Атомная подводная лодка «Нерпа», которая вчера днем вернулась в Большой Камень со скорбным грузом на борту, пострадала от новейшей автоматизированной системы пожаротушения, которую установили по настоянию индийских заказчиков.
- Даже все инструкции - все на английском языке, там хрен разберешься, - говорит один из специалистов, прибывших в приморский город Большой Камень для расследования. - Но очень много необъяснимого, с чем надо разбираться. Почему сработала эта система, и почему именно так стал распределяться фреон - его пролилось больше, чем должно было.
- Это - единственная лодка с подобной автоматической системой пожаротушения. Она могла дать сбой.
На российских подлодках решение о включении системы объемного пожаротушения ЛОХ принимает командир.
- Если поступил сигнал о возгорании, но его источник неизвестен, то тогда используется фреон. Но приказ отдает командир. При этом весь экипаж предупреждается сигналом и должен воспользоваться средствами защиты. ПДА находится у каждого при себе, но его хватает лишь на 10 - 15 минут. Но всегда есть на борту и другие средства безопасности.
Но на «Нерпе» система сработала сама, и ее уже сложно было контролировать.
- У нас все системы, даже если они электронные, дублируются ручными механизмами, - говорит один из опытных подводников, прошедший десятки лет службы на подлодках того же типа, к которому относится «Нерпа». - А эта... Она просто напичкана электроникой. Ведь ее делали для Индии, по их заказу, поэтому и встроили туда много современных технологий. А кто их знает, что там у них в их системах...