От Перископ Ответить на сообщение
К harden Ответить по почте
Дата 27.10.2008 08:29:53 Найти в дереве
Рубрики WWI; WWII; Современность; Курск; Версия для печати

Re: А как...

>Я имею в виду глобальное сокращение в СА и ВМФ СССР в конце 50-ых кажется...

«Это не политическое решение, а бред сивой кобылы…»
На заседании Совета обороны прославленные военачальники устроили обструкцию главе партии и правительства Никите Хрущеву.

В издательстве «Права человека» (тиражом всего 1000 экз.) вышла книга воспоминаний генерала армии Александра Майорова «В пространстве и времени». Генерал армии возглавлял группу военных советников в Египте, командовал Центральной группой войск в Чехословакии (с 1968 года), войсками Прибалтийского военного округа. В 1980-1981 гг. – главный военный советник в Афганистане. Военная служба сводила автора со многими выдающимися военачальниками. Знаменитый маршал Иван Степанович Конев рассказал ему о событии, которое до сих пор не известно широкой публике - о бунте маршалов, выступивших против военной реформы Хрущева. Это событие ярко характеризует атмосферу начала 60-х. Публикуем фрагмент из книги, который рассказывает о малоизвестном факте современной истории страны.


- За несколько недель до совещания секретарей парторганизаций в Кремле (в 1960-м году – Ред.) состоялось заседание Совета обороны. …Присутствовали на том заседании члены СО: Н.С.Хрущев – председатель, Н.В.Подгорный, Л.И.Брежнев, Р.Я.Малиновский, А.А.Громыко, и начальник Генштаба Маршал Советского Союза Василий Данилович Соколовский. На Совет обороны были приглашены Маршалы Советского Союза, бывшие командующие фронтами в войну.
С докладом о перспективах развития советских Вооруженных Сил выступал Соколовский. Доклад его шел явно вразрез с намерениями и действиями Хрущева. Он говорил 50 минут, и Хрущев нашел в себе силы не перебивать его.
Когда Соколовский изложил задачи ВС, с учетом сохранения их в том же организационном и численном составе, но развивая виды Вооруженных Сил, и сел на место, присутствующие услышали хриплый рык Хрущева:
- Что за чепуху доложил нам Соколовский?
Соколовский быстро встал:
- Я не позволю вам…
Никита, подняв палец и почти тыча в грудь Соколовского, оборвал его:
- Ты – жуковец!
- Я – начальник Генерального Штаба!
Хрущев, чувствуя отпор, притушил свой гнев и спокойно начал разъяснять, что мы идем и должны идти на сокращения, ибо нам это экономически и политически выгодно – мы тогда сможем укрепить наше политическое положение в мире.
- Вы-то понимаете, как начальник Генштаба, что это политическое решение?
Соколовский побагровел и резко ответил:
- Это не политическое решение, а бред сивой кобылы…
Наступила гробовая тишина.
Хрущев видел перед собой большую группу Маршалов Советского Союза, а рядом с ним сидели его соратники. Очевидно, промелькнуло в его голове моментально много вариантов: снять этого человека? Или что с ним делать? И что подумают о нем маршалы, сидящие тут? А это – С.К. Тимошенко, А.М. Василевский, И.С.Конев, К.К. Рокоссовский, А.И. Еременко – все люди, которых знает страна, которые командовали фронтами и группами фронтов, руководили фронтами, где членом военных советов был он сам. Надо отдать должное, как говорил мне И.С. Конев, Хрущев стерпел дерзкие слова Соколовского и обратился к своему старому довоенному другу еще по Украине и Киевскому военному округу, Семену Константиновичу Тимошенко:
- Ну ты-то как на это глядишь?
Тимошенко ответил:
- Начальник Генерального Штаба доложил дело. Послушай его!
- Садись, - резко бросил Хрущев, - Александр Михайлович!
Встал Василевский.
- По содержанию с Василием Даниловичем я согласен. По форме – нет.
- Конев!
Прославленный командующий многих фронтов и не менее заслуженный командующий, чем Жуков, встал и коротко изрек:
- Не время, Никита Сергеевич, буйствовать. Надо с холодной головой обсудить и выбрать единственно верное решение.
- Так ты что, с Соколовским согласен?
- Да!
- Константин Константинович? – Обратился Хрущев к Рокоссовскому, - тоже согласен с Соколовским?
- Так точно, - коротко отчеканил Рокоссовский.
- Еременко!
- Знаешь, Микита, когда мы с тобой руководили Сталинградским фронтом, - начал Андрей Иванович, - я думаю, тогда ты был умнее.
- Да что ты мелешь?
- Я не мелю, Микита. Я в Великую Отечественную войну восемью фронтами командовал. Был тяжело ранен. Ты не дави меня. Не иди на меня рогами. Бо с рогами пойдешь – от рогов получишь тэж рога.
Члены Совета обороны улыбнулись.
- Так ты за что?
- За то, шо решит партия.
- А Совет обороны?
- И Совет обороны тэж….
- Так ты согласен со мной?
- Ни! Рано, рано, и еще раз кажу, рано сокращать Вооруженные Силы. Обстановка не та…
Хрущев решил укрепить свои позиции через министра обороны Малиновского.
- Родион, твое мнение.
- Позволь нам, Никита Сергеевич, глубже изучить и оценить обстановку и найти золотую середину. Наиболее целесообразное решение, - хитровато улыбаясь, доложил министр Совету обороны.
Хрущеву ничего не оставалось, как закрыть Совет обороны без принятия какого-либо решения.
Перед закрытием Соколовский встал и отчеканил:
- Я снимаю с себя полномочия начальника Генерального Штаба…
На следующий день он уже не вышел на службу.
А через три недели С.К. Тимошенко, И.С. Конев, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, В.Д. Соколовский, А.И. Еременко – все они были освобождены от занимаемых ими должностей. Так впервые шестеро смелых военных высшего ранга в Кремле воспротивились политическому руководству страны.


Взгляд с 6-го этажа
Прав ли был «Микита»?

- То майское событие 1960 года – своего рода сигнал через десятилетия и нынешним политикам. Армия – не тот институт, который можно реформировать через колено. Не преувеличу, если скажу: мятежы 1991-го и 1993-х годов, во главе которых встали руководители силовых структур, оказались логическим продолжением маршальского бунта 1960 года. Хрущеву и маршалам повезло в том смысле, что никто из них тогда и помыслить не мог о развале СССР. Обе стороны думали об одном – об укреплении государства и армии. Но думали по-разному.
В итоге Хрущев сумел добиться цели. Армия была сокращена на 600 тысяч, потом на 300 тысяч, а потом и вовсе на 1 миллион 200 тысяч.
Стоило ли делать такие резкие шаги? Ведь пойдя против военных, глава партии и правительства фактически рубил сук, на котором сидит. Известно, что поддержка военных – самая надежная опора для любого диктатора.
Войдем в положение Хрущева. Он исходил из реалий. Огромную многомиллионную армию надо было содержать. На что? Ситуация с бюджетом в конце 50-х напоминала ситуацию начала 90-х. Поэтому борьба за мир и разоружение, вообще миролюбивая риторика были единственно правильной позицией.
Но экономия – лишь одна из причин. После войны менялись военные доктрины, и не только в СССР. Необходимость перехода от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию осознали все стратеги мира.
Именно при Хрущеве началось крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных и военно-воздушных сил, войск противовоздушной обороны, флота. Как руководитель, Хрущев понимал: если появилась возможность обеспечить эффективно национальную безопасность меньшими средствами, почему ею не воспользоваться? Таким образом сокращение армии стало не спонтанной идеей, родившейся в воспаленном мозгу сумасбродного «Микиты», а продуманным политическим решением.
Но и генералы устроили своему руководителю Совета обороны Хрущеву обструкцию не из вредности характеров. Они, тертые калачи, мало верили в миролюбивые намерения политиков – во все эти договоры о коллективной безопасности и пр. И были правы. Военные столкновения в Северной Корее, Вьетнаме, Египте показали, что от слов о мире до реального мира – дистанция огромного размера. Но главное – полководцы Великой Отечественной думали о последствиях резких сокращений. О человеческих судьбах.
Начатое Хрущевым сокращение армии вызвало недовольство офицеров. Тысячи офицеров увольняли с мизерными пенсиями, поскольку они не имели 25-летней выслуги. Без гражданских профессий, без крова их выбрасывали фактически на улицу. Однажды Хрущев договорился, что пошлет генералов и адмиралов свиней пасти. Ладно бы, заявил подобное площадный клоун. Но глава государства…
Бунт маршалов стал адекватной реакцией. Он объясняет и легкость, с какой спустя четыре года удалось отстранить Хрущева от власти. Военные его уход восприняли со вздохом облегчения.
Сегодня армия снова стала предметом политического торга и дискуссий. В 80-90-е годы она подверглась не просто реформированию, а разгрому. Если при Хрущеве массовое сокращение армии компенсировалось техническим перевооружением, то при Горбачеве и Ельцине вовсе прекратилась поставка новой техники. Случались годы, когда на вооружение в армию не поступало ни одного нового корабля, ни одного самолета. Зато активно снимались с боевого дежурства ракеты, демонтировались подводные лодки, радиолокационные станции слежения, увольнялись десятки и сотни тысяч военнослужащих. Сейчас, похоже, наметился некоторый сдвиг. Во всяком случае, в бюджете на 2004 год расходы на оборону выросли на 100 миллиардов рублей по сравнению с предыдущим годом. В конце прошлого года ВВС России получили 5 новых истребителей Су-27 СКМ. В этом году их будет поставлено уже не менее 20. Сделан реальный шаг к переходу российской авиации на истребитель пятого поколения. Но сами по себе цифры и факты мало что объясняют. Например, ситуация с жильем по-прежнему критическая. В армии 125 тысяч бесквартирных офицеров. Романтические реформы от Хрущева до Горбачева и Ельцина по-прежнему отзывается болезненным эхом. Не слышать его – опасно.
Василий УСТЮЖАНИН.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Военные бюджеты на 2004 год
(в млрд. долл.)
* * *
США - 368
Китай - 55
Японии -- 39
Франции – 32.4
Германия - 27,4
Южная Корея 13
Россия – 13
КНДР – 5,2
Польша - 4
Аргентина - 3.

В последние шесть лет США урезали армию с 1650,5 тысячи солдат до 1.371,5, Германия с 367,3 до 332,8 тыс., Франция с 409 до 317,3 тыс. Личный состав вооруженных сил Китая, численность которого составляет в настоящее время 2,5 млн человек, сокращается на 500 тысяч человек. Штатная численность Российской армии с 1992 года сократилась вдвое – сегодня она составляет 1,2 млн. человек. "Дальнейших крупных сокращений Вооруженных сил мы не планируем", – заявил недавно В.Путин. (это 2004 г.)

Уважаемый zas назвал военнослужащих дармоедами. Это его взгляды...
Я помню что творилось тогда на флоте. Масса лейтенантов - капитан-лейтенантов ушла на гражданку. В печати, по радио, на ТВ армию обливали грязью. Славили свинарей.
С тех пор стало "стыдно" ходить в форме, куча демагогов кричало в транспорте и на улицах:
"Дармоеды!" Да , ракеты и атомные подводные стали строить, но забыли принцип унификации.
О многом другом было забыто. Если интересно, то покопайтесь в Интернете.
Тогда был свинарь Хрущев, сегодня табуреточник.









Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100