От VOICE
К All
Дата 03.02.2006 10:30:11
Рубрики Современность;

"Жанна Д'арк" старше "Москвы"

"ЖАННА Д'АРК" СТАРШЕ "МОСКВЫ"
Александр КАРПЕНКО
Санкт-Петербург
ВПК №4 (120),01 - 07 февраля 2006 года
ПОСЛЕДНИЕ ИЗ КРЕЙСЕРОВ-ВЕРТОЛЕТОНОСЦЕВ ЕЩЕ В СТРОЮ
В мае прошлого года Санкт-Петербург с визитом посетил французский учебный вертолетоносец Janne d'Arc. Это один из последних находящихся в строю крейсеров-вертолетоносцев, строительство которых началось еще в 1960-е годы. Так что с этим кораблем связана целая эпоха военного кораблестроения.
Идея строительства специализированных вертолетоносцев пришла в головы военных моряков и конструкторов еще в 50-е годы. Тогда исследования в этом направлении велись во многих странах мира, включая Францию, Италию и Советский Союз. Именно этим трем странам в дальнейшем удалось творческие фантазии исследователей воплотить в реальной жизни и оснастить свои флоты крейсерами-вертолетоносцами.

В те годы Соединенные Штаты продолжали программу строительства ударных авианосцев со значительным числом (до 100 единиц!) летательных аппаратов различного назначения. К началу 60-х годов у них уже было 15 ударных авианосцев типа "Форрестол", "Мидуэй" и "Эссекс". Одновременно у них еще оставалось в строю до 10 тяжелых противолодочных авианосцев типа "Эссекс", противолодочные вертолетоносцы типа "Комменсемент Бэй" и "Анцио", были и десантные вертолетоносцы. Проблема с авиацией на море у США не стояла. Практически аналогичные по составу, но не по количеству Военно-морские силы имела Великобритания.

Крейсер-вертолетоносец "Жанна д’Арк" в Санкт-Петербурге.
Фото Сергея ГАНИНА

Зато у других европейских держав ощущалась нехватка палубной авиации различного назначения, особенно противолодочной и для проведения десантных операций. Но практически все страны Запада входили в Североатлантический военный блок, где между государствами делилась ответственность в военной области. И если у некоторых этих стран не было собственных сил и средств на какие-либо вооружения (включая и авиацию корабельного базирования), то это могло компенсироваться партнерами по НАТО.

Совершенно в других условиях находился Советский Союз. Его союзники по Варшавскому договору не имели больших военных флотов, у большинства не было даже кораблей класса "крейсер" и "эсминец". Поэтому основная ответственность за безопасность на океанских и морских рубежах практически полностью возлагалась на ВМФ СССР. И если тогда у нас со строительством отечественных авианосцев ничего не получалось, все заканчивалось проектными проработками и различными стадиями проектов, то программа по вертолетоносцам удалась.

"МОСКВА" - ЗА НАМИ

Еще в 1958 г. предприятия и организации судостроительной промышленности (в первую очередь ЦНИИ-45 при участии 15-го НИИ ВВС, ОКБ завода №938 - главный конструктор Н.И. Камов, ОКБ-329 - главный конструктор М.Л. Миль) выполнили проектные исследования тактико-технических характеристик кораблей - носителей вертолетов различного назначения. Стало ясно, что противолодочные вертолеты в борьбе с ПЛ противника имеют большие перспективы, они могут в значительной мере сократить число кораблей охранения. Но для их эффективной работы в морской зоне требуется размещение вертолетов на кораблях. Опыта по постоянному одиночному базированию вертолетов на кораблях основных классов еще не было. Считалось, что обеспечение непрерывного поиска подводных лодок противника может быть обеспечено определенным числом летательных аппаратов, которые можно будет разместить на специальных кораблях противолодочной обороны (ПЛО) - вертолетоносцах. Кроме того, тогда же было предложено использование корабельных вертолетов для целеуказания зенитно-ракетному и противокорабельному ракетному оружию кораблей, для высадки морских десантов и для решения противоминных задач.

Говоря о том времени, необходимо отметить, что, кроме нерешенности чисто корабельной части вопросов, еще далеко не все было ясно с корабельными летательными аппаратами. В отечественном ВМФ корабельных противолодочных и десантных вертолетов не было, за исключением легких вертолетов Ка-15 и Ми-1, которые обладали малой грузоподъемностью. Но уже разрабатывался специализированный корабельный вертолет Ка-25 со складывающимися лопастями несущего винта. Он создавался в двух вариантах: противолодочном - с опускаемой гидроакустической станцией "Клязьма" (затем "Ока"), магнитометром "Орша", противолодочной торпедой; и как целеуказатель ракетному оружию с системой "Успех". Ка-25 предполагалось принять на вооружение ВМФ в 1960 г. В качестве корабельного десантного вертолета предлагалось использовать доработанный вертолет Ми-4 (в дальнейшем Ми-8).

Морские испытания вертолетов Ка-15 и Ми-1 были проведены в 1956-1958 гг. на Черном и Балтийском морях с посадкой на эскадренные миноносцы проекта 56. По их результатам были установлены и выработаны требования к корабельному вертолету. Тогда же по теме "Барий-4" были произведены испытания вертолетных гидроакустических станций "Клязьма" и "Рион", которые необходимо было доработать до требуемых характеристик.

Основные требования к кораблю-вертолетоносцу предъявлялись следующие:

- для решения задачи непрерывного поиска подводных лодок группой вертолетов на заданном рубеже на корабле (в ангаре) должно размещаться 13-14 вертолетов;

- ангар должен быть оборудован двумя подъемниками;

- на полетной палубе должно быть не менее двух взлетно-посадочных площадок размером 10х12 м.

Согласно проработкам ЦНИИ-45 (ЦНИИ им. А.Н. Крылова), отечественный вертолетоносец с 14 вертолетами, удовлетворяющий этим требованиям, должен был иметь стандартное водоизмещение в 5300-5400 т.

Появление в 1960 г. у США атомных подводных лодок, оснащенных баллистическим ракетами типа "Поларис", способными поражать стратегические объекты на территории СССР, побудило советское руководство уделить большее внимание вопросам ПЛО. Ранее проведенные ЦНИИВК, ЦНИИ-45 и ЦКБ-17 комплексные научно-исследовательские работы показали, что для успешной борьбы с атомными подводными лодками необходимо создать противолодочный корабль принципиально нового типа с групповым базированием вертолетов. Под влиянием этих исследований и на основе правительственных постановлений в ЦКБ-17 (Невское ПКБ) началось проектирование корабля ПЛО дальней зоны под шифром "проект 1123" с вертолетами (первоначально предполагалось разместить 4-6 машин). Но уже в 1959 г. в проекте тактико-технического задания (ТТЗ), разработанном НИИ ВМФ и ВВС, число вертолетов было доведено до 8.



Противолодочный крейсер "Москва" (проект 1123).
Фото из архива Александра КАРПЕНКО

По мере проектирования корабля на него все больше "навешивалось" задач, следовательно, росли номенклатура и число вооружений. Проработки ЦКБ-17 и ЦНИИ-45 показали целесообразность увеличения числа вертолетов до 14, одновременно предлагалось усилить зенитное и противолодочное вооружение. Эти предложения были учтены в откорректированном ТТЗ, утвержденном главкомом ВМФ С.Г. Горшковым в январе 1960 г. Водоизмещение корабля определялось в 7000-8000 т.

Технический проект корабля проекта 1123 был выполнен ЦКБ-17 (главный конструктор А.С. Савичев, с 1967 г. - А.В. Маринич) к августу 1961 г., его утвердили в январе 1962 г. Вскоре проект получил шифр "Кондор". В откорректированном проекте был увеличен подпалубный ангар, был спланирован второй ангар на два вертолета в надстройке, увеличивалась полетная палуба. В результате стандартное водоизмещение возросло до 10 750 т. Первый корабль проекта 1123 был заложен в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе 15 декабря 1962 г. Первоначально для решения задачи ПЛО в дальней зоне предлагалось иметь в составе ВМФ достаточное число таких кораблей для поиска американских ПЛАРБ, но постановлением правительства от ноября 1963 г. их число было ограничено двумя. Для накопления опыта эксплуатации вертолетоносцев этого было достаточно. С 1965 г. корабли проекта 1123 стали классифицировать как "противолодочные крейсера". Головной крейсер "Москва" был передан ВМФ 25 декабря 1967 г., второй - "Ленинград" - вступил в строй 2 июня 1969 г.

Проект 1123 "Кондор" имел свое развитие. В 1966 г. ЦКБ-17 была выполнена одна из предэскизных проработок нового корабля. Число базируемых вертолетов под шифром "Ка-Х" ("Чайка") было доведено до 21 единицы, полное водоизмещение возросло до 18 000-20 000 т. Изменилось и другое вооружение, в частности предлагалось установить 2-4 спаренные 130-мм артсистемы, "Вихрь" заменить на "Метель". В качестве главной энергетической установки была предложена достаточно экзотическая - атомногазотурбинная, которая резко увеличивала автономность. Разработка была поддержана ЦНИИ им. А.Н. Крылова, другими организациями. Но новая энергетическая установка и сам проект такого корабля остались только на бумаге. В качестве основного для третьего по счету отечественного противолодочного крейсера стал проект 11 233 (что означает: проект 1123 - 3-й корабль).

В 1967 г. по решению ВМФ и Минсудпрома Невским ПКБ был разработан сокращенный технический проект 11 233 - вариант корабля "Кондор" с усиленным зенитным вооружением, улучшенной обитаемостью и непотопляемостью, водоизмещение увеличивалось от базового на 2000 т. Руководство ВМФ хотело дополнительно на крейсере обеспечить базирование самолетов вертикального взлета и посадки типа Як-36, одновременно предлагалось размещение ударного ракетного оружия, это требовало существенного роста водоизмещения корабля. В результате корректировка технического проекта, выполненная Невским ПКБ в 1968 г., приблизила время создания первого отечественного авианосца типа "Киев". Дальнейшие работы были продолжены по проекту 1143 "Кречет", строительство противолодочных вертолетоносцев остановлено. Наступила другая эпоха.

Оба корабля проекта 1123 долгое время находились в составе Черноморского флота. Кроме выполнения основных противолодочных задач, крейсеру "Ленинград" в 1974 г. пришлось участвовать в боевом тралении в Суэцком канале, для этого на нем временно базировались вертолеты Ми-8. После многочисленных морских походов противолодочный крейсер "Ленинград" был выведен из боевого состава ВМФ в 1990 г., через несколько лет такая же учесть постигла и "Москву".

"ЖАННЕ Д'АРК" СЛУЖИТЬ ДО 2010 ГОДА

В составе ВМС Франции к началу 60-х годов находилось три легких авианосца с ограниченным (до 20-26) числом летательных аппаратов. Корабли были построены еще в годы Второй мировой войны в США и Англии, на них могли базироваться только поршневые самолеты, поэтому время этих авианосцев уходило неумолимо. Решено было постепенно выводить их из боевого состава и заменять двумя новыми авианосцами типа "Клемансо" водоизмещением до 33 000 т с 40 летательными аппаратами, которые стали основной ударной силой ВМС еще до появления французских ПЛАРБ. Строительство авианосцев "Клемансо" и "Фош" началось в 1955 и 1957 гг., они вступили в строй соответственно в 1961 и 1963 гг. Для подготовки летчиков корабельных самолетов стал использоваться один из легких авианосцев "Арроманш" (бывший английский, типа "Глори"). На нем размещались учебно-тренировочные реактивные самолеты SM-170M и самолеты ПЛО "Ализе".



Легкий авианосец "Джузеппе Гарибальди".
Фото из архива Александра КАРПЕНКО

В 1960 г. на Брестской военно-морской судоверфи приступили к строительству вертолетоносца ПЛО "Резолю" (La Resolue) полным водоизмещением в 13 000 т с 8-15 тяжелыми противолодочными вертолетами (по проекту) и помещениями на 700 человек десанта. Посадочная площадка длиной 70 м и шириной 26 м была расположена на крыше ангара. Для подачи вертолетов на полетную палубу корабль оборудовали палубным лифтом. По проекту вооружение корабля должно было включать зенитно-ракетный комплекс "Мазурка" с одной спаренной пусковой установкой в носу и четыре одноствольные 100-мм автоматические артустановки. Корабль вступил в строй в 1964 г., с этого момента он используется в качестве учебного. В дальнейшем он получил наименование R97 "Жанна д'Арк". Зенитно-ракетный комплекс "Мазурка" не прижился на крейсере (осталось только место для размещения ПУ), остальное проектное вооружение оставалось долгое время практически в неизменном составе. На корабле проходят практику будущие офицеры. В мирное время на борту крейсера обычно находится 6 вертолетов типа Аlouette III, Puma, Gazelle. Во время войны корабль может использоваться в качестве многоцелевого. После небольшого дооборудования крейсер может применяться как десантный вертолетоносец. Тогда авиагруппа корабля составит 8 вертолетов типа Super Frelon, Super Puma или Lynx.

В процессе эксплуатации "Жанна д'Арк" проходила модернизацию - усовершенствовали радиоэлектронное вооружение и оснастили вертолетоносец ракетным комплексом Exocet ("Экзосет") с двумя встроенными пусковыми установками противокорабельных ракет ММ 38 (с дальностью стрельбы до 42 км). Так корабль стал ракетным. Вооружение крейсера также состоит из четырех одноствольных 100-мм автоматических артустановок с тремя радиолокационными системами управления огнем DRBC 32А, двух 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов. Экипаж - 506 человек (из них 33 офицера), 13 преподавателей и 150 курсантов. Возможен прием на борт 700 морских пехотинцев с носимым оружием. Для их доставки на берег, кроме вертолетов, предусматривается возможность приема на шлюпбалки двух десантных катеров типа LCVP.

При посещении "Жанной д'Арк" Санкт-Петербурга в мае прошлого года можно было заметить, что на крейсере отсутствуют две кормовые 100-мм пушки (вероятно, они были демонтированы). Зато на полетной палубе было выставлено четыре вертолета (два - типа Аlouette III и два - типа Dauphin). Предполагается, что корабль будет находиться в составе ВМС Франции до 2010 г. и выполнять возложенные на него функции учебного корабля.

Практически одновременно с французским крейсером-вертолетоносцем шло строительство подобных кораблей и в Италии. Первоначально планировалось построить три эскортных крейсера типа "Андреа Дориа" водоизмещением в 6000 т. Первоначально на них предполагалось базировать по три противолодочных вертолета. Эти корабли предназначались для охранения оперативных соединений.

В 1964 г. итальянские ВМС получили сразу два крейсера-вертолетоносца (их классифицировали как крейсера УРО) - "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио" полным водоизмещением в 6500 т. Для борьбы с подводными лодками противника на кораблях обеспечили базирование четырем вертолетам AB212AS, они размещались в надпалубном ангаре. Крейсера также были оснащены зенитно-ракетным комплексом "Терьер-2", 76-мм автоматическими артиллерийскими установками (8 на "Андреа Дориа" и 6 на "Кайо Дуилио") с четырьмя системами управления огнем и двумя трехтрубными 324-мм торпедными аппаратами. С середины 80-х годов "Кайо Дуилио" использовался ВМС как учебный корабль. Оба крейсера выведены из боевого состава во второй половине 80-х годов.

ВМС Италии в 1969 г. получили еще один вертолетоносец - "Витторио Венето". Его основное вооружение состояло из 9 вертолетов AB204B (AB.212AS), которые, в отличие от первых двух крейсеров типа "Андреа Дориа", размещались в подпалубном ангаре. Для доставки вертолетов на полетную палубу с размерами 55х19 м имелся один подъемник. На корабле также установили комбинированную пусковую установку для стрельбы ракетами "Стандарт" зенитного комплекса "Терьер" и противолодочными ракетами "Асрок". Побортно за кормовой надстройкой было размещено два 324-мм трехтрубных противолодочных торпедных аппарата. На крейсере имеется восемь одноорудийных 76-мм башенных автоматических установок. "Витторио Венето" подвергался модернизации, на него дополнительно установили четыре пусковые установки противокорабельных ракет "Отомат" и три 40-мм двухствольные артустановки. Вертолетоносец долгие годы был флагманским кораблем эскадры ВМС Италии, в которую входили основные силы национального флота. Его предполагается эксплуатировать до вступления в строй второго итальянского авианосца, которому присвоено наименование "Андреа Дориа".

Основные данные крейсеров-вертолетоносцев.





В начале 60-х годов постройка вертолетоносцев планировалась кораблестроительными программами Англии и Японии. Если англичане предполагали построить корабль водоизмещением в 5400 т с восемью противолодочными вертолетами "Уэссекс", размещенными в ангаре, то японцы хотели иметь вертолетоносец водоизмещением в 10 000 т с 18-20 винтокрылыми машинами. Эти вертолетоносцы должны были стать ядром поисково-ударных групп ПЛО. Королевские ВМС также намечали использовать свой корабль в качестве десантного вертолетоносца и носителя вертолетов-тральщиков.

Еще с конца 50-х годов корабли класса "эсминец" стали оснащать одиночными противолодочными вертолетами (сначала - машинами с дистанционным управлением, способными доставлять оружие для поражения подводных лодок, затем - пилотируемыми, способными опускными гидроакустическими станциями и гидроакустическими буями обнаруживать, а глубинными бомбами и противолодочными самонаводящимися торпедами уничтожать подводные лодки противника). Если в 1960 г. три четверти эскортных кораблей ВМС стран НАТО не имели вертолетного вооружения, то в начале 70-х годов без вертолетов осталось не более 25%.

Японцы в 1973-1974 гг. построили два эсминца-вертолетоносца типа "Харуна" стандартным водоизмещением в 4700 т (размеры 153х17,5х5,1 м). На них обеспечивалось базирование одновременно трех тяжелых противолодочных вертолетов типа "Си Кинг". Поэтому другое вооружение корабля было сильно ограничено, оно состояло из двух одноствольных 127-мм артустановок, противолодочного ракетного комплекса "Асрок" и торпедных 324-мм аппаратов. Фактически корабли типа "Харуна" имели габаритные данные и водоизмещение, близкие к итальянским вертолетоносцам типа "Андреа Дориа".

Оснащение в 70-80-х годах флотов ведущих морских держав кораблями основных классов (крейсера, эсминцы, фрегаты и корветы) с одиночным и малогрупповым базированием вертолетов привело к появлению в составе корабельных поисково-ударных групп достаточного числа противолодочных летательных аппаратов для поиска ПЛ. В результате отпала необходимость в специализированных крейсерах-вертолетоносцах. Поэтому специализированные корабли-вертолетоносцы постепенно стали исчезать из состава флотов. Крейсер "Жанна д'Арк" - один из последних в своем классе. И только это может являться определяющим при возможности полюбоваться им или более точно - отдать почести целой эпохе военного кораблестроения.

А ТЕПЕРЬ "ГАРИБАЛЬДИ"

Логическим продолжением крейсеров-вертолетоносцев стали построенные в последнее время и находящиеся в стадии строительства легкие авианосцы типа "Инвинсибл" (Англия) полным водоизмещением в 20 000 т, "Джузеппе Гарибальди" (Италия) водоизмещением в 13 370 т, "Андре Дориа" (Италия) водоизмещением в 20 800 т, "Принц Астурийский" (Испания) водоизмещением в 16 700 т. Основное вооружение таких кораблей - самолеты с вертикальными (укороченными) взлетом и посадкой типа "Харриер" и противолодочные вертолеты типа "Си Кинг" (ЕН-101), всего 15-25 летательных аппаратов. Оно дополняется зенитно-ракетным и артиллерийским вооружением, другими системами оружия.

Во Франции к началу 80-х годов также предполагалось построить атомный вертолетоносец PH-75 полным водоизмещением в 18 400 т с 10-25 вертолетами типа "Супер Фрелон", "Пума" или "Линкс", но позже от этого отказались в пользу полноценного многоцелевого авианосца "Шарль де Голль". В конце 70-х годов в Советском Союзе ЦКБ "Черноморсудопроект" (Николаев) тоже разработал проект 10 200 "Халзан" противолодочного вертолетоносца авианосной архитектуры водоизмещением в 30 000 т с 30 летательными аппаратами (вертолеты и самолеты Як-41). Воплотить этот проект не удалось из-за возможного срыва программы строительства отечественных авианосцев проекта 11 435 и последующих.

И в заключение хочется отметить, что отечественные вертолетоносцы "Москва" и "Ленинград" выглядели очень достойно на фоне аналогичных кораблей других государств. А кроме того, они открыли новое направление в СССР - авианесущих кораблей.