От Перископ
К All
Дата 16.12.2005 16:20:49
Рубрики Администратору; WWI; WWII; Современность;

Некоторые данные по участию наших ПЛ ПЛ в ВОВ ( выпуск № 5)


На 9 мая 1945 г. В составе Северного флота остались следующие подводные лодки:
М- 171, 200, 201, Щ-404, В-2, 3, 4, С-14, 15, 16, 19, 51, 56, 101, 102, 103, 104,
Л-15, 20, 22 , К-21
В мае 1945 г. Были переданы на ЧФ: М- 104, 105, 107, 119.
В 1945 г. СФ в боевых действиях не участвовал.
Балтийский флот
Перед началом войны на КБФ имелось:
2 линкора, 2 крейсера, 21 эсминец, 65 подводных лодок, 650 самолётов, 27 аэродромов ( из них 12 гидро), ВМБ: Таллин, Кронштадт, Либава, Ханко, Усть-Двинск.
На 22 июня 1941 г.: 1 бригада- командир бригады ГСС капитан 1 ранга Египко, НШ – капитан 2 ранга Курников.
2 бригада – командир бригады капитан 2 ранга Орёл.
Большинство командиров лодок было назначено в конце 1940 г. И в начале 1941 г.
Свыше 20 командиров подводных лодок 1 и 2 бригад не были допущены к самостоятельному управлению кораблем.
Атаки конвоев с охранением и залповая стрельба не отрабатывались.
Командиры бригад и НШ были назначены незадолго до войны.
Военный совет флота во время войны почти ежегодно без особых на то оснований менял командиров и заместителей по политической части бригады, что сказывалось на их боевой деятельности.
Большую опасность для боевой подготовки представляла система опеки, укоренившаяся на бригадах. Некоторые командиры, выйдя в море без обеспечения и оказавшись в сложной обстановке, чувствовали себя неуверенно, терялись, принимали неграмотные решения.
22 июня 1941 г.
1 бригада:
В строю: С-4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 101, 102 ; Л-3, «Калев», «Лембит»;
М-77, 78, 79, 83, 81
В ремонте: С-1, 2, «Россия», «Спидола», М-71, М-80
2 бригада:
В строю: Щ-309, 310, 311, 317, 318, 319, 320, 322, 323, 324,
М-90, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 102, 103
В ремонте не было ни одной.
Учебная бригада:
В строю: К-3, 22 ; Щ-303, 405, 406, С-12, 11
В ремонте: М-72, 73, 74, 75, 76, Л-1, 2, ремонт остановили до войны, а после войны разрезали на металлолом, кроме Л-2, которая погибла в ноябре 1941 г.
Подводные лодки в постройке:
- подводные лодки, которые достроили: К-51, 52, 53, 56, Л-20, 21, 22, Д-2,
С-13, Щ-407, 408, М-204
- подводные лодки, которые до конца войны не достроили:
К-54, 55, С-19, 20 21, Щ-41, 412, Р-1, М-200, 201, 202,203, 205, 206, 401
Отдельный учебный дивизион в Ораниенбауме:
В строю: П-1, 2, 3, Щ-301, 302, 305, 306, 307, 308, Б-2, Л-55,
Плавбазы: «Смольный», «Иртыш», «Полярная звезда», «Ока», «Амур»

Боевые действия:
М-83 (командир старший лейтенант Шалаев) находилась в море, ПЛ было приказано идти в Усть-Двинск, а она пошла в Либаву, где уже 25 июня шли бои. Постреляли из пушки, а потом её экипаж сам же взорвал.
С-1, М-71, 80, «Ронис», «Спидола» стояли в ремонте в Либаве, по приказанию командира базы капитана 1 ранга Кливенского их взорвали собственные экипажи.
М-78 в июне 1941г. Погибла от торпеды немецкой ПЛ на переходе из Либавы в Усть-Двинск.
С-3 (командир капитан-лейтенант Костромичев) вывели из дока, командир решил идти в Усть-Двинск самостоятельно, система вентиляции и ВВД была разобрана. У маяка Ужава ПЛ атаковали торпедные катера немцев, в лодку попало 2 торпеды, после чего ПЛ утонула.
И так в первые же дни войны было потеряно 8 подводных лодок.
Подводные лодки переходили из Усть-Двинска в Палдиски 27- 30 июня.
М-81(командир капитан-лейтенант Зубков) на этом переходе подорвалась на мине и затонула.
На 30 июня 1941 г. Потеряно ( итого) 9 подводных лодок.
С-4 (командир капитан-лейтенант Абросимов), через позицию этой лодки прошла Л-3, С-4 чуть-чуть её не потопила.
С-11 (командир капитан-лейтенант Середа) 19.06.41 г. Торпедировал «Сетепрорезатель №11», 5000 т.; 2.08.41 г. ПЛ шла за тральщиком, подорвалась на магнитной мине, утонула.
На 02 августа 1941 г. Потеряно (итого) 10 подводных лодок.
С-4 (командир капитан-лейтенант Абросимов) потопила танкер «Кайя», 3223 т., лежала на грунте, её бомбили 12 часов, вернулась в базу.
С-5 (командир капитан 3 ранга Бащенко, поход, результат – 0.
Щ-404 (командир капитан-лейтенант Максимов) , поход, результат – 0.
С-6 (командир капитан-лейтенант Кулыгин), был назначен командиром с «М» на С-6 и сразу же послали в поход. ПЛ из похода не вернулась.
Щ-311 (командир капитан-лейтенант Сидоренко П.А.), за поход обнаружил 13 целей, в атаку вышел 1 раз, результат – 0
Щ-308 (командир капитан-лейтенант Маркелов) Весь поход от атак уклонялся. Командир бригады возбудил ходатайство об отдаче под суд,
Результат-0.
Щ-309 (командир капитан-лейтенант Кабо). Командир в районе действовал нерешительно. Результат-0.
Щ-323 (командир капитан-лейтенант Иванцев) Результат-0.
Щ-301 (командир капитан-лейтенант Грачёв). Потопил 1 транспорт и повредил 1. В Финском заливе, в надводном положении, подорвалась на мине и утонула, экипаж спасли.
Следующие подводные лодки ходили в походы с результатом 0 :
Щ-310, 322, 324, С-7, «Калев», С-101, 8, 9,102, М-97, 102, 103, 98
Щ-306, 305, М-97, 77, К-3, М-95, «Лембит», С-4, М-102, П-2
С-6 (командир капитан-лейтенант Кульбакин). Результат- 0. Пришла на о. Эзель, личный состав купался около ПЛ, прилетел немецкий самолет, обстрелял: 3 убито, 4 тяжело ранено ( в том числе командир).
Щ-405 (командир капитан-лейтенант Сидоренко И.А.). Командир лодки, не предупредив вахтенного офицера, приказал командиру БЧ-5 перейти в позиционное положение. Вскоре вахтенный офицер услышал шум выходящего воздуха из балластных систерн. На его запрос командир БЧ-5 ответил, что по его приказанию принимается главный балласт. Вахтенный офицер сразу же заметил, что лодка зарывается носом и крикнул командиру ПЛ: «Лодка зарывается!» Вода подходила уже к носовой пушке. Командир ПЛ подал команду:»Все вниз!» Заместитель спустился первым, идущий за ним вахтенный офицер спускался уже, когда вода полилась в люк, который ему удалось захлопнуть за собой. В дальнейшем был задраен нижний рубочный люк. На мостике остались и погибли командир ПЛ, помощник, два рулевых-сигнальщика. Вода поступала в лодку через шахты батарейной и вдувной вентиляции. ПЛ с дифферентом 15-20 градусов погружалась быстро.
На глубине 60-70 метров раздавило среднюю систерну. На 100 метрах раздавило носовой буй. Вентиляцию систерн закрыли лишь когда ПЛ упала на грунт на глубине 125 метров (предельная глубина 90 метров). Командир БЧ-5 через 30 минут продул главный балласт и ПЛ всплыла в крейсерское положение. Штурман отдраил люк, ПЛ описала циркуляцию, никого не нашли, пошли дальше в надводном положении. Прилетел немецкий самолет, который атаковал ПЛ, был ранен командир БЧ-3 и торпедист. ПЛ погрузилась с дифферентом 45-50 градусов и легла на грунт на глубине 115 метров. Вышел из строя передатчик, подошли поближе к маяку, сели на камни.Вплавь отправился лейтенант Петровский, его задержали пограничники, от них сообщили командованию. Прибыл командир 2 бригады капитан 2 ранга Орел с двумя катерами, сняли с мели и отвели в Таллин. Это было 11 августа 1941 г.
Далее погибли : М-99, 94

Вот такие печальные дела, орать нет нужды:"Кто лучше воевал?", учиться нужно…..

От Repulse
К Перископ (16.12.2005 16:20:49)
Дата 21.12.2005 08:04:18

М-83

Приветствую!
Пошла в Либаву, а не в Усть-Двинск, потому что получила повреждения от атаки НАШЕГО ЖЕ САМОЛЕТА.

С уважением

От KM
К Перископ (16.12.2005 16:20:49)
Дата 20.12.2005 20:51:25

Re: Некоторые данные...

Добрый день!

>В ремонте: С-1, 2, «Россия»,

Видимо, "Ронис" имелся ввиду.

>С-1, М-71, 80, «Ронис», «Спидола» стояли в ремонте в Либаве, по приказанию командира базы капитана 1 ранга Кливенского их взорвали собственные экипажи.

Вопрос несколько в другую сторону: а к эм "Ленин" этот приказ не относился?


С уважением, КМ

От Перископ
К KM (20.12.2005 20:51:25)
Дата 21.12.2005 00:29:44

Re: Некоторые данные...

>Добрый день!

>>В ремонте: С-1, 2, «Россия»,
>
>Видимо, "Ронис" имелся ввиду.

>>С-1, М-71, 80, «Ронис», «Спидола» стояли в ремонте в Либаве, по приказанию командира базы капитана 1 ранга Кливенского их взорвали собственные экипажи.
>
>Вопрос несколько в другую сторону: а к эм "Ленин" этот приказ не относился?


>С уважением, КМ
Добрый вечер!
В 3- томнике сказано, что приказ был отдан командиром базы капитаном 1 ранга Кливенским.
Подводные лодки и корабли были взорваны вечером 23 июня 1941 года. В последствии козлом отпущения сделали капитан-лейтенанта Ю.М. Афанасьева, его расстреляли. Об этом пишет в 1972 г
Трибуц, в 1975 году об этом пишет Н.Г. Кузнецов, т.е., мол, приказ отдал Афанасьев и они его действия оценивают положительно...А тогда человека расстреляли, эти же лица были у руководства. Надо добраться до архивов, но этого сделать нам не дадут!!!!Кто-то Кливенского прикрыл, но если это он скомандовал, то сделал правильно, т.к. немцы вошли в Либаву 28 июня.
Как и кто это мертвое железо вывел бы из Либавы и как бы и куда привел????
Ну и ,конечно, не "Россия", а "Ронис".
С уважением, Берзин

От Simm
К KM (20.12.2005 20:51:25)
Дата 20.12.2005 22:00:49

Re: Некоторые данные...

Клевекнский тут ни при чем.Командир "Ленина" Афанасьев был старшим среди командиров ремонтирующихся кораблей.Он и отдал приказ взорвать эсимнец и лодки.За что впоследствии и был расстрелян.Мол не было основания взрывать.В общем сделали крайнего...

От KM
К Simm (20.12.2005 22:00:49)
Дата 20.12.2005 23:02:23

Re: Некоторые данные...

Добрый день!
>Клевекнский тут ни при чем.Командир "Ленина" Афанасьев был старшим среди командиров ремонтирующихся кораблей.
имхо, он (старший группы рем. кораблей) должен был подчиняться командиру базы. А ему, в частности, и командиры ремонтирующихся пл. Вот и вопрос - почему ремонтирующиеся пл взорвали по приказанию ком. базы, а по ремонтирующимся нк такого приказания не было?
С уважением, КМ

От Simm
К KM (20.12.2005 23:02:23)
Дата 21.12.2005 19:59:14

Re: Некоторые данные...

Кто его теперь знает,как было в Лиепае тогда?

От Karan
К Перископ (16.12.2005 16:20:49)
Дата 16.12.2005 17:45:51

Вопрос по "Малюткам" М-200 и М-201: почему попали в списки 2 раза?

Приветствую!
>На 9 мая 1945 г. В составе Северного флота остались следующие подводные лодки:
>М- 171, 200, 201,
>Балтийский флот
>- подводные лодки, которые до конца войны не достроили:
>К-54, 55, С-19, 20 21, Щ-41, 412, Р-1, М-200, 201, 202,203, 205, 206, 401

Как понять? Балтийские, видимо XII серии, были недостроены, а номера присвоены потом уже североморским "пятнашкам"? Или просто опечатка?

С уважением,
Андрей

От Перископ
К Karan (16.12.2005 17:45:51)
Дата 16.12.2005 18:18:55

Re: Вопрос по...

>Приветствую!
>>На 9 мая 1945 г. В составе Северного флота остались следующие подводные лодки:
>>М- 171, 200, 201,
>>Балтийский флот
>>- подводные лодки, которые до конца войны не достроили:
>>К-54, 55, С-19, 20 21, Щ-41, 412, Р-1, М-200, 201, 202,203, 205, 206, 401
>
>Как понять? Балтийские, видимо XII серии, были недостроены, а номера присвоены потом уже североморским "пятнашкам"? Или просто опечатка?

>С уважением,
>Андрей
Здравствуйте, уважаемый Андрей!
М-200 заложена 31.03.40 г. в Ленинграде, спущена на воду 17.07.41 г., переведена по внутренним речным путям в Астрахань,где её достроили и перевели на СФ, но в 3-х томнике об этом не было сказано. Аналогично и с К-201. Смотри А.В. Платонова "Энциклопедия советских подводных лодок 1941-1945. С уважением, Берзин

От peps56
К Перископ (16.12.2005 18:18:55)
Дата 19.12.2005 10:41:17

Re: Вопрос по...

Добрый день !

Прошу прощения за то что влезаю без спроса.
По Черноморским "М" XV серии никаких больше материалов случайно нет? Интересует в большей степени лодка, "затопленная при испытании системы ПУГ" в 50-ых годах неподалеку от Севастополя.
Лежит на 42 метрах. Орудие демонтировано. Буксировочный канат присутствует. За рубкой - небольшая пробоина в корпусе. Неужто её просто так утопили, а поднимать не стали?

С уважением,
Константин Попов

От Перископ
К peps56 (19.12.2005 10:41:17)
Дата 19.12.2005 11:16:29

Re: Вопрос по...

>Добрый день !

>Прошу прощения за то что влезаю без спроса.
>По Черноморским "М" XV серии никаких больше материалов случайно нет? Интересует в большей степени лодка, "затопленная при испытании системы ПУГ" в 50-ых годах неподалеку от Севастополя.
>Лежит на 42 метрах. Орудие демонтировано. Буксировочный канат присутствует. За рубкой - небольшая пробоина в корпусе. Неужто её просто так утопили, а поднимать не стали?

>С уважением,
>Константин Попов
Здравствуйте!
На ЧФ подводные лодки 15 серии: М-202 и М-203, М-202 сдана в ОФИ для разделки на металл, боевых походов в ВОВ не совершала; М-203 в боевых действиях не участвовала.
С уваженем, Берзин

От peps56
К Перископ (19.12.2005 11:16:29)
Дата 19.12.2005 11:26:00

Re: Вопрос по...

>На ЧФ подводные лодки 15 серии: М-202 и М-203, М-202 сдана в ОФИ для разделки на металл, боевых походов в ВОВ не совершала; М-203 в боевых действиях не участвовала.

Спасибо. Понятно что в боевых действиях "малютки" этой серии там не участвовали. Меня в большей степени послевоенная история XV-ой серии на Черном море интересует.
И еще... есть фотография (Илья, еще раз спасибо) с китайским матросом на "М" этой серии. Нет информации о передаче лодок в КНР?

С уважением,
Константин Попов

От Перископ
К peps56 (19.12.2005 11:26:00)
Дата 19.12.2005 19:24:23

Re: Вопрос по...

>>На ЧФ подводные лодки 15 серии: М-202 и М-203, М-202 сдана в ОФИ для разделки на металл, боевых походов в ВОВ не совершала; М-203 в боевых действиях не участвовала.
>
>Спасибо. Понятно что в боевых действиях "малютки" этой серии там не участвовали. Меня в большей степени послевоенная история XV-ой серии на Черном море интересует.
>И еще... есть фотография (Илья, еще раз спасибо) с китайским матросом на "М" этой серии. Нет информации о передаче лодок в КНР?

>С уважением,
>Константин Попов
Здравствуйте, уважаемый Константин!
По 15 серии ЧФ таких сведений у меня нет. По 15 серии за весь СССР я должен посмотреть, сообщу. С уважением, Берзин

От peps56
К Перископ (19.12.2005 19:24:23)
Дата 20.12.2005 17:23:49

Re: Вопрос по...

>По 15 серии ЧФ таких сведений у меня нет. По 15 серии за весь СССР я должен посмотреть, сообщу. С уважением, Берзин

Буду премного благодарен за хлопоты.

С уважением,
Константин Попов

От Перископ
К peps56 (20.12.2005 17:23:49)
Дата 20.12.2005 20:43:40

Re: Вопрос по...

>>По 15 серии ЧФ таких сведений у меня нет. По 15 серии за весь СССР я должен посмотреть, сообщу. С уважением, Берзин
>
>Буду премного благодарен за хлопоты.

>С уважением,
>Константин Попов
Здравствуйте, уважаемый Константин!
15 серии сдали ВМФ: 4 во время войны и 10 после войны. В 1947 г. на заводе №196 до 1953 г. построили ещё 43 подводные лодки. Судьбу их не знаю. С уважением, Берзин

От Илья
К Перископ (20.12.2005 20:43:40)
Дата 30.12.2005 01:36:38

Re: Вопрос по...

>Здравствуйте, уважаемый Константин!
>15 серии сдали ВМФ: 4 во время войны и 10 после войны. В 1947 г. на заводе №196 до 1953 г. построили ещё 43 подводные лодки. Судьбу их не знаю. С уважением, Берзин
А нигде нет доступных сведени про них. 43 лодки - как будто и не было их...
Были отданы в КНР некоторые. Если надо, пишите, назову номера.

От Перископ
К Илья (30.12.2005 01:36:38)
Дата 30.12.2005 09:33:57

Re: Вопрос по...

>>Здравствуйте, уважаемый Константин!
>>15 серии сдали ВМФ: 4 во время войны и 10 после войны. В 1947 г. на заводе №196 до 1953 г. построили ещё 43 подводные лодки. Судьбу их не знаю. С уважением, Берзин
>А нигде нет доступных сведени про них. 43 лодки - как будто и не было их...
>Были отданы в КНР некоторые. Если надо, пишите, назову номера.
Буду благодарен, если пришлёте номера.
С уважением, Берзин

От Karan
К Перископ (16.12.2005 18:18:55)
Дата 16.12.2005 22:13:00

15-я серия в 1940-м?

Приветствую!
Спасибо за ответ. Но, как Деточкин, "сверюсь с картотекой"-что-то тут не то. ИМХО.
PS Малютки в ВОВ вообще подвиг, без кавычек, по определению. Как правильно заметил коллега-моделист, сделавший модель "эмки": "С двумя торпедами в море, это как на медведя с двустволкой. Причем патронов всего два!"
PPS Есть мысль сделать модель М-201, успела она отличиться, да исходного материала по ним(15-й серии) маловато.

От peps56
К Karan (16.12.2005 22:13:00)
Дата 19.12.2005 10:50:26

Re: 15-я серия...

Есть кое-что по 15-ой серии. Пообщаемся?
Мне сильно помог с фотографиями Илья с www.submarines.narod.ru

з.ы. Спам достал. Адрес почты на сайте: www.peps.ku.ru

С уважением,
Костя

От Перископ
К Karan (16.12.2005 22:13:00)
Дата 16.12.2005 22:54:01

Re: 15-я серия...

>Приветствую!
>Спасибо за ответ. Но, как Деточкин, "сверюсь с картотекой"-что-то тут не то. ИМХО.
>PS Малютки в ВОВ вообще подвиг, без кавычек, по определению. Как правильно заметил коллега-моделист, сделавший модель "эмки": "С двумя торпедами в море, это как на медведя с двустволкой. Причем патронов всего два!"
>PPS Есть мысль сделать модель М-201, успела она отличиться, да исходного материала по ним(15-й серии) маловато.
15 серия- октябрь 1939 г.- завершили технический проект, до начала войны заложили 7 корпусов, имели 4 ТА, но стрелять можно было из двух ТА , затем из следующих двух.
Что это такое ИМХО?
С уважением, Берзин

От Karan
К Перископ (16.12.2005 22:54:01)
Дата 16.12.2005 23:05:03

Так получается, что это они. Интересно...

Виноват. ИМХО, как я ипользую: имею мнение, хотя ошибаюсь. Аналог: ПМСМ - по моему скромному мнению. Но я не спец в этих интернет-терминах.

По поводу лодок: грубо говоря, 15-серия по характеристикам была +/- аналогична лодкам типа "АГ", которые не хуже остальных отвоевали на Черном море? А 6-ю и 12-ю серию, получается, с "агешками" и сравнивать бесполезно.

Ей-богу, лучше бы было наоборот.

От Илья
К Karan (16.12.2005 23:05:03)
Дата 30.12.2005 01:39:24

Re: Так получается,



>По поводу лодок: грубо говоря, 15-серия по характеристикам была +/- аналогична лодкам типа "АГ", которые не хуже остальных отвоевали на Черном море? А 6-ю и 12-ю серию, получается, с "агешками" и сравнивать бесполезно.
В смысле "аналогичны"? это разные эпохи. АГ - 450 мм ТА и все такое прочее устаревшее. Хотя 15 серия тоже не технологический прорыв, но все же нельзя эти лодки сравнивать