(www.rbc.ru)
Глава Пентагона «защитил» Россию
Она слишком слаба, чтобы угрожать США
США не рассматривают Россию в качестве серьезного противника. Как заявил глава Пентагона Роберт Гейтс, неядерные силы РФ, конечно, опасны, однако по-прежнему «представляют собой тень своих советских предшественниц». По большому счету г-н Гейтс не «открыл Америку»: российские вооруженные силы действительно не готовы сегодня к тому, чтобы удачно показать себя в противостоянии с таким мощным противником, как Штаты. Однако к откровениям главы американского Минобороны по поводу отсутствия серьезной угрозы со стороны Москвы для США в любом случае стоит отнестись серьезно. По мнению экспертов, это первый сигнал того, что Запад готов «сбавить обороты» в информационной войне против России и перестать так активно навязывать миру ее образ как агрессора.
«Российские вооруженные силы представляют серьезную угрозу для США, но она носит совсем иной характер, чем в прошлом. Однако прежде чем начинать перевооружаться для следующей холодной войны, следует вспомнить о том, что Россией движет желание оставить позади прошлые унижения и доминировать в своем ближнем зарубежье», – сказал глава Пентагона, выступая накануне в Университете национальной обороны в Вашингтоне.
Заметив, что нынешние неядерные силы РФ «представляют собой тень своих советских предшественниц», Роберт Гейтс привел конкретный пример, напомнив американской общественности, что «за последние 15 лет российский ВМФ пополнился всего лишь двумя новыми крупными кораблями».
По мнению экспертов, глава американского оборонного ведомства достаточно точно определил сегодняшнее состояние российских вооруженных сил. Они действительно представляют «угрозу для США», но в том смысле, что Москва готова угрожать американским интересам пока только косвенно – через локальные конфликты с третьими странами на третьих территориях, как это было, например, во время войны в Южной Осетии. Для полномасштабного военного противостояния с Америкой Россия очевидно не дотягивает. И в этом Роберт Гейтс, к сожалению, прав.
«Мы не готовы сегодня к большой войне. Необходимо 3-4 полных бюджета России для того, чтобы переоснастить всю армию и подготовить ее к боевым действиям. Увеличения военных расходов в полтора раза в бюджете на 2009–2011 годы явно недостаточно, ведь большая часть этих средств пойдет на перевооружение ВМФ и около одной трети – на перевооружение ракетных систем. Получается, что на перевооружение всей остальной армии останется всего лишь одна четвертая этих средств, а это очень мало», – отметил в беседе с РБК daily руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок. Эксперт также добавил, что должны пройти годы для того, чтобы была выполнена главная задача, стоящая сегодня перед российской армией, – подготовка цифрового солдата.
Между тем откровения главы Пентагона имеют очень важное значение для Кремля. В общей сложности Роберт Гейтс уделил России крайне незначительное место в своей речи и к тому же фактически признал, что Москва не способна сегодня реально угрожать миру. Таким образом, эти слова стали первым за последнее время сигналом Вашингтона о том, что он готов «сбавить обороты» и перестать так активно клеймить Россию после ее действий в Южной Осетии, превращая ее в мирового агрессора и любимого врага либеральной демократии.
Это особенно важно, так как еще совсем недавно из уст американских чиновников часто звучали выражения вроде «параноидальный агрессивный импульс» Москвы, российская «угроза на Кавказе», а общественное мнение в Соединенных Штатах все больше склонялось к мнению о том, что Россия представляет собой главную угрозу миру. Теперь благодаря заявлению Роберта Гейтса волна истерии на Западе по поводу «российской угрозы» может пойти на убыль.
Однако праздновать победу пока рано. Послабление в отношении к России, которое допустил Роберт Гейтс, очевидно связано с тем, что у Америки сейчас есть гораздо более актуальная проблема, нежели «российская угроза», – в ее экономике. Как только очередная волна финансового кризиса в США утихнет, Вашингтон снова может «взяться за старое» и начать клеймить Москву, делая из нее «врага» и «агрессора».