ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ДЛЯ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ
Интегрированная система под¬водного наблюдения для над¬водных кораблей (ИСПН) яв¬ляется новым поколением гидроа¬кустического вооружения, которое объединяет все активные, пассив¬ные гидроакустические и неакусти¬ческие средства корабля и решает комплексную задачу обнаружения целей, слежения за ними, класси¬фикации и выдачи данных в автома¬тизированную систему боевого уп¬равления.
Необходимость интегрирования различных информационных систем, призванных решать поставленную за¬дачу, либо целый ряд задач, эффек¬тивность которых по-разному зависит от внешних быстро изменяющихся воздействующих факторов, не вызы¬вает сомнения. Однако практическая реализация процесса ставит ряд воп¬росов. В частности, для надводных кораблей, имеющих на вооружении средства освещения подводной и надводной обстановки и обладающих значительными выходными инфор¬мационными потоками, в условиях жесткого ограничения по размеще¬нию этих средств и их обслуживанию, принципиальными являются вопросы глубины интеграции, комплексной обработки информации, ее предос¬тавления оператору, а также степень автоматизации решения задач, их конструктивное и функциональное построение.
Создание ИСПН может осущес¬твляться в двух направлениях: либо путем интеграции информации на единый пульт управления оператору на базе отдельно проектируемых РЭС НК, либо путем разработки ИСПН с начала проектирования как единого целого.
Рассмотрим первое направление создания ИСПН. Примем во внима¬ние, что ИСПН строится как много¬канальная многоуровневая инфор¬мационная система, в которой обрабатываются потоки данных, посту¬пающие от большого числа разно¬родных средств подводного наблю¬дения. Поток информации от гидро¬акустических средств дополняется поступающими по внешнему интер¬фейсу данными от средств подвод¬ного наблюдения, использующих другие физические принципы фик¬сации нарушения структуры (анома¬лии) слоев водной среды.
Представленный вариант интегри¬рованной системы позволяет решать следующие задачи:
• интеграция данных, поступающих от всех информационных каналов (с выработкой комплексного формуля¬ра) и оказание помощи оператору в принятии решения об обнаружении и классе целей на основании суммар¬ной информации;
• идентификация целей, обнару¬женных различными средствами под¬водного и надводного наблюдения, их единая нумерация и слежение с вы¬дачей текущих координат и парамет¬ров движения целей во внешние сис¬темы;
• формирование картины подвод¬ной обстановки, включая данные о надводных кораблях, регистрация по¬лученной информации и действий операторов в форме электронного журнала;
• предупреждение о торпедной уг¬розе путем пеленгования шумов тор¬пед;
• анализ гидролого-акустических условий, контроль акустических по¬мех и прогноз дальности действия всех средств ИСПН и выработка опти¬мального варианта их использования;
• обнаружение подводных целей в режимах мультистатической и бистатической гидролокации с использо¬ванием ГАК и ГАС,
• расчет области возможного мес¬тоположения цели с учетом данных неакустических средств и текущей тактической обстановки;
• расчет вероятности выхода на г/а контакт при заданной схеме маневри¬рования корабля по данным неакустики;
• выработка рекомендаций по ма¬неврированию в интересах оптималь¬ного использования средств подвод¬ного наблюдения;
• реализация режима заградитель¬ной помехи для подавления ССН тор¬пед;
• управления средствами ИСПН, ав¬томатизированный контроль техни¬ческого состояния средств, диагнос¬тика и оказание помощи персоналу в устранении неисправностей;
• организация обучения и трениро¬вок операторов с помощью встроен¬ного программного обеспечения;
• консервация информации и пос¬ледующее ее воспроизведение на штатном рабочем месте.
Открытая архитектура ИСПН, ее модульное построение и использова¬ние стандартных интерфейсов Ethernet, Manchester-2, RS 232/485 для обмена информацией между або¬нентами интегрированной системы обеспечивают возможность ее рекон¬фигурации применительно к плат¬форме в соответствии с задачами ко¬рабля. Системы в ИСПН объединены в интегрированную структуру с по¬мощью внутреннего интерфейса для обмена информацией, управления, тренировок персонала и диагностики ее технического состояния. Интегри¬рованный пульт управления (ИПУ) состоит из универсальных панелей, распределение функций между кото¬рыми может изменяться в зависи¬мости от выполняемых задач.
Интеграция информации на уров¬не выходов первичной обработки с ее выводом на ИПУ даст возможность повысить эффективность решаемых кораблем задач, что позволит по сравнению с автономным использо¬ванием каждого из средств повысить боевую эффективность, точность оценки координат цели, помехозащи¬щенность СПН в условиях примене¬ния средств ГПД, а также сократить время решения задач классификации и ТКЦ, увеличить дальность обнару¬жения и вероятность правильного об¬наружения целей, оптимизировать использование средств с целью мак¬симизации их эффективности, в том числе и за счет выдачи рекомендаций по характеру маневрирования.
М.АНДРЕЕВ, В.КЛЮШИН, С.ОХРИМЕНКО, И.РУБАНОВ, В.ЯКОВЛЕВ
"МС"