492 (капитан 3 ранга О.М.Лобанов) и К-360 (капитан 2 ранга В.П.Кулиш). Двумя остальными кораблями командовали капитан 2 ранга С АГолобоков (К-412) и командир К-305 капитан 1 ранга В.К.Бондарснко (на К-242).
...
Касаясь этого периода, нельзя не вспомнить, что одновременно с первым походом к западному побережью США был осуществлен и беспримерный поход АПЛ пр.671РТМ в Индийский океан. Казалось бы, что здесь такого? Театр в то время был хорошо "обжит" кораблями 2-й и 4-й ФлПЛ, которые там постоянно присутствовали в составе 8-й ОПЭСК ТОФ. Но все дело в том, что во время первой же БС обнаружилась неприятная особенность нового корабля — его зависимость от температуры забортной воды, а следовательно, района плавания. В отличие от АПЛ пр.671РТ здесь не было фреоновых холодильных машин, зато в избытке было суперсовременного вооружения 3-го поколения, крайне чувствительное к температурному режиму. Это откровение оказалось буквально "ушатом холодной воды" для руководства ВМФ. Посчитали резонным благо разобраться со всем сразу и решительно и для выяснения фактической картины послать в самое пекло АПЛ пр.671РТМ и испытать ее" там. Таким пеклом, конечно, стало Красное море, а выбор пал на К-247 и К-305.
Хорошо, что вовремя одумались и К-305 не пустили дальше Вьетнама. Зато К-247 и её мужественный экипаж испили эту горькую чашу до дна. войдя в самое пекло. Температура в реакторном отсеке не опускалась ниже +90-95°С. В остальных, не энергетических, была +60-70°С при 100% влажности. Вооружение, за исключением самого необходимого или примитивного (ГКУ, РЛС, магнитный компас), немедленно законсерви-
ровали, чем и спасли его. зато стали "сыпаться" механизмы БЧ-5.
Этим испытания экипажа не закончились: на Дахлакс, по прибытии туда, по программе испытаний вывели из действия ГЭУ. Тот, кто разбирается в этом, поймет, что значит проводить в подобных условиях сначала расхолаживание, а затем и ввод в действие корабельного реактора. Однако, вопреки ожиданиям. К-247 и здесь не загорелась, как это зачастую происходило с другими кораблями при проведении подобной операции: комсомольчанс ладно сработали свою головную АПЛ.
Испытания испытаниями, но никто не снимал с корабля требования выполнять боевые задачи, среди которых было 15-суточ-ное слежение за СV-63 «КиттиХок». демонстрация военно-морской мощи в районе Сейшельских островов, выполнение плановых задач БС, обеспечение БП (на нашу долю пришлось 50% всей БП 8-й ОПЭСК ТОФ в 1982 г.) и многое другое. Самое главное, что в этих нечеловечески трудных условиях экипаж сделал невозможное: сохранил технику и вооружение и, более того, постоянно был готов применить главное оружие. Когда вставал вопрос, на что расходовать спасительный холод, предпочтение неизменно отдавалось технике и оружию. Без всякого принуждения!
Поход был благополучно завершен через семь месяцев. Был получен уникальный в масштабах ВМФ опыт. Вывод: плавать там АПЛ пр.671РТМ неспособны... И еще один неофициальный вывод: никакой другой экипаж не справился бы с этой задачей. И вовсе не потому, что автор этих строк был командиром К-247 в этом походе и желал бы преувеличить заслуги своего экипажа: дело в объективных условиях и в особенностях этого экипажа. Будучи головным кораблем серии, К-247 четыре года провела в заводе, отрабатывая полный круг заводских и государственных испытаний, свойственных головному кораблю, и экипаж за это время приобрел уникальную ремонтную полготов-
ку. К тому же 100% офицеров имели "красные дипломы", либо медали (приятная метаморфоза кадровой политики!). А заменено на корабле за поход было 100% подшипников (причем некоторые неоднократно). Сложность иных ремонтов выходила далеко за рамки штатных возможностей обычного экипажа. Впрочем, этот поход заслуживает отдельного описания, и здесь только пользуюсь возможностью низко поклониться его участникам.
PS
тему эту с Юрием Васильевичем доводилось обсуждать неоднократно
+ у меня достаточно много знакомых с экипажа К-247 ("того, самого, первого") и 588го, не далее как пару дней назад в т.ч. об этом говорили с Юрием Александровичем Грушевым (КБЧ-5), кстати цифры по СР 675 на СРЗ-30 и "Звезде" - от него
РТМы первыми пошли на севере, 971 на ТОФе
971
Кириллов командовал 588 эк-м 971 (Кириллов-Сапа-Крылов-расформирован (фактически доукоплектовали основной экипаж К-331 и Игоря Феликсовича (Крылова) "передвинули" с 588 на К-331 вместе с его л/с) в после аварийной автономки 515 заказа - пришли на РДК, прорыв УГВ - заводской дефект), еще на 501 уже в 85-86
много было тогда командиров 971, кроме него и Алексеева?
к 971 у Ю.В. было ОСОБОЕ отношение